10 октября 2019

Мифы о звездах и работе в шоу-бизнесе (личный опыт)

Мы попросили исполнительного продюсера Ксению Кабишеву (@ksushon), которая работает в индустрии развлечений больше 10 лет, рассказать всю правду о закулисье профессии.

Последние восемь лет она провела в промоутерской компании VOLKOV Pro, организовывая концерты и туры Владимира Преснякова, Мари Краймбрери, Ёлки, Теодора Курентзиса и многих других. Специально для редакции U magazine она приоткрыла завесу в мир шоу-бизнеса. Кто все еще считает, что билеты на концерты неоправданно дороги, а все звезды купаются в роскоши?

Все звезды капризные 

Да и нет. Забудьте стандартные определения этих слов. Если вы общаетесь с творческими людьми, нужно уметь различать капризы и неожиданно придуманные сценические ходы, или бытовые запросы, без которых артист действительно не будет чувствовать себя комфортно, а значит, не случится магия. 

Я часто работала со знаменитым дирижером Теодором Курентзисом. За это время мы с командой искали колонку для подзвучки инструмента в канун Нового года за пару часов до московского концерта, в последний момент поднимали с кровати художника по свету, выбирали лампочки в подсветку нужного оттенка. И каждый раз, находясь потом в зале (а это большая удача — послушать хотя бы часть организованного тобой концерта), думали: хорошо, что успели! Без этих незапланированных усилий результат был бы совсем иной. Все потому, что финальную картину еще до ее появления может видеть только гений. 

Райдеры артистов –– сплошная роскошь, шампанское и черная икра

Вот уж тема острее некуда. Сколько мифов и легенд ходит в желтой прессе. Но прежде чем мериться райдерами и обсуждать, не слишком ли много просят, стоит задуматься, сколько сил вкладывают артисты. Этой весной я летала в тур с коллективом Владимира Преснякова. Честно скажу, даже работой это не назовешь, мне показалось, что я обрела вторую семью. Но был у нас и тяжелый период –– концерты на Дальнем Востоке и Сахалине. В силу массы обстоятельств (свободных дат в залах, других мероприятий у артиста, расписания самолетов) нам пришлось поставить три концерта подряд в Хабаровске, Южно-Сахалинске и Владивостоке. За трое суток мы совершили восьмичасовой перелет из Москвы, два перелета между городами и обратно девять с половиной часов в Москву. И это достаточно распространенная ситуация. 

Сложно? А если еще каждый день выходить на сцену с полноценным концертом, да так, чтобы никто не догадался о твоей усталости? В 99% случаев требования артистов обусловлены только необходимостью создания минимального комфорта в условиях кочевой жизни. Бывают и специфические запросы, мы люди разные, но чаще все в пределах разумного. А еще есть такая фишка –– писать абсурдные требования в середине или в конце райдера, чтобы понять, что организатор его внимательно читает. Так у кого-то была розовая пантера. Но мы ответственные — даже такое решили выполнить. И да, на Дальнем Востоке действительно во всех гримерках всегда есть икра. 

Вся работа –– это приятная суета вокруг артиста 

Если вы координируете проект, количество и разнообразие знаний и вопросов, которые необходимо контролировать, может поначалу шокировать, многие не справляются. Не так давно завершился тур по России певицы Ёлки, так вот это были не просто концерты в местных ДК, а целое световое шоу, а значит, и море оборудования, которого часто нет в городах, его приходится возить с собой. Чтобы организовать подобный тур, нужно, например, уметь пользоваться таблицами Excel и формулами на высшем уровне для финансовых расчетов, иметь хороший контакт со страховыми компаниями, освежить географию нашей родины, выстраивать логистику так, чтобы успеть везде даже в случае отмены самолета, а еще разбираться в том, какой звуковой пульт подойдет, а какой нет. 

И это лишь часть навыков, никогда не знаешь, чему еще придется учиться. А в экстренных ситуациях надо быть готовым брать все в свои руки в прямом смысле слова. На открытии выставки в Музее Москвы, посвященной 80-летию знаменитого Резо Габриадзе, количество уважаемых гостей зашкаливало, нанятые гардеробщики не справлялись, и мы с руководителем нашего билетного департамента решили сами принимать и выдавать одежду. Было весело. И нет, это не стыдно и не зависит от твоего опыта и ранга. Если хочешь сделать крутой проект — будь готов ко всему, главное — это результат и выводы после. 

Стрессоустойчивость –– банальщина из резюме 

 

Руководитель проекта в индустрии  развлечений –– это в первую очередь кризис-менеджер. Основная установка, которая помогает не паниковать –– нерешаемых проблем не существует. Порой тяжело, но многое вспоминается с улыбкой, а некоторые ситуации даже остаются в памяти в виде крылатых фраз. Так, служба безопасности Государственного Кремлевского дворца не пропустила искусственный снег, который был одной из важных акцентных точек в премьерном показе балета «Щелкунчик» со знаменитой примой Наташей Осиповой. Времени заменить материал уже не было. С тех пор повторенная в тот день раз 30 фраза «снега не будет» вызывает во мне легкую дрожь. Описать степень расстройства и силу реакции каждого из руководителей постановочной группы невозможно. 

В другой раз одному из музыкантов оркестра Music Aeterna понадобилось срочно улететь после концерта. Оформить место для достаточно габаритного духового музыкального инструмента авиакомпания отказалась. После ночи на телефоне моя коллега получила аудиосообщение от находчивого музыканта: он пронес тромбон в салон, сказав, что это скрипка. До сих пор радуюсь, что сотрудники аэропорта не очень ориентируются в разнообразии музыкальных инструментов. С тех пор кодовым «Ситуация "тромбон"» мы давали друг другу понять, что дело срочное и требует креативного подхода. 

Никто никуда не спешит, все делают вовремя 

В большинстве случаев нет. Не знаю уж, российская это проблема или так происходит во всем мире. Знакомые и коллеги, связанные с индустрией за пределами страны, поговаривают, что это общая болезнь. Мой опыт далек от мастодонтов. Но я наблюдала многое и до сих пор не могу понять, почему, даже когда начинаешь готовить шоу за полгода, за год, все равно перед мероприятием практически у всех и всегда образуется масса нерешенных вопросов и форс-мажоров. Рискну предположить, что дело в отсутствии четко отлаженных схем, доведенных до автоматизма, и систем планирования. Здорово было бы интегрировать инструменты из других сфер бизнеса в развлекательную. 

Справедливости ради скажу, что чаще всего на результат это не влияет, только на нервную систему команды. Один из моих самых любимых проектов –– концерт Владимира Преснякова в Светлановском зале Дома музыки. Благодаря Давиду Мисакяну, одному из лучших в стране художников по свету, который постоянно работает с «Би-2», мы придумали уникальную концепцию, а привлеченный Давидом театральный художник разработала эскизы, по которым были произведены декорации. В результате на сцене появился целый город с домами, огоньками в окнах и теплой ламповой атмосферой. Мы уложились в две недели! 


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147