25 октября 2018 | Зоя Молчанова
Короткий разговор с Ренатой Литвиновой: «Я не норма»
Актриса и режиссер о любви к людям, себе и кино
Рената Литвинова — не тот человек, с которым легко столкнуться в дверях кинотеатра «Москва» на какой-нибудь из премьер или за баром на светском мероприятии. Только если это не редкие вечера La Maison Remy Martin. Правда, и здесь придется занять очередь среди поклонников и журналистов. Так что если все-таки удалось выхватить ее из толпы даже на самый короткий разговор — вы счастливчик. Наш small talk длился всего 10 минут, а поместилась в него довольно весомая часть жизни «богини» российского кинематографа и музы самых обсуждаемых дизайнеров современности.
«Присаживайтесь», — указывает Рената на стул не напротив, но прямо между собой и Константином Богомоловым. Не каждый день втискиваешься в такую компанию. Мы находимся в небольшом зале Музея им. Щусева, где вскоре начнется их лекция. На тему? «Красоты, конечно. Тут у нас общая точка зрения», — улыбается Рената. Впрочем, у Богомолова есть своя версия. «Мы объединились в прошлой жизни», — шутя или нет замечает он, позвякивая льдом в стакане.
Она в черном, с красной помадой, лицо щедро припудрено, в руке бокал шампанского. Волосы завиты на манер 20-х — практически классика «по-ренатовски». Позже, правда, набросит на плечи балахон — наверное, с плеча Демны Гвасалии (не только креативного директора Balenciaga и дизайнера Vetements, но и ближайшего друга Ренаты). И всё — совсем другая Литвинова. Точнее, та, к которой мы уже почти привыкли: разбавляющая привычный голливудский шик толстовками Рубчинского и многослойными платьями вышеупомянутого Демны.
«У нас с Константином одни вкусы на артистов, на красивых артистов. Пол не имеет значения», — добавляет Рената, между делом напоминая своему напарнику, что вскоре они должны встретиться еще и у него на новоселье. «Когда же у вас закончится ремонт? Первого декабря? Строители всегда обманывают».
И все же о красоте: «Я очень часто спрашивала у мужчин: что для вас красивая женщина? Подавляющее количество отвечали, что при выдающейся внешности все же главное — доброта. Так что красота, наверное, как любовь, — причин для нее нет. Просто чувство, которое возникает, — Рената глубоко вдыхает, — и захватывает тебя».
Главный лейтмотив всех ее интервью — будь то 2009 или 2018 год — рассуждение об уникальности человека. О собственной уникальности. Вот и сейчас она хватается за самую точную характеристику самой себя: «Я не норма. Можно только посочувствовать тем, кто сравнивает себя с другими. Мне кажется, это путь в никуда. Может, у меня мегаломания (бред величия — прим. ред.), но я куда ни брошу взгляд, думаю, боже, насколько же у меня все хорошо».
Действительно: вот, в МХТ начался новый сезон ее спектакля «Северный ветер», билеты на который распроданы («Как это вы не были? Я вас приглашаю»), а сюда она приехала прямо с декораций («Снимаем кино. У нас будет нечто грандиозное — история семьи, такая сага, сказка»). Одна только проблема: «Я все время кем-то обольщаюсь. Я стремлюсь найти кого-то близкого, очаровываюсь, а потом разочаровываюсь, а потом снова… Конечно, лучше бы этого не делать. Но ведь бывают счастливые случаи. Пока я в поиске».
Тут к разговору снова подключается Богомолов: вспоминают муз Феллини («Ну он же нашел себе Мастроянни — красивого чудесного артиста»), Антониони («Вспомните их с Моникой Витти») и Годара. Не так давно своей музой (точнее, альтер эго, а это как будто еще глубже) Рената называла Софью Эрнст, которая исполнила одну из ролей в ее «Северном ветре», но: «В контексте спектакля она устремлялась туда, играя Маргариту... Понимаете, должно очень повезти, чтобы ты встретил такого человека, которого сможешь назвать своим альтер эго».
Такое течение жизни сквозь призму обольщений и разочарований, скорее, вдохновляет ее. Вокруг и так «слишком много реализма», а теперь еще и в кино его в избытке. Она же постоянно ищет другие точки обзора. «Реализм — это совсем не моя чашка чая. Это же такой репортаж рыбы, которая плывет, и все показывается ее выпуклыми глазами. Я это могу и так посмотреть. Кино — это что-то над жизнью, какие-то мои личные сны. Мне это гораздо интереснее смотреть и у других режиссеров тоже. Ведь и в жизни бывают такие таинственные события… Когда я, например, рассказываю какие-то странные истории, которые со мной приключились, мне не верят. Но ведь они же есть — почему это не показать?»
К женщинам-режиссерам она относится снисходительно и одновременно шутливо: «Мне вот они часто говорят, что я их вдохновила, когда взяла и перешла в режиссуру. Но иногда я понимаю, что стала дурным примером. Ну ладно, пускай я буду ориентиром для кого-то».
С другого конца зала жестикулируют — вот-вот начнется лекция. Рената не спеша делает глоток шампанского. «Да, сейчас очень много женщин за кадром. Но если это талантливо, ты же не обращаешь внимания на пол. Женщина может раскрыть такие темы, которые мужчинам не даются». Звучит как тост. Рената бросает взгляд на Богомолова — пора.
Читайте также: U magazine-dlya-dior-parfums/">Кто эта мисс? Аня Чиповская в съемке U magazine для Dior Parfums
Источник фотографий: Александр Эмауз
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess