Zivert: «Любовь для меня — не абстракция, а территория, которую приходится отстаивать каждый день»
12 июля на «ВТБ-Арене» в Москве состоится первый стадионный концерт певицы Zivert «Где-то в ретро». На несколько часов площадка спортивного комплекса превратится в настоящую территорию любви — любви к музыке, танцам и творчеству. Юля, которая совмещает в предстоящем шоу сразу несколько ролей, обещает: у зрителей будет возможность и поностальгировать, и заглянуть в будущее, и помечтать — как и у нас в интервью
Топ, Viva Vox; колье Color, золото, бриллианты, рубины; кольцо Color, золото, бриллианты, рубин, все — MercuryМне очень понравились ваши слова, произнесенные в документальном фильме «В мире веселых»: «Не люблю, когда говорят, что у меня произошел камбэк, потому что камбэк — это когда возвращается то же самое, а я уже новая». С момента выпуска фильма прошло полтора года, и я могу предположить, что сейчас вы и ваше творчество снова трансформировались. Так ли это? И как, на ваш взгляд, вы изменились за это время?
Вы правы! Полтора года в творчестве — все равно что в калейдоскопе: несколько поворотов, и узор уже не узнать. Если выражаться метафорично, раньше я ощущала себя рекой в потоке, а сейчас чувствую, будто стала океаном: вроде бы та же стихия, но глубже, шире, а где-то в толще воды открываются целые миры, о которых я раньше и не подозревала. Творчество — это же не линейный путь, а спираль. Каждый виток дает как новые высоты, так и новые тени, которые приходится освещать. Раньше я пела о свободе как о полете, а теперь вижу ее в умении оставаться собой среди шума. В песнях появилось больше красок, слоев: я экспериментировала со звуком и визуалом, будто собирала пазл из своих чувств и эмоций. А еще я поняла, что «новая» — это не конечная станция. Это как каждое утро просыпаться в новой стране и учиться говорить на ее языке. Так что да, я снова не та, что вчера. Но разве это не прекрасно? Как сказал один мудрый человек: «Нельзя войти в ту же реку дважды», — видимо, он тоже не верил в камбэки. (Смеется.)
В июле у вас состоится первое большое стадионное шоу «Где-то в ретро» на 35 тысяч человек. Расскажите, пожалуйста, как вы готовитесь к этому событию, с какими чувствами к нему подходите?
Подготовку мы начали еще зимой, понимая, что тот размах, который мне хотелось бы показать, невозможно реализовать за пару месяцев. Это были полгода экспериментов и чистого вдохновения. «Где-то в ретро» — настоящий симбиоз всего, что так долго собиралось в моей голове по крупицам. Мы с командой работали над каждой деталью настолько тщательно, что теперь мне самой хочется посмотреть этот стадионный спектакль, как я его называю, из партера вместе со своим слушателем, даже как будто чуть больше, чем со сцены. (Смеется.) Новое шоу объединит в себе мои главные хиты с новыми песнями. Я хочу, чтобы поклонники услышали эволюцию моего звучания, где сохранилась та самая ретродуша, которую они так любят.
Кэтсьют, шляпа, все — Atelier Biser; туфли, The Attico (ЦУМ); браслет Dynamite Couture, браслет Vertigo, все — золото, бриллианты, эмаль, Stephen Webster
Как сказался на подготовке тот факт, что у вас был перерыв в концертной деятельности?
Действительно, в начале 2024 года мне пришлось взять паузу из-за проблем со здоровьем. Но во второй половине года я уже откатывала тур по стране, как говорится, с Божьей помощью. (Улыбается.) Были моменты, когда я физически не могла выйти на сцену без серьезных обезболивающих, а врачи настаивали на полном отдыхе. Но этот перерыв стал не препятствием, а толчком. Во-первых, я наконец уделила время реабилитации: работала с физиотерапевтами, укрепляла спину. Теперь я чувствую себя не просто восстановленной, а более сильной, чем раньше. Во-вторых, пауза дала возможность переосмыслить творчество, да и в целом жизнь. Я писала музыку, экспериментировала с аранжировками, смотрела на свой путь со стороны. И поняла, что «Где-то в ретро» — это не просто концерт, а диалог с теми, кто ждал этого три года. Их поддержка в соцсетях, письма... Это заряжает, не дает сдаться, подсвечивает изнутри. Это так трогательно.
В шоу вы выступаете не только как певица, но и как режиссер. Как вы пришли к этой идее?
Идея взять на себя роль режиссера шоу родилась еще в момент подготовки к прошлому сольнику. Песни — это же не просто звуки, а истории, которые нужно проживать через движение, свет, сценографию. Тем более в этом шоу, где я буду рассказывать людям об эпохах в искусстве, которые меня формировали. А кто может почувствовать это лучше меня? Когда ты выступаешь только как певица, часть этого нарратива неизбежно теряется в интерпретациях других людей. Мне захотелось стать не просто рассказчиком, но и автором всего того, что зритель видит на концерте. Ключевым союзником в этом стала моя подруга и главный хореограф нашего коллектива Юля Мурашко. Мы с ней словно два полушария одного мозга: я фокусируюсь на общей идее, она трансформирует ее в пластику тела. Вместе мы днями и ночами выписывали сценарий от руки, как будто вернувшись в эпоху, когда технологии не диктовали ритм. Это наш ретростайл — медленный, вдумчивый, тактильный. Листы, исписанные чернилами, эскизы костюмов на полях, пометки на стикерах... Такой подход делает процесс честнее: ты физически ощущаешь, как идея рождается из пустоты и каждая деталь становится осознанным выбором, а не случайным кликом в программе. Иногда перелистываю наш альбом, листы шуршат под пальцами, а я сижу и думаю: как здорово, что у меня в руках доказательство того, что в цифровую эпоху магия все еще рождается вручную.
Жакет, Thierry Mugler Vintage; шляпа, Lilia Fisher; серьги Maureen, золото, бриллианты, Casato
Какие режиссерские задачи вызывают наибольшую сложность?
Самой сложной задачей для меня как режиссера оказалось удержать баланс между масштабом замысла и его воплощением. Когда в голове эпические образы, а на сцене приходится считаться с законами физики, временными рамками, бюджетом... Малейший сдвиг, и весь мэджик рушится. Еще один вызов — быть одновременно внутри шоу как артист и снаружи как режиссер. Когда ты на сцене, легко увлечься энергией зала. Приходится раздваиваться, как актер, который сам себе ставит мизансцены.
Ретроэстетика — важная часть вашего творчества. Чем она вам близка? Как вам кажется, почему она по-прежнему находит отклик у стольких людей?
Ретроэстетика — это мост между поколениями. Она позволяет мне говорить с аудиторией на языке эмоций, где ностальгия становится не бегством от реальности, а способом найти в прошлом силы для творчества в настоящем. И, судя по реакции слушателей, этот диалог удается. История — наш клад, который у нас не отнять. Это не просто стиль, а целый фотоальбом души, который помогает мне выражать себя через музыку и визуальную составляющую. Для меня важно сохранять посредством своего творчества связь с корнями, даже если я экспериментирую с формами. Ностальгия — это эмоциональный якорь, самая настоящая машина времени.
Плащ, Viva Vox; боди, Sashaverse
В одном из интервью вы рассказали, что в ваших песнях можно встретить не одну лирическую героиню, а сразу нескольких. Чем вы вдохновляетесь, когда создаете их?
Как поется в одной из моих песен: «Меняю парики-ки-ки-ки, чтоб не узнали, мы будем многолики-ки-ки, где много глаз...» (Смеется.) Мои лирические героини — яркий калейдоскоп альтер эго, которые живут во мне и вокруг меня. Они рождаются из диалога с миром: иногда это отголоски книг или фильмов, иногда — истории незнакомцев, чьи судьбы трогают до глубины души. Каждую я создаю, как режиссер создает персонажа, наделяя ее голосом, жестами, болью и надеждами. Некоторые героини — это я сама, но в другом измерении. Жизнь неоднозначна, и мне скучно петь только о любви или только о боли. Каждая героиня — это новый ракурс, новый вопрос без ответа. Самое сложное — не потерять их душу, даже когда они говорят метафорами.
Сейчас, помимо своего творчества, вы занимаетесь развитием музыкантов в лейбле «СЕМЬЯ». В какой момент вам пришла идея объединить некоторых своих подопечных из «Голоса» и заняться их продюсированием?
Идея собрать у частников «Голоса» в рамках Творческого объединения «СЕМЬЯ» родилась из искренней веры в их талант и желания поддержать их даже после завершения шоу. Во время 12-го сезона я как наставник погрузилась в их истории, услышала их голоса и увидела, насколько они горят музыкой. Мы стали настоящей семьей не только на сцене, но и за ее пределами. Мне хотелось, чтобы их энергия и потенциал не растворились в рутине, а превратились в нечто большее. После финала я поняла: нельзя просто разойтись и забыть. Эти ребята заслуживают шанса на развитие, а не участи «забытых вещей». Сейчас с нами работают семь участников «Голоса», и для каждого мы выстраиваем индивидуальную стратегию.
Слева: Плащ, Balenciaga (ЦУМ); сумка, Alexander Wang (ЦУМ); туфли, Jil Sander (ЦУМ); шляпа, Lilia Fisher; серьги Color, Mercury; Справа: Топ, юбка, все — Viva Vox; мюли, Jil Sander (ЦУМ); колье и кольцо Color, кольца Classic, все — Mercury
Что для вас самое важное и вдохновляющее в роли продюсера?
Меня вдохновляет возможность разглядеть в человеке ту самую искру, которую, может, даже он сам в себе не замечает, и помочь ей разгореться в настоящий огонь. Мне близка роль не начальника, а скорее друга, который прошел похожий путь. Представьте, как в детстве ребенок забирается на дерево и кричит: «Смотрите, какое солнце!», а взрослые ворчат: «Слезь, испачкаешься». Я же, наоборот, хочу сказать: «Залезь еще выше, оттуда видно море!» А еще меня безумно заряжает момент, когда артист вдруг понимает, что его музыка не просто «достаточно хороша», а становится частью чьей-то жизни.
Тема нашего летнего номера звучит как «Территория любви», и очень символично, что в описании вашего профиля в одной из социальных сетей стоит фраза «Soldier of love». Можете поделиться, какой смысл вы вкладываете в эту фразу?
«Soldier of love» — это не просто красивая строка из песни любимой Sade, а моя личная философия. Любовь для меня — не абстракция, а территория, которую приходится отстаивать каждый день. Как солдат защищает границы, так и я берегу то, во что верю: искренность в творчестве, смелость быть собой и право голоса тех, кто только начинает свой путь. Когда-то я сама шила в музыку с щитом из наивности, а вместо меча у меня был только голос. Тогда я поняла: любовь к своему делу — это не романтический порыв, а упорная работа. А еще территория любви для меня — там, где нет места цинизму. Миром должна править любовь — чистая, искренняя, необусловленная.
Кэтсьют, шляпа, все — Atelier Biser; туфли, The Attico (ЦУМ); браслет Dynamite Couture, браслет Vertigo, все — золото, бриллианты, эмаль, Stephen Webster
Вы одна из немногих российских певиц, у кого много композиций посвящены именно любви к себе и выбору себя. Мои фавориты — Credo и «Очень одна», потому что в этих песнях одиночество не кажется чем—то страшным... Насколько вам самой комфортно находиться в состоянии уединения?
Спасибо! Мне очень приятно, что вы чувствуете эту связь с моими песнями, приятно, что отметили «Очень одна», она в моем личном листе с пометкой «особенная». Для меня одиночество — это не пустота, а пространство, где рождается диалог с самой собой. Я уверена: уединение может быть ресурсом, если научиться его принимать. После долгих туров, когда у меня впервые начались панические атаки и произошло физическое истощение, я уехала на Бали. Там, в тишине, я не только восстанавливалась, но и написала 70% материала для альбома «В мире веселых». Это было время, когда я училась слышать себя без шума внешнего мира. Уединение для меня — это не изоляция, а возможность обнулиться и открыть в себе новые грани для творчества.
Под клипом на вашу недавнюю песню «Эгоистка» очень много комментариев с благодарностями — женщины признаются, что они узнают в ваших строках себя. Насколько эта песня автобиографична для вас? Случалось ли в вашей жизни, что было сложно кому-то отказать или настоять на своем?
Наблюдать, как «Эгоистка» находит отклик в сердцах женщин, невероятно вдохновляюще. Каждая история, каждый комментарий под клипом напоминают мне, что мы все проходим через похожие испытания, но часто боимся в этом признаться. «Эгоистка» — не просто сингл, а мой личный манифест. В нем я говорю о здоровом эгоизме, который когда-то сама училась применять. Раньше я часто жертвовала своими интересами, чтобы угодить другим, соглашалась на то, что физически меня истощало. Переломным моментом стали проблемы со спиной — тогда я окончательно осознала: пора выбирать себя. Не бойтесь быть неудобными. Отказ — это не предательство, это акт самоуважения. И я горжусь, что теперь у нас с вами есть гимн для тех, кто решил выбирать себя без извинений. То, от чего мы отказываемся, — не закрывающаяся дверь, а хороший клининг нашего внутреннего пространства, где в чистых стенах начинаешь отчетливо слышать себя и получаешь возможность наполнить его тем, что делает по-настоящему счастливым именно тебя. Пройдя однажды этот урок, могу с уверенностью сказать, что здоровый эгоизм — путь к себе! Пожалуйста, становитесь счастливыми самостоятельно. Пусть это будет вашим естественным состоянием, вне зависимости от погоды, людей и обстановки в мире.
Серьги Classic, золото, бриллианты, Mercury
В одном из интервью вы сказали, что для вас недостаточно быть просто певицей. После этого вы попробовали себя в продюсировании, теперь еще и в режиссуре. Какие еще амплуа вам хотелось бы открыть в себе?
Творчество — это бесконечный эксперимент и огромное поле для самореализации. Когда я говорю, что не хочу останавливаться на карьере певицы, это не каприз, а жажда роста. Продюсирование, режиссура концертов и клипов — все это ступеньки к чему—то большему. Но знаете, что меня манит сильнее всего? Актерство! Я всегда чувствовала, что эмоции, которые я вкладываю в песни, можно выразить и через другие формы. Когда пою, я будто проживаю целые жизни за три минуты. А все мои музыкальные видео — это не просто красивый набор кадров. В каждом из них есть своя сюжетная линия, своя драматургия, где я играю главную роль. Так что определенный опыт у меня уже имеется. (Смеется.) Кстати, по секрету: первый шаг в этом направлении уже сделан. Не могу раскрывать детали, но скоро вы сами все увидите — это будет неожиданно и, надеюсь, перерастет во что-то большее!