7 сентября 2023 | Полина Ульянова

Яна Енжаева — о роли в фильме «Праздники», режиссерских амбициях и касте брусникинцев

Сегодня в российских кинотеатрах выходит фильм «Праздники» — полнометражный режиссерский дебют Бориса Дергачева. Комедия о семейных ценностях расскажет о семействе Пыжовых, которое собирается вместе на майских, чтобы встретить двух новых потенциальных «родственников», но застолье, само собой, идет не по плану. Одну из ролей в картине сыграла Яна Енжаева — восходящая звезда российского кино, известная по сериалам «Легко ли быть молодым?», «Метод» и фильму «Выпускной». Мы обсудили с Яной ее роль в «Праздниках», общественное давление на женщин и режиссерские амбиции

Яна Енжаева фото № 1
Яна Енжаева
Во время съемок вы писали у себя в социальных сетях, что «Праздники» для вас особенный проект. Чем этот фильм выделяется среди других ваших работ? 

Я верю в него как ни в один из своих проектов, честно. Интуиция вопит мне о том, что это, не побоюсь этого слова, грандиозный материал. Он близок обычному человеку, в нем хлесткий и доступный юмор, он излучает тепло, которого, как мне кажется, сейчас многим недостает. К тому же, со многими людьми, создающими этот проект, я теперь дружна и в обычной жизни, что для меня является сигналом глубокого «прорастания» в недрах моего сердца (Улыбается.).

В центре сюжета фильма «Праздники» одна большая и, на первый взгляд, счастливая семья. А как бы вы сами могли охарактеризовать эту «ячейку общества»? В чем ее главная проблема, которую герои возможно и не замечают? 

Ну, почему же «на первый взгляд»? Я считываю их как счастливую ячейку общества! Но в каждом счастье должна присутствовать своя ложка дегтя, чтобы не терять способность ценить то самое счастье (Улыбается.). Проблема достаточно рядовая, как и у многих семей (что, кстати, будет сближать Пыжовых со зрителем, как мне кажется) — боязнь прямого разговора. Вообще это глобальная проблема современного человека, коммуникативные функции которого сейчас сильно заточены под формат социальных сетей. Пыжовы точно заставят вас оторваться от виртуалити и посмотреть на своих членов семьи по-новому, как будто заново к ним подключившись эмоционально.

Яна Енжаева фото № 2
Яна Енжаева
Приходилось ли вам самой сталкиваться с подобными семьями? Насколько реалистично, на ваш взгляд, в фильме показаны взаимоотношения отцов и детей?   

Мне кажется, что Пыжовы — это такой собирательный образ среднестатистической российской семьи, поэтому на вопрос «приходилось ли» — однозначное «да»! И мне, и вам: они живут в соседней с вашей квартире (Улыбается.). Думаю, мы приложили максимум усилий, чтобы показать эту разность поколений: начиная от лексики (особенно ярко видно как раз на примере моей героини, которая бесконечно апеллирует выражениями, которые не понимает ее отец) и заканчивая вопросами более глобального порядка, например, об устройстве семьи, понимании любви, дружбы. 

В фильме вы играете младшую дочь, которая приводит домой фиктивного ухажера, лишь бы угодить маме. Почему, на ваш взгляд, она встает на этот путь обмана? Что ей мешает просто нормально поговорить со своими родителями? 

Установки! Деструктивные установки, пригодные для выходцев идеологии коллективизации, где отдельная личность как таковая не имеет права существовать. Где неуместно прийти и заявить «да, у меня вот так и я имею на это полное право, потому что это моя жизнь и мой путь». У нас по сей день торжествует установка «все как у людей», и я взрослела в таких же убеждениях. Но меня сильно радует, что Пыжовы — это как раз пример того, как можно быть толерантным к особенностям личности своего близкого. Как можно научиться уважать выбор, невзирая на собственные установки.

Не секрет, что родственники старшего поколения (не обязательно родители) могут буквально изводить молодых незамужних девушек вопросами про личную жизнь. Приходилось ли вам отстаивать свои личные границы в подобной ситуации? Как это правильно сделать, чтобы не испортить отношения?

У меня достаточно прогрессивная семья, чтобы мучить меня подобными вопросами. Хотя, бабушка как-то даже сказала эту величайшую фразу «часики-то тикают». Мы вместе похихикали, а потом я просто попросила ее снять с себя полномочия соглядатая моей личной жизни и больше подобного не изрекать. На том и порешили, больше не повторялось. Главное — быть конкретным и говорить прямо. А восприятие другого человека — не ваша зона ответственности (Улыбается.).

Яна Енжаева фото № 3
Яна Енжаева
Многие женщины (и похоже, что ваша героиня из их числа) ощущают общественное давление, будто бы есть какой-то список дел того, что нужно успеть к определенному возрасту. В первую очередь это касается брака и рождения детей. Как победить в себе это стремление «вписаться» и необходимость соответствовать какому-то общественного стереотипу? 

Классный вопрос! Вообще это огромная работа над собой и с собой: честно признаться самой себе, чего хотите вы, а не общество от вас. Очень сложно отделаться от социальных догм и подружиться со своими реальными желаниями, это факт. Сложно, но можно. Я сама прошла этот путь от «родить до 25» до «я хочу быть для себя, про себя и ради себя». И самый простой способ победить пресловутый стереотип — это осознать и всецело прочувствовать, что у тебя одна жизнь и прожить ты ее обязан прежде всего для себя, а не для кого-то другого. Это так просто и так сложно одновременно.

Для Бориса Дергачева «Праздники» — это полнометражный дебют, широкой публике он скорее известен как актер. Дергачев-режиссер — какой он? На ваш взгляд, этому амплуа не мешает актерский бэкграунд?

Обожаю Борю. Мы с Вареньевной обожаем наблюдать, как он показывает, что делать сейчас в сцене. Думаю, нам сильно повезло, что Боря прежде всего артист: он понимает процессы и внутри кадра, и за его пределами. Это победное комбо. И чувство юмора. Как же круто, когда режиссер с таким фантастическим чувством юмора. В контексте нашего материала это вдвойне важно. Боря очень чуток к актерской природе, поскольку сам работает и как актер. Он позволяет нам как будто бы больше, чем мог бы позволить режиссер без актерского опыта. Он точно знает, как сильно помогает сцене актерская свобода. За что ему моя бесконечная благодарность и любовь.

Сейчас немало актеров и актрис пробуют себя в сценарном мастерстве и/или режиссуре. Есть ли у вас подобные амбиции? 

Конечно. Я обязательно сниму кино, точно вам говорю. Было даже предложение писать однажды комедию, но я крайне скептически к этому отнеслась, поскольку для меня важно прежде всего самой себе дать право на подобную ответственность, а это колоссальная ответственность (как по мне). Дайте мне еще чуть-чуть времени «обрасти мясом» — и я в деле!

Яна Енжаева фото № 4
Яна Енжаева
Вы не только снимаетесь в кино и сериалах, но и играете в театре. Нередко можно услышать мнение, что сцена раскрывает актера больше, чем камера, в театре он существует только здесь и сейчас. Согласитесь ли вы с этой позицией? А что в первую очередь вам самой дает театр, какой опыт? 

Театр позволяет мне держать «актерскую мышцу» в тонусе. Ну, условно, можно быть просто худым, не ходя в спортзал, а можно быть рельефно худым, регулярно посещая тренировки, понимаете? Вот театр — это мой спортзал, где я утверждаюсь в том, что я в актерской форме. Театр — это ремесло, это скрепы, базис. Это лакмусовая бумажка для артиста. Он сложнее работы в кадре, безусловно. Я вообще придерживаюсь мнения, что настоящий актер, который занимается профессией по-настоящему, невозможен без театра. Мой мастер сказал мне однажды: «В театре ты наполняешься, а в кино ты отдаешь». Точнее и не скажешь.

Вы учились у прославленного режиссера и педагога Дмитрия Брусникина. Его актеров выделяют в отдельную касту «брусникинцев». Ощущается ли, что вы и ваши однокурсники отличаетесь от других молодых российских актеров? В чем эта разница? 

«Брусникинцы» — это стиль. Ты приходишь на пробы, говоришь, что из мастерской Брусникина, и это сразу плюс в карму и бесспорный знак качества. Мне кажется, что фундаментальным отличием учеников Брусникина является то, что нас никогда не учили актерствовать: нас учили быть и всегда оставаться людьми. Нас учили разбираться в себе и слышать себя и ближнего, быть эмпатичными, сопереживающими, не безразличными. Мне довелось поработать со многими артистами, и я понимаю, как важно сохранить в себе прежде всего человека. Как важно не задохнуться в пелене собственного тщеславия и неизмеримого эго. Вот «брусникинцы» — про настоящего человека внутри себя. 

Яна Енжаева фото № 5
Яна Енжаева
Давайте представим ваш гипотетический день, когда нет съемок и спектаклей.  Как чаще всего вы его проводите? А каким был бы идеальный выходной день, а не «как обычно»?

Вы знаете, я довольно скучный человек в плане досуга. Для меня за счастье — это просто выспаться и почитать книгу по времени столько, сколько я хочу, а не в перерывах между чем-то и чем-то. Люблю неспешно проснуться, в таком же неспешном режиме организовать себе завтрак (либо выбраться в ближайшее кафе на вкусные сырники), затем чтение (я читаю каждый день, это неизменное правило, варьируется лишь количество прочитанного в зависимости от занятости). Обязательно уделю время кошке, она сильно во мне нуждается. Поброжу по району пешком, слушая какую-нибудь страшно попсовую музыку (тоже такой момент разрядки и тотальной отключки мозгов). А вечером схожу на йогу и после практики поболтаю со своим йога-комьюнити на какие-нибудь отвлеченные темы метафизического порядка. Это очень полезно — выводить свои мысли на глобальный уровень.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147