12 декабря 2023

Все, что нужно знать о паблик-арт программе «Сказки о золотых яблоках»

В Альметьевске, нефтяной столице Татарстана, завершилась пятилетняя арт-программа «Сказки о золотых яблоках». Проект вышел масштабным: российские и зарубежные художники при поддержке местных жителей создали более 40 арт-объектов. Муралы, скульптуры, лазерные инсталляции и мультимедиа-объекты стали новыми символами города, отражающими народную культуру и традиции. Поговорили с кураторами и художниками проекта о концепции, этапах работ и реакции местных жителей

Все, что нужно знать о паблик-арт программе «Сказки о золотых яблоках» фото № 1
Проект стал известен на всю страну — расскажите подробнее о программе. Как появилась идея и почему именно в Альметьевске?

Это социо-культурная перезагрузка города, научно-художественный проект. 40 объектов паблик-арта, которые рассказывают историю места голосом его жителей. Это и муралы, и скульптуры, и медиа-инсталляции, и даже тотальное высказывание — Индустриальный сквер. 

Очень важно, что этот проект появился благодаря особому патриотизму Наиля Ульфатовича Маганова (прим. ред.: глава “Татнефти”) его глубокой веры в родной город. Воля к трансформаци и вера в культурные ценности дают фантастические результаты.

«Яблоня». Максим Свищев фото № 2
«Яблоня». Максим Свищев

В создании объектов участвовали местные жители — как удалось их привлечь и какой была поддержка?

У нас были практики чаепития во дворах: неформальное общение с художниками, большие событийные программы, лаборатории и воркшопы. Местные жители участвовали в проектировании родника  и, конечно, в сборе семян для индустриального сквера. Отдельно стоит упомянуть программу для гидов — мы набрали по опен-коллу и подготовили 10 экскурсоводов, которые водят регулярные экскурсии по городу.  Эти всегда разные прогулки стали одним из видов городского культурного потребления.

«Великан». Андрей Люблинский фото № 3
«Великан». Андрей Люблинский

Горожане трепетно относятся к своей культуре и появлению новых объектов. Расскажите, какая реакция была у местных жителей?

Процесс укоренения работы в пространстве — это всегда часть истории. Иногда люди смеются или плачут, глядя на работу, иногда узнают себя. Вот бабушка, например, может сказать: «я в детстве на такой телеге с мамой ездила», — и всей нашей большой команде радостно, потому что за этим узнаванием стоит большая работа с экспертами, поиск верного символа. Люди смотрятся в искусство как в зеркало, и вопрос в том, что они видят в этом отражении. Здорово, если историю своего дома, часть детства, печаль или любовь. 

Все, что нужно знать о паблик-арт программе «Сказки о золотых яблоках» фото № 4
Скульптурная группа «Радиолярии» расположена на территории нового кампуса Высшей школы нефти. В чем заключалась идея объекта и из чего он сделан?

Для меня это была не простая задача, так как в своем творчестве всегда тяготел к гармоничным природным формам, пока вдруг не пришло осознание, что нефть — это тоже природный продукт, имеющий свою геологическую, органическую историю возникновения. Каково же было удивление и восхищение, когда я открыл для себя эти ископаемые формы жизни, лежащие в основе углеводородных осадочных пород. В итоге арт-объекты стали достаточно точным и масштабированным в тысячи раз изображением скелетных структур древних микроорганизмов. Материалом стал белый фибробетон, наиболее похожий по ощущению на окаменелости.

«Радиолярии». Сергей Соболев фото № 5
«Радиолярии». Сергей Соболев

Все, что нужно знать о паблик-арт программе «Сказки о золотых яблоках» фото № 6
Местные жители активно участвовали в арт программе. А как они приняли «Великана»?

Детям из ближайших дворов очень полюбился  «Великан», они начали с ним активно взаимодействовать. Маленькому человечку, расположенному на скамейке, нередко пририсовывают лицо — причем эмоции у него получаются всегда разные. С ноги большого великана катаются как с горки, играют около него в прятки, и в принципе, активно включают объект в свои практики. А летом около арт-объекта проходили мастер-классы. Используя изготовленные мной бумажные макеты «Великана», участники создали своих великанов, которые становились личным оберегом каждого. В рамках этого события организаторы устраивали чаепитие с баурсаком, ставшее традиционным для подобных летних встреч.

«Великан». Андрей Люблинский фото № 7
«Великан». Андрей Люблинский

Все, что нужно знать о паблик-арт программе «Сказки о золотых яблоках» фото № 8
Расскажите о создании «Яблони». Как проходила установка объекта, были ли сложности? Какие эмоции после завершения — все шло по плану?

Производство всегда имеет сложность, особенно, когда речь идет о большой скульптуре со сложными формами. И когда происходит реализация идеи, которая была сначала выполнена в 3D, а потом уже в формате, то неизбежны какие-то трансформации, мутации и преобразования. Сама среда, физические законы оказывают влияние на окончательный вариант скульптуры и оставляют след. В итоге меня очень порадовало открытие «Яблони». Мы завтракали в общественном центре «Альмет» и увидели в сквере актеров уличного театра. Меня поразило то, как они совпадают по энергетике и цветам с моей работой. И возникла идея позвать их на открытие скульптуры. Они откликнулись на нашу просьбу, и два актера торжественно открывали скульптуру. Рядом с «Яблоней» расположена школа, мы на открытие никого не приглашали, но случилось так, что у детей закончились уроки, они выбежали, собрались вокруг скульптуры. Особенно меня порадовало, когда один из участников театра предложил детям пробежать вокруг «Яблони». Он имел в виду по брусчатке, а дети, не задумываясь ни на секунду, побежали прямо вокруг скульптуры. Это меня очень порадовало и восполнило ту энергию, которая была потрачена на производство и на прохождение всех технических сложностей.

«Яблоня». Максим Свищев фото № 9
«Яблоня». Максим Свищев



Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147