10 ноября 2023 | Виталий Терехов

Виталий Барабанов — о персональной выставке «Хроники внутренней природы», «живых» работах и творческом пути

24 октября галерея современного искусства a—s—t—r—a представила персональную выставку Виталия Барабанова «Хроники внутренней природы». Новый проект художника подытоживает исследование взаимосвязи памяти и личных экзистенциальных состояний, начатое им еще в 2019 году в рамках проекта Perfect Decay. В честь открытия выставки мы поговорили с Виталием Барабановым о «живых» работах и его творческом пути

Виталий Барабанов фото № 1
Виталий Барабанов
В одном интервью вы рассказали, что «глобально у вас два больших фронта художественных практик: живопись действия и изобразительное искусство». Расскажите о том, что это за практики и почему вы выбрали именно их?

Все правильно. Первый я называю «органическим» — это проекты по экспериментам с «живым» произведением, основанные на трудах Бруно Латура. Чаще всего это active painting в результате перформативных действий. Второй проект я называю «изобразительным» — это исследования возможностей классических медиумов живописи и графики через темы памяти и собственных психоэмоциональных состояний. Я их не выбирал специально. Идея работы над обоими проектами явилась органично исходя из целей и задач, над которыми я трудился в определенные периоды.

Еще в проектах Perfect Decay и Make Garden Great Again вы исследовали взаимосвязь своих психоэмоциональных состояний и памяти о местах, где были и куда время от времени возвращаетесь в своем воображении. Тогда же вы и сформировали для себя два понятия: «внутренняя природа» и «сад». Расскажите об этом подробнее, в чем состоит концепция этих понятий?

«Внутренняя природа» — это некий мой автопортрет, составленный из фрагментов воспоминаний, личных переживаний и собственных ощущений в конкретный день, когда создается произведение.

Я разделяю мнение восточных мудрецов о том, что у каждого человека есть свой «сад», который он на протяжении жизни возделывает и ухаживает за ним. Виталий Барабанов
Для кого-то это занятие бизнесом, для кого-то семья, для кого-то еще что-то. Для меня «сад» — это один из видов собственной художественной практики, где по законам медиума этого проекта в день, когда создается работа, я пишу свой автопортрет по внутренним ощущениям, а формально это выглядит как какой-то конструкт из растений, цветов и фрагментов пейзажа, где все – от композиции до колорита — подчинено глубокому погружению и исследованию себя.

Получается, что ваша персональная выставка «Хроника внутренней природы» стала наивысшей точкой ваших экспериментов с «живописи действия», где вы демонстрируете то, как развивалась ваша практика на протяжении четырех лет?

Как раз не «живописи действия», а «изобразительного проекта». Это не наивысшая точка, а, можно сказать, «отчет» о проделанной работы или некие промежуточные «итоги», так как проект продолжается дальше.

1 / 3

Однако в новой серии работ изначальный пейзаж трансформирован или смыт, реальное превращается в абстрактное и происходит некий распад изобразительности. Почему? Что вы пытались зафиксировать в этом распаде?

Это правда. Одна из задач «органического» проекта — переоткрыть для себя традиционный медиум живописи, сконструировать свой собственный изобразительный язык и обретение личной мифологии. Сейчас я нахожусь в такой точке исследования, где после разных приемов деконструкции «изображения» и смыва «старого» начинает проявляться нечто «новое», глобальное и светлое. В нем уже можно что-то угадывать, будто что-то начинает проступать из тумана.

Виталий Барабанов фото № 2
Виталий Барабанов

Какие еще методы и техники вы используете, чтобы передать концепцию "внутренней природы" в своих работах?

Последние несколько месяцев я много работаю с разными сортами рисовой и тутовой бумаги, натуральными тканями, органическими пигментами и связующими.

1 / 3

За свой творческий путь вы уже успели применить немало разных техник: автоматическое письмо, фиксацию образов из виртуальной реальности, привлечение животных для создания художественных произведений, а также экспериментировали с пигментами и текстилем. Поделитесь какие техники и практики вы планируете реализовать в будущем?

Это сложно прогнозируется, у меня все очень последовательно и органично происходит, когда одни практики или материалы приводят к началу работы с другими. Наверное, скоро я смогу заняться скульптурой и объектами. И, конечно, буду продолжать и дальше исследовать возможности живописи и графики.

Какие работы нам стоит ожидать в недалеком будущем?

Мы очень скоро это увидим.


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147