4 ноября | Мария Ушакова
Вера Богданова: «Меня читают эмпатичные люди, которые столкнулись с травмирующими событиями»
Вера Богданова — одна из самых интересных и самобытных современных писательниц. Два года назад ее роман «Сезон отравленных плодов» высоко оценила российская аудитория, а в этом году познакомиться с книгой удалось и франкоговорящим читателям. В октябре «Сезон» вошел в лонглисты сразу трех престижных французских премий: Prix Femina, Prix Médicis и Prix littéraire des Incorruptibles. U MAGAZINE успел пообщаться с писательницей до ее французских гастролей и расспросить, как происходит работа над романами, какие отзывы от читателей ее раздражают и почему мы все так любим истории про маньяков
Когда мы в первый раз встретились с Верой Богдановой, мне на секунду показалось, что передо мной героиня нуарного детектива — такая сильная и мощная энергетика от нее исходила. Main character energy, как сказали бы модные инфлюенсеры. Это было в мае 2022-го, на презентации Вериной книги «Сезон отравленных плодов» — острого социального романа о поколении современных тридцатилетних, заставших хаос девяностых и нулевых в России. За считаные месяцы «Сезон...», очевидно, задевший нерв времени, стал абсолютным бестселлером и вошел во всевозможные подборки лучших книг года. Годом ранее был выпущен не менее успешный роман Богдановой, антиутопия «Павел Чжан и прочие речные твари», а летом 2024-го на сервисе «Букмейт» вышел аудиосериал по ее новой книге «Семь способов засолки душ» (бумажная версия выйдет этой осенью). Зачастую такая плодовитость не идет на пользу качеству, но только не в Верином случае — просто идей много, и хочется воплотить каждую. «У меня обычно так происходит: я заканчиваю роман и уже хочу быстрее начать новый, — рассказывает Богданова. — Помню, как только завершилась редактура “Павла Чжана...”, я на следующий день же написала первую главу “Сезона...” После него села за другой роман, но в конце 2022 года мне приснился сюжет “Семи способов засолки душ”, и пришлось предыдущую историю отложить».
А приснилось Вере вот что. В небольшом городке на Алтае при таинственных обстоятельствах пропадают девушки; за расследование берется Ника Дагаева, чей отец когда-то основал здесь секту, разбившую жизни многих людей. Главы, посвященные Нике, в аудиоверсии «Семи способов...» читает Саша Сулим, журналистка и создательница YouTube-канала про криминальные преступления, и лучшей озвучки придумать было нельзя. «Я сама смотрю тру-крайм с детства, меня бабушка подсадила, — смеется Богданова. — “Криминальная Россия”, “Следствие вели” — я даже музыку могу воспроизвести, которая там звучала. Этот жанр был и будет популярен всегда, просто сейчас у нас появились новые способы подачи материала. А так все криминальные подкасты и блоги — это тот же Каневский, но в версии для зумеров». На вопрос, почему людям так интересны истории про убийц и маньяков, Вера отвечает: «Защитная реакция и любовь к детективам. Просмотры всех выпусков криминальных передач — наша попытка быть осведомленными, попытка убедить себя в том, что теперь-то мы знаем, где прячется преступник. Это, конечно, ложное ощущение, но оно приносит чувство спокойствия. Ну и всем нравится элемент расследования — детективы продолжают бить рекорды по продажам, причем не только в России». Вера рассказывает, что она сама — поклонница «мрачняка»; среди ее литературных фаворитов — Эрнан Диаз, Селеста Инг и Дуглас Стюарт, среди музыкальных — исполнители дарк-эмбиента: под него лучше всего получается описывать напряженные сцены. Периодически она делится мыслями о прочитанном в своем телеграм-канале «Богданова телеграфирует» и пишет книжные рецензии для разных изданий. Говорит, что писатель в ней при этом выключается, но всегда активизируется, когда она видит хорошую работу со словом, как, например, у Оксаны Васякиной и Евгении Некрасовой. К рецензиям на свои книги Вера довольно благосклонна, правда, считает, что пора отказаться от определения «писательница из поколения миллениалов», без которого не обходится почти ни одна посвященная ей статья. «Быть писателем поколения — это лестно, но, мне кажется, есть в этом термине какое-то стремление загнать всех в определенные рамки, создать статистику, — рассуждает Вера. — А у меня очень разная аудитория. Однажды в Воронеже во время презентации “Павла Чжана...” в центре зала поднялась пожилая женщина, учительница литературы, и сказала, что эту книгу нужно внести в школьную программу. На другой презентации ко мне подошел парень лет 14 и сказал, что “Сезон отрав- ленных плодов” — про него. Поэтому я могу сказать, что меня читают не только миллениалы — меня читают эмпатичные люди, которые столкнулись с травмирующими событиями в жизни». С недавних пор Веру читают не только в России, но и в Мексике, Колумбии и Латинской Америке, где на испанском языке (что весьма символично, учитывая любовь Богдановой к сюрреализму и творчеству Сальвадора Дали и Жоана Миро) вышло несколько ее рассказов. Осенью на французском должен выйти «Сезон отравленных плодов» — а это значит, что познакомиться с Богдановой смогут и франкоговорящие страны. Кстати, есть ощущение, что и в целом читательская аудитория быстро расширяется: писатели все чаще оказываются героями подкастов и шоу, на их мнения ориентируются в составлении всевозможных прогнозов, а поисковые запросы о книжных релизах почти столь же популярны, как о кинопремьерах.
Интересно, что при этом все громче звучит голос именно женщин-писательниц. «Smart is the new sexy, это правда, — улыбается Вера. — На Западе уже давно прослеживается тенденция: книги читают в основном женщины, и читать они хотят про себя. Не про супергероинь, а про обычных жен и матерей, которые спасают не мир, а, например, себя и свою семью». Для некоторых читателей, однако, это все еще остается непонятным явлением. «Однажды в одной из соцсетей мне написал мужчина: “Вы слишком красивая, чтобы стать следующим Львом Толстым”, — рассказывает Вера. — Я думаю, он хотел сделать комплимент, но по фразе в целом мне сразу стало понятно его отношение к моей деятельности. Почему-то у нас в обществе сложилось мнение, что писатель обязательно должен быть очень мудрым, убеленным сединами, чтобы с высоты своих лет изрекать мудрость и говорить всем, как надо жить. Но это задача гуру, наставника, а писатель — человек, который рассказывает истории. Я не хочу никого учить, я хочу поделиться опытом из своей жизни. Разве я мало о ней знаю?»
Источник фотографий: NASTYA LIKKEY
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess