1 октября | Дарья Шаталова

Тина Стойилкович: «Ты обязательно найдешь cвoе счастье, если в него по-настоящему веришь»

Выросшая в Белграде актриса Тина Стойилкович — восходящая звезда российской сцены и кино. Несколько лет назад она приехала в Россию, влюбилась в наш театр и поняла, что пути назад нет. Столица то раскрывала ей свои объятия, то отталкивала ее, но в итоге приняла с почетом: сегодня тина играет в нескольких ведущих театрах, а 4 сентября на платформе Wink вышел сериал Ольги Долматовской и Жоры Крыжовникова «Москва слезам не верит. Все только начинается», где у Тины главная роль

Плащ, Chapurin; платье, Alessandra Rich (ЦУМ); пояс, Chloé (ЦУМ); подвеска Classic, золото, бриллианты, Mercury фото № 1
Плащ, Chapurin; платье, Alessandra Rich (ЦУМ); пояс, Chloé (ЦУМ); подвеска Classic, золото, бриллианты, Mercury
Ведущая двойную жизнь дочь депутата в сериале «Оффлайн» и фаворитка Петра I в драме «Государь», странноватая девушка Саша в фестивальном фильме «Наступит лето», Венди в «Питере Пэне» Театра Вахтангова — Тина Стойилкович экспериментирует с образами, жанрами и не привязывается к амплуа. Кажется, что ее график расписан по минутам. Тину удается перехватить поздно вечером в Zoom — дождаться вместе с ней такси после съемок, проехать по ночной Москве, зайти к ней домой и задержаться там не на час: обаятельная, веселая, с влажными от дождя волосами, она не пытается надевать маску и рассказывает о жизни так, будто мы давно знакомы.

«Я сидела на самом верхнем, птичьем местечке, где почти ничего не видно — смотришь как бы на жизнь муравьев, но все равно безумно интересно. С пьесой я не была знакома, было вообще непонятно, что происходит на сцене, но меня завораживало это действие», — Тина с восторгом вспоминает знакомство с «Бегом» Юрия Бутусова и даже воспроизводит пластику героев. Тогда старшеклассница из Сербии впервые приехала в Москву и через знакомых получила проходку в Театр Вахтангова. «Я посмотрела спектакль, после почитала пьесу и подумала: Господи, хочу учиться тут, чтобы и я могла вот так же это делать».

Топ, юбка, все — Rowen Rose (ЦУМ); колье Move Uno, золото, бриллианты, Messika фото № 2
Топ, юбка, все — Rowen Rose (ЦУМ); колье Move Uno, золото, бриллианты, Messika
Ей рассказали, что «так» учат в Щукинском институте. После неловкого диалога с охранником «Щуки» (на английском и сербском, который, как выяснилось, не так уж похож на русский) и более конструктивного разговора с деканом девушка решила, что выучит за два месяца русский язык и вернется в Москву — поступать на актрису.

С первой задачей тогда не сложилось, но это помогло в решении второй. «Я читаю Лермонтова очень серьезно — “и скучно, и грустно, и некому руку подать”, — у меня слезы текут, при этом я так странно произношу слова, странно себя проявляю. Комиссия все время дико смеялась». Вместо хита Адель попросили исполнить что-нибудь на русском — Стойилкович вспомнила только песню Крокодила Гены. С обезоруживающей улыбкой она напевает и мне пару строк, мы обе смеемся. «Мне кажется, меня взяли потому, что им было очень смешно. Я очень часто просто прикалываю людей», — улыбается Тина и рассказывает еще несколько забавных случаев из «Щуки».

Пока русский язык осваивался, сербский иногда превращал происходящее в анекдоты. «Я педагогу очень искренне говорю: “Вы такая хорошая, вы так стараетесь для нас, вы такая вредная”. Она смотрит на меня удивленно. И тогда я понимаю, что “вредная” по-сербски — это трудолюбивая… Было много таких языковых ситуаций». Сегодня Тине даже сны снятся на русском — она говорит свободно и красиво. Иностранку в ней, возможно, выдает менталитет — она невероятно открытая, улыбчивая, подвижная, легкая, чего нам, впитавшим с материнским молоком Достоевского и Толстого, иногда не хватает. «К чему я не могу привыкнуть в России? К холодам — я из теплой страны, люблю солнце. А в людях… Наверное, к закрытости чувств», — рассуждает Тина.

Жакет, Massimo Alba («Кашемир и Шелк»); топ, Chloé (ЦУМ); серьги и кольца, все — Classic, золото, жемчуг, бриллианты, Mercury фото № 3
Жакет, Massimo Alba («Кашемир и Шелк»); топ, Chloé (ЦУМ); серьги и кольца, все — Classic, золото, жемчуг, бриллианты, Mercury
«Сербы в целом очень душевный народ и очень гостеприимный. Когда приходит гость, все для него — мы пожертвуем собой, но главное, чтобы он был доволен. Хотя в этом есть схожесть с Россией», — говорит Тина и решает быть гостеприимной даже по Zoom. Она встает и показывает растянутый позади нее шарф с названием любимой футбольной команды, затем подносит камеру к доске, увешанной фотографиями: «Это мама с папой, я маленькая, мои однокурсницы прекрасные, это Сашенька Ревенко, моя подружка».

Стойилкович признается, что раньше часто чувствовала «конфликт культуры»: «Было ощущение, что я везде какая-то не такая, чуть-чуть другая почти во всем». Отвечая на вопрос, как бы она описала «сербский вайб», Тина не задумываясь говорит, что в нем много свободы. «Просто исторически сложилось, что сербы — маленький народ, мы еле сохранились. В сербской душе есть большой порыв отстоять свое, доказать, что мы чего-то стоим и имеем право здесь находиться. Это ощущение свободы и желание быть свободным». Еще в Сербии есть культ семьи — Тина ощущает его и в себе. «Актеры все время работают с эмоциями, от этого выгораешь. Семья для меня — как источник: я оттуда начинаюсь, это мое место силы». В Белграде Стойилкович старается бывать как можно чаще, а вскоре ее родители сами приедут к ней — на премьеру сериала «Москва слезам не верит. Все только начинается».

С картиной Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» Тина познакомилась, когда еще жила в Сербии, — видела обрывками по телевизору. Возвращалась к ней благодаря однокурсникам из «Щуки»: «Они показывали и этот фильм, и другие. Я понимала, что это советское кино — великое, невероятное, непостижимое. Такая база, русский код — то, чего у меня нет, но что нужно знать, потому что я здесь живу и работаю».

Топ, юбка, все — Rowen Rose (ЦУМ); браслет Accendimi, золото, бриллианты, Pasquale Bruni фото № 4
Топ, юбка, все — Rowen Rose (ЦУМ); браслет Accendimi, золото, бриллианты, Pasquale Bruni
Тине рассказывали, что кастинг на роль Ксюши (главной героини сериала, прототипом которой стала Катерина Тихомирова из советского фильма) длился год. Многие претендентки чувствовали груз ответственности, но у Стойилкович его не было: «Я понимала, что это потрясающая история, и все в ней скорее вдохновляло, чем было каким-то грузом». Когда Тину утвердили на роль Ксюши, она хотела сама понять и почувствовать персонажа, пойти «от себя», поэтому долго не пересматривала фильм Меньшова. Сделала это только спустя 20 съемочных дней. «Я посмотрела и поняла, как это сильно, — вспоминает Тина. — Мне говорили, что очень многие будут сравнивать, пытались меня напугать, один актер даже сказал: “Как ты согласилась? Ты должна была отказаться”. Я вообще не понимаю этого. Андрей Николаевич (Жора Крыжовников. — Прим. U) и Оля Долматовская — такие большие профессионалы, ты настолько доверяешь им, идешь за ними». Крыжовников Тину покорил: «Это лучший режиссер из тех, с кем я работала. Очень тонкий, точный. Даже когда он делает что-то драматическое, он умеет и комедийное туда внедрить — заставить человека и расплакаться, и тут же рассмеяться». По словам Тины Стойилкович, сериал — не ремейк советского фильма, а самостоятельная история с переработанным сюжетом.

Размышляя, актриса приходит к выводу, что в названии — «Все только начинается» — и заложена суть. «Ты обязательно найдешь свое счастье, если в него по-настоящему веришь, — неважно, сколько тебе будет лет. Скорее всего, придется пострадать до того, как ты понастоящему станешь счастливым. Но твоя любовь найдет тебя, если ты открыт к ней, — рассуждает Тина. — Мне кажется, это важная вещь: твое само к тебе придет, но нужно работать над этим, не сдаваться, возможно, изменить путь, побороться, жить жизнь, радоваться ей». В этих идеях она видит общее между фильмом и сериалом, хотя обстоятельства и персонажи в них разные: «Тогда был Советский Союз, а сейчас Россия — другие реалии, другая жизнь, другие люди. При этом сама история осталась, и можно как раз сравнить, подумать над тем, как время поменяло мышление людей».

Платье, Saint Laurent (ЦУМ); боди, Free Age; мюли, Mugler (ЦУМ); колье, браслеты, все — Vito, золото, бриллианты, FerriFirenze фото № 5
Платье, Saint Laurent (ЦУМ); боди, Free Age; мюли, Mugler (ЦУМ); колье, браслеты, все — Vito, золото, бриллианты, FerriFirenze
Деликатно делюсь с Тиной наблюдением: ее героиня Ксюша приехала покорять Москву, почти как и она сама несколько лет назад. Тина соглашается и признает, что личный опыт помог ей работать над ролью. «Как ей тяжело приходится, как ей кажется, что Москва ее не принимает, как ее мечты не воплощаются сразу из-за кучи препятствий, — я все это знаю, — рассказывает актриса. — Ксюша хочет быть лучше, чем она есть, но не понимает, что она прекрасна и ей не надо быть кем-то другим, чтобы ее любили. В этом мы с ней очень схожи. Как и в этом желании остаться, когда тебя разрывает, ты уже собрал вещи и уезжаешь, но потом возвращаешься, потому что не можешь иначе». 

Оказалось, что Тина несколько лет назад была на грани — ее едва не депортировали из-за просрочки документов. «Мне тогда помог полицейский в участке — благодаря ему я осталась. Был момент, когда я чуть не уехала, потому что у меня не было ничего — денег, дома. И я была в долгах. Приехала на кинофестиваль “Окно в Европу”, хожу вся такая красивая — мне дали платье, украшение, а у меня 500 рублей на карте». Как и ее героиня, Тина не опускала руки в борьбе за мечту — за годы в Москве успела поработать и аниматором, и официанткой. «Я и полы мыла, вообще не брезговала никакой работой», — слегка смущаясь, добавляет актриса.

Пережить трудные времена ей удалось благодаря друзьям и подругам, которые помогали с жильем и просто верили в нее. Тина вспоминает о них с большой теплотой и, кажется, впервые становится очень серьезной, будто притихшей: «Когда ты уже настолько рассыпался, что не понимаешь, как себя собрать, рядом с тобой есть друзья — они просто любят тебя за то, какой ты есть. Это сила дружбы. Настоящая женская дружба, мне кажется, очень редкая — не все женщины умеют дружить. Но когда это происходит, это очень сильно». Тина считает, что об этом напоминает и сериал — даже если ты занята и устала, подумай о своих подругах, позвони, цени их и благодари за то, что они есть.

Платье, Albus Lumen (ЦУМ); колье Vito, золото, бриллианты, FerriFirenze фото № 6
Платье, Albus Lumen (ЦУМ); колье Vito, золото, бриллианты, FerriFirenze
В свободное от съемок время она играет на сцене — у нее ведущие роли в спектаклях Театра Вахтангова, Театра на Бронной и Театра Наций. «Мне кажется, нигде в мире не делается такого вклада в культуру и в театр, как в России. Я видела много спектаклей в разных странах и могу точно сказать, что такого масштаба не было нигде. К тому же у российского народа есть культ хождения в театр. В любой день недели в Москве можно найти не один, а миллион спектаклей. Летом, зимой, даже когда на улице минус 20 и ты думаешь: “Боже, да кто пойдет в театр? Сидите дома, грейтесь под одеялом”. А люди ходят», — отмечает Тина.

Выбирать между театром и кино актриса не пытается: «В этих сферах разные способы существования, и каждая из них дает свое». В театре репетируют вдолгую, иногда месяцами, а потом на протяжении двух-трех часов актер существует в непрерывном контакте со зрителем. Тина называет это «прокачкой себя» и ценит сцену за возможность глубоко проживать эмоции, нащупывать и менять оттенки. В кино же ее привлекает противоположное — необходимость быстро включиться в процесс и выдать все лучшее сразу. Разные в театре и кино не только подходы, но и люди — артисты, режиссеры, продюсеры. «Все время приспосабливаешься. И мне кажется, это важная черта для актеров — находиться в движении, быть как воск, как пластилин, когда из тебя все время лепят».

Жакет, Massimo Alba («Кашемир и Шелк»); топ, Chloé (ЦУМ); серьги и кольца, все — Classic, золото, жемчуг, бриллианты, Mercury фото № 7
Жакет, Massimo Alba («Кашемир и Шелк»); топ, Chloé (ЦУМ); серьги и кольца, все — Classic, золото, жемчуг, бриллианты, Mercury
Тина не любит стоять на месте: «Как бы это грустно ни звучало, я рано осознала, насколько все непредсказуемо — мы не знаем, что будет завтра. Жизнь одна и может в любой момент закончиться. И как мне по-другому жить, если не мечтая, не стремясь, не давая себе много разных впечатлений и эмоций? Я не хочу жалеть о том, как провела вчерашний день и прошлую неделю. Я иду за собой, за своими чувствами, желаниями. Я в целом такой человек, что всегда знаю, чего хочу».

В ходе нашей беседы она несколько раз говорит, что очень хотела поработать с Юрием Бутусовым, и мы обе вздыхаем: это желание уже не сбудется — в середине августа режиссер погиб. Среди тех, кто может исполнить Тинины мечты, Андрей Могучий — художественный руководитель БДТ им. Товстоногова, в чьих постановках Стойилкович тоже хотела бы сыграть. За ним следуют Кустурица, Тарантино и Скорсезе. «Понятно, что есть культовые режиссеры, с которыми хочется поработать, — улыбается Тина. — Но в целом я люблю, когда есть история, смысл, меня цепляют больше философские вещи. Все, что мы делаем, — это не просто так, это не зарабатывание денег. Нам всем внутри надо рассказать историю — и мне, и режиссерам, и сценаристам, и продюсерам. Так, например, у нас было с “Москва слезам не верит. Все только начинается”, и это классно».

Кардиган, шорты, пояс, все — Chloé (ЦУМ); браслет Vito, серьги Mini-me, все — золото, бриллианты, FerriFirenze фото № 8
Кардиган, шорты, пояс, все — Chloé (ЦУМ); браслет Vito, серьги Mini-me, все — золото, бриллианты, FerriFirenze
Еще Стойилкович хотела бы поработать с Константином Хабенским, Евгением Цыгановым и Ольгой Лерман. «После того как я впервые увидела Лерман в “Беге” Бутусова, она мне снилась несколько недель, — вспоминает Тина. — Мне кажется, она потрясающая актриса». В разговоре о мечтах всплывает и голливудская звезда Эмма Стоун. «Я бы с ней хотела познакомиться не просто как с актрисой, а как с человеком. Как она вышла на ковровую дорожку на прошлогоднем “Оскаре”: “Простите, у меня платье порванное…” Я прямо умерла: “Ой, дорогая, мы с тобой в одном клубе!” Мне нравятся настоящие люди, которые ничего из себя не строят, смешные, нелепые, трогательные — без масок». 

Тина считает, что Москва научила ее быть самой собой. «Она такая большая, так много людей, все разные, и все как-то умещаются, для каждого есть место, — говорит Стойилкович. — Еще здесь я поняла, что я сильная. И очень счастливая — у меня есть семья, которая вложила в меня столько любви! Я думаю, лучше всего я умею именно любить. Любить, доверять и верить — в себя, в жизнь, в мир».

Креативный директор: Юрате Гураускайте @u.jurate;
Фешен-директор: Марина Кобрина-Гесс @_marinakobrina;
Арт-директор: Денис Ковалев @deniskovalev.art;
Фотограф: Василий Швецов @vasiliy_shvetsov;
Стилист: Евгения Авайсова @j.avaisova;
Генеральный продюсер: Анска Кутлу @anscka;
Линейные продюсеры: Вероника Стасенко @stasenko.nika, Анастасия Быкова @siabyk;
Гафер: Александр Шлянцев @recshot;
Видеограф: Анастасия Треумова @treumova_;
Макияж и прически: Ольга Чарандаева @charandaeva;
Ассистенты стилиста: Ксения Голубева @superpryanik, Нурлана Биннатова @fuanura;
Ретушер: Елизавета Горностаева @retouch_gornostaeva.

Благодарим отель Stella di Mosca за помощь в организации и проведении съемки.

Источник фотографий: U MAGAZINE

Подборка: АРТ-ДЕСАНТ


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147