11 августа 2022 | Анна Волкова , Мария Ушакова

Светлана Устинова — о своем режиссерском дебюте «Время года зима», очень личной истории об отношениях взрослой дочери с матерью

Вчера, 10 августа, в Выборге состоялась церемония закрытия 30-го фестиваля игровых, документальных и анимационных фильмов «Окно в Европу». Фильмом закрытия стал режиссерский дебют Светланы Устиновой — «Время года зима». Еще во время работы над фильмом U magazine поговорил со Светланой о недавно вышедшем сериале «Домашнее поле», а также о гендерном равенстве в мире кино, работе над полным метром по другую сторону камеры и том, какую серьезную проблему поднимает картина «Время года зима»

Бра Jacquemus (ЦУМ); кольцо, браслет, все — Classic, золото, жемчуг, бриллианты, Mercury фото № 1
Бра Jacquemus (ЦУМ); кольцо, браслет, все — Classic, золото, жемчуг, бриллианты, Mercury
Со Светланой Устиновой мы договариваемся встретиться в Focacceria на Патриарших прудах, куда я чуть опаздываю из-за дождя и собственных мыслей. Немногочисленные интервью нашей героини рисуют передо мной довольно закрытый и холодный образ — то ли томной роковой Мальвы из одноименного спектакля в МХТ имени Чехова, то ли загадочной Татьяны из недавнего фильма ужасов Святослава Подгаевского «Яга. Кошмар темного леса». Образ меняется, как только я вижу Светлану — улыбающуюся, приветливую, с чашкой травяного чая в руках.

В ее фильмографии (а это более пятидесяти актерских работ!) чаще всего встречаются драмы и детективные триллеры, поэтому я признаюсь, что появление в этом списке сериала о футболе выглядит несколько неожиданным. «На самом деле спорт всегда был важной частью моей жизни, — рассказывает Устинова. — Кого из меня только не хотели сделать в детстве: и пловчиху, и бегунью. Своей профессией я это не выбрала, но спортивный азарт во мне остался и трансформировался в постоянное соревнование с самой собой». Она признается, что любит ставить цели и работать на преодоление собственных возможностей. Что-то вроде личной олимпиады: чем больше препятствий, тем интереснее. Одним из таких «испытаний» стало как раз «Домашнее поле» — пилотную серию команда сняла еще до пандемии, а завершила проект лишь спустя два года и с изменившимся составом. Сериал рассказывает о провинциальном футбольном клубе, тренером которого внезапно назначают женщину из Москвы.

Платье Alexander McQueen; туфли Balenciaga; очки Saint Laurent by Anthony Vaccarello, все — ЦУМ; колье La Strada, золото, бриллианты, Chopard фото № 2
Платье Alexander McQueen; туфли Balenciaga; очки Saint Laurent by Anthony Vaccarello, все — ЦУМ; колье La Strada, золото, бриллианты, Chopard
Героиня Светланы, Елена Волкова, — настоящий профессионал, вот только местные спортсмены настроены по отношению к ней заранее негативно. It’s a man’s world, и, чтобы доказать обратное, тренеру нужно приложить немало усилий. «Для меня "Домашнее поле" — удивительное творческое путешествие и профессиональное счастье, — улыбается Светлана. — Я читала сценарий, как книгу, не могла оторваться: столько в нем человеческой драмы, эмоций, переживаний! Кроме того, это адаптация норвежского сериала, а я — фанат скандинавского кино». В северный кинематограф актрису влюбил шведский режиссер Ингмар Бергман еще во времена учебы во ВГИКе: «Скандинавов интересуют психология, взаимоотношения между людьми, внутренний мир. Они ищут масштаб не в спецэффектах, а в глубине, и мне это очень близко». Параллельно Светлана показывает мне фото со съемок для нашего номера, и я ловлю себя на мысли, что, родись она в Швеции в прошлом веке, сама могла бы быть бергмановской героиней: чуть отстраненной, задумчивой и в то же время ранимой и чуткой. В общем, полной противоположностью своего нового персонажа. «Для меня эта роль стала настоящим челленджем: и актерским, и личным, — признается Светлана. — Я довольно спокойный и мягкий человек, даже стеснительный. Елене же надо было каждый день выходить на поле, раздавать команды, заряжать всех своей энергией, поднимать спортивный дух. Мне хотелось показать, что она не просто серый кардинал, который переставляет людей, как шашки, а настоящий стратег, психолог, умеющий к каждому игроку найти подход».

С подобной задачей, правда не на экране, а в жизни, Светлане пришлось столкнуться три года назад, когда она решила попробовать себя в режиссуре. Ее первым фильмом стала короткометражная лента «Маруся», которую Устинова представила в рамках благотворительного аукциона Action! «Я тогда впервые поняла, что значит глобальная ответственность, — говорит актриса. — Потому что режиссер — это капитан корабля, который должен быть стойким и продолжать процесс, даже когда все вокруг рассыпается». 

Платье Tom Ford (ЦУМ); колье La Strada, золото, бриллианты, Chopard фото № 3
Платье Tom Ford (ЦУМ); колье La Strada, золото, бриллианты, Chopard

Следующей режиссерской работой и дебютом в полном метре стал фильм «Время года зима» — психологическая драма с Юлией Снигирь и Евгенией Добровольской. Светлана рассказывает о том, как изменилось ее отношение к роли режиссера по окончании работы над проектом: «Теперь для меня любой режиссер, который снял фильм, — настоящий герой. Самое сложное и важное — найти свой киноязык, как рассказать ту или иную сцену посредством движущейся картинки. Приходилось всему учиться на этапе подготовки моего дебюта "Время года зима" к съемочному процессу и во время самих съемок. Ты видишь сцену у себя в голове, а следом ее необходимо разложить на составляющие, здесь всегда приходил на помощь оператор Саша Симонов. Мы выбрали лаконичный стиль повествования, так как бюджет и съемочное время были ограничены. И в этом я ему очень благодарна. Муки творчества особенно душат, когда не знаешь и не видишь эту картинку в своей голове, а Саша настаивал: "Света, думай, это твое кино". А время уже поджимает, и ты оказываешься в ситуации цейтнота. Второго дубля или следующего спектакля, в котором можно подправить и допридумать сцену, линию поведения героя, не будет. Моя художественная руководитель — Наташа Меркулова, с которой мы обсуждали сценарий, — дала среди прочих ценных советов еще один: делай сценарий суше, чтобы было время на жизнь актера в кадре. И если что-то происходит не так, как ты придумал заранее, уловить этот момент и дать ему произойти, это может привести к удивительному результату в сцене, обогатить ее и саму историю в целом. Эти моменты ответственности за принятие всех решений — самое сложное, ведь ты отвечаешь за каждый гвоздь в кадре, за случившуюся и не случившуюся сцену, за доверие артистов и всей съемочной группы».


В центре сюжета — сложные взаимоотношения матери и дочери, которые спустя годы конфликтов возрождаются из-за настигнувшей мать болезни Альцгеймера. «Этот фильм возник во многом из личной истории, — рассказывает Устинова. — Когда заболел мой близкий человек, я совсем ничего не знала про эту болезнь: как определить симптомы, к какому врачу обращаться. У нас совершенно не освещалась эта тема. Мне тогда очень помог фильм "Все еще Элис" — благодаря ему я поняла, как действовать дальше. Именно поэтому мне так важно, чтобы моя картина дошла до зрителя и тоже стала для кого-то руководством к действию и, возможно, утешением». На аккуратный вопрос, какими были ее отношения с матерью, Светлана искренне отвечает: «Когда мне было семнадцать, мы с родителями приехали в Москву, и, поступив в институт, я тут же нашла подругу, с которой стала снимать квартиру. Мне хотелось самостоятельности, несмотря на то что мама также основное время проводила в Москве. Но я редко приезжала, к моему сожалению, у нас не было близких отношений. В старшем возрасте мне хотелось разобраться в этом, почему я избегала близости, ведь мама всегда была заботливой, я не могу вспомнить ничего вопиюще отрицательного в детстве или тинейджерстве, но привязанности не было. Наверное, это был юношеский максимализм, желание доказать, что ты можешь все сам, без посторонней помощи.

Платье Saint Laurent by Anthony Vaccarello (ЦУМ); брюки Free Age; туфли Vetements (ЦУМ); колье, браслет, все — золото, бриллианты; колье, золото, жемчуг; браслет, золото, жемчуг, бриллианты, все — Mercury фото № 4
Платье Saint Laurent by Anthony Vaccarello (ЦУМ); брюки Free Age; туфли Vetements (ЦУМ); колье, браслет, все — золото, бриллианты; колье, золото, жемчуг; браслет, золото, жемчуг, бриллианты, все — Mercury
Сейчас я все больше думаю о том, что мама была скрытным человеком и не проявляла чувства, так же, как и ее родители по отношению к ней. Когда я начала осознанно задумываться на эту тему и стала стараться построить с мамой контакт, она начала отдаляться, отмалчиваться. Например, я пригласила ее в ресторан по случаю ее дня рождения, старалась наладить общение, и видно было, что мама очень хочет, но что-то ей не дает. Позже мы пошли знакомиться с Ильей (Стюартом, мужем Светланы — прим. U), и он подарил маме шикарный букет. А когда я пошла переодеться, так как после мы шли на спектакль "Олимпия" в мастерскую Фоменко, по возвращении обнаружила маму сидящей на краешке дивана и озирающейся по сторонам. Увидев меня, она выдохнула и спросила: "Где мы?" Я решила, что мама забылась, так как впервые в этой квартире — всякое бывает. А на спектакле она внезапно невероятно обрадовалась актрисе Екатерине Васильевой. Уже теперь я думаю, что это было связано с тем, что для нее Екатерина Сергеевна была еще одним знакомым и понятным лицом, это был эффект узнавания и ощущения комфорта, который она начинала терять. Только через год маме диагностировали болезнь. До этого все странности просто заводили нас в тупик. Если бы мы раньше знали, что такое деменция, Альцгеймер, к какому врачу идти, можно было бы замедлить процесс. И с мамой мы так и не успели все проговорить. Поэтому мне очень хотелось сначала написать сценарий, где были бы отражены горечь от упущенного времени, недосказанности. Возможно, после просмотра фильма и дети, и родители возьмут трубку телефона и позвонят родным, поговорят. И второй момент: я хотела вложить в фильм свой опыт и знания о течении болезни, чтобы зрители сумели предотвратить, не дай Бог, развивающуюся болезнь близких, на ранней стадии, показать, что они не одни: есть фонд "Альцрус", есть группы, где собираются семьи в похожих ситуациях». 
Бомбер DIEGO M; платье Vetements (ЦУМ); туфли Geox; очки Balenciaga (ЦУМ); серьги Classic, золото, бриллианты, Mercury фото № 5
Бомбер DIEGO M; платье Vetements (ЦУМ); туфли Geox; очки Balenciaga (ЦУМ); серьги Classic, золото, бриллианты, Mercury

Интересуюсь у Светланы, приходилось ли ей, как героине «Домашнего поля», сталкиваться с гендерными стереотипами на площадке, но она удивленно качает головой: «Нет, никогда. Я встречалась только с поддержкой и верой; никаких предубеждений и даже никакой скидки». По мнению Устиновой, профессионализм и талант не имеют пола: «Ты либо горишь своей работой, либо нет». Еще один секрет, на ее взгляд, — не бояться признавать ошибки и просить совета. «В процессе работы над "Время года зима" я не раз подходила к своим коллегам и говорила: "Я дебютант, буду задавать глупые вопросы, не ругайтесь, а помогите мне". И все помогали», — улыбается актриса. 

Топ Saint Laurent by Anthony Vaccarello; юбка Valentino, все — ЦУМ; кольцо Angelika, золото, бриллианты, David Yurman; серьги Classic, золото, бриллианты, Mercury фото № 6
Топ Saint Laurent by Anthony Vaccarello; юбка Valentino, все — ЦУМ; кольцо Angelika, золото, бриллианты, David Yurman; серьги Classic, золото, бриллианты, Mercury

Кроме коллег по съемочной площадке Светлана обращалась за помощью к специалистам по работе с пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера: «В работе над фильмом очень помогала мамина лечащая врач, Марина Викторовна Челяпина. Она надиктовывала свои мысли, наблюдения за длительный период работы с пациентами с болезнью Альцгеймера, — рассказывает Устинова. — Например, что человек как будто находится в бункере и там встречается с самим собой, а это страшное испытание. Мы ходили к ней с Женей Добровольской (исполнительницей одной из главных ролей в фильме "Время года зима" — прим. U), общались на тему основных триггерных моментов поведения. Развивать сюжетную линию согласно психологическим поведенческим паттернам помогала психолог Наталья Каплоухая, она также работала над второй частью сериала "Триггер". Мы были с оператором в клинике Кащенко, чтобы понять, как визуально выглядит психиатрическая лечебница. Там работают удивительные люди, впечатляющие своей гуманностью и преданностью человеческой душе».

Топ The Attico; шорты Jacquemus; мюли Alexander Wang, все — ЦУМ; серьги Move Romane, золото, бриллианты, Messika фото № 7
Топ The Attico; шорты Jacquemus; мюли Alexander Wang, все — ЦУМ; серьги Move Romane, золото, бриллианты, Messika

На финальной стадии работы над фильмом Светлана делилась: «Очень важно перед выпуском картины проверить, нет ли каких-нибудь нестыковок, потому что даже малейший брак по звуку выбивает зрителя из повествования и портит общее впечатление». Внимание к деталям и к другому человеку, будь то зритель, журналист («Всегда стараюсь говорить лаконичнее, чтобы вам потом не приходилось из моей речи вырезать снежинки») или коллега, — еще одно ее качество, которое встречается в последнее время так редко и видеть которое поэтому так радостно. «Я думаю, сейчас особенно важно говорить о любви, — рассуждает Устинова. — К себе, к семье, к соседу, к планете. Любовь, благодарность и теория малых дел — моя поддержка и мои точки роста. Хочется пока думать только про них и с их помощью строить мир вокруг себя».  

Платье Saint Laurent by Anthony Vaccarello (ЦУМ); колье, браслет, все — золото, бриллианты; колье, золото, жемчуг; браслет, золото, жемчуг, бриллианты, все — Mercury фото № 8
Платье Saint Laurent by Anthony Vaccarello (ЦУМ); колье, браслет, все — золото, бриллианты; колье, золото, жемчуг; браслет, золото, жемчуг, бриллианты, все — Mercury

Фото: Maria Mikheeva;
стиль: Evgenia Avaisova;
арт-директор: Денис Ковалев; 
фешен-директор: Марина Кобрина;
макияж: Юлия Точилова; 
прическа: Марина Рой; 
продюсер: Ольга Закатова; 
ассистенты фотографа: Василий Патарков / @ kometa_rent, Дмитрий Баженов; 
ассистенты стилиста: Мария Осадчая, Елизавета Мальчикова, Даник Каракулин; 
ассистент продюсера: Елизавета Кондакова.

Благодарим апарт-комплекс «Красная стрела», лофт- пространство Grey Green Event Hall, шоурум Manner&Matter и Surf Coffee × Flat за помощь в организации и проведении съемки.

Источник фотографий: Maria Mikheeva


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147