31 марта 2023 | Мария Ушакова

Софья Лебедева — о самой сложной роли, бесстрашии и отсутствии границ

Определить амплуа Софьи Лебедевой почти невозможно: эта актриса с легкостью справляется с любой задачей, что ставит перед ней режиссер. Подтверждение тому — более 15 разноплановых ролей, в которых она появилась за последние три года, в том числе — и два ярких образа в проектах «1703» и «Открытый брак» — оригинальных сериалах онлайн-кинотеатра Okko

Софья Лебедева. Топ. Four Forces Store; юбка, Khaite (ЦУМ) фото № 1
Софья Лебедева. Топ. Four Forces Store; юбка, Khaite (ЦУМ)
Бывают истории, когда люди попадают в мир искусства случайно. Пришли на вступительные за компанию с подругой, приглянулись режиссеру по фотографии... У нашей героини все оказалось иначе. Софья Лебедева хотела стать актрисой всегда, поэтому параллельно с поступлением в МГУ на отделение мировой политики (куда она, к слову, поступила) ходила на туры во все театральные вузы Москвы — и в итоге в 15 лет прошла в Школу-студию МХАТ на курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова. Спустя четыре года она получила премию «Золотой лист» за лучшую женскую роль в спектакле «Наш городок», в этом же году дебютировала в полнометражном кино, а в 2019 году покорила и зарубежные экраны с международным сериалом «МакМафия». Сейчас Соня — самая снимаемая российская актриса за границей, поэтому тот факт, что одним февральским воскресеньем нам удается встретиться в баре на Китай-городе, — большая удача.

Софья Лебедева. Пальто, Chapurin; колготки, собственность стилиста; колье Тату, золото, сапфиры, бриллианты, эмаль; кольцо Тату, золото, эмаль, шпинель, бриллианты, все — Liza Borzaya фото № 2
Софья Лебедева. Пальто, Chapurin; колготки, собственность стилиста; колье Тату, золото, сапфиры, бриллианты, эмаль; кольцо Тату, золото, эмаль, шпинель, бриллианты, все — Liza Borzaya
Обсудив приятный интерьер Bambule и жуткие пробки, мы переходим к интервью и обе достаем свои заметки-шпаргалки: я — чтобы не забыть спросить все, что собиралась, Софья — чтобы рассказать самое интересное. «Все-таки съемки фильмов, о которых мы будем говорить, закончились давно, а я не хочу упустить что-то, — улыбается она. — Для меня каждая роль как ребенок. Я ко всем очень трепетно отношусь и всегда плачу, когда с ними нужно расстаться».

Софья Лебедева. Платье, Dior; часы Airmaster, сталь, кристаллы, Titoni (AllTime) фото № 3
Софья Лебедева. Платье, Dior; часы Airmaster, сталь, кристаллы, Titoni (AllTime)
Последнее Сонино детище — роль в сериале «Открытый брак» онлайн-кинотеатра Okko. Его съемки завершились совсем недавно, поэтому раскрывать все детали пока нельзя, но Соня все же приподнимает завесу тайны. «Это довольно смелый проект прекрасного режиссера Ивана Китаева, посвященный непростой теме современных отношений, — рассказывает актриса. — Мы исследуем, возможна ли вообще сейчас моногамия, что делать, если твой партнер влюбился в другого чело- века, считается ли изменой, если у тебя возникает «химия» с кем-то, помимо мужа или жены? Больше всего мне нравится, что универсальных ответов наш фильм не дает и предлагает всем поразмышлять самостоятельно». 

Софья Лебедева. Тренч, Geox; брюки, Goen.J (ЦУМ); топ, Maison Margiela (Bosco Vesna); часы Airmaster, сталь, кристаллы, Titoni (AllTime) фото № 4
Софья Лебедева. Тренч, Geox; брюки, Goen.J (ЦУМ); топ, Maison Margiela (Bosco Vesna); часы Airmaster, сталь, кристаллы, Titoni (AllTime)
Софья Лебедева. Тренч, Geox; брюки, Goen.J (ЦУМ); топ, Maison Margiela (Bosco Vesna); часы Airmaster, сталь, кристаллы, Titoni (AllTime) фото № 5
Софья Лебедева. Тренч, Geox; брюки, Goen.J (ЦУМ); топ, Maison Margiela (Bosco Vesna); часы Airmaster, сталь, кристаллы, Titoni (AllTime)
В «Открытом браке» Соня играет психолога — «мудрую, ментально взрослую» девушку по имени Алина. Интересно, что для предыдущей роли в сериале «1703» (кстати, также вышедшем в Оkko и признанном критиками лучшим российским сериалом 2022 года) актрисе тоже пришлось погружаться в психологию — чтобы лучше понять поведение героини. Ее Маша, интеллигентная сотрудница петербургского ЗАГСа, вдохновляет своего жениха Вадика на переезд из Москвы в северную столицу. Правда, тот начинает сомневаться в правильности такого решения, когда понимает, что Маша — искусный манипулятор, маскирующий нежностью и заботой жажду контроля. «Обычно я работаю на архетипах, литературных образах, стараюсь подбирать их к каждому персонажу, — рассказывает Соня. — Но когда готовилась к роли Маши, изучала больше психологических материалов, особенно тех, что исследуют феномен вы­ученной беспомощности — именно она развивается у Вадика. Мне было важно понять, как человек может добровольно отдать полный контроль над принятием решений и своей жизнью. И как, завладев такой властью, другой человек, с виду, кстати, совсем не опасный, мягко, постепенно пробирается в его душу и завладевает мыслями». Аккуратно интересуюсь у Сони, может ли она представить себя в таких отношениях. «Я бы сама точно не могла быть с человеком, который меня подавляет, проламывает мои границы, — задумывается она. — Делаю ли я так сама? Очень хочу верить, что нет».

Софья Лебедева. Платье, Free Age; часы Miss Lovely, сталь, кристаллы, Titoni (AllTime) фото № 6
Софья Лебедева. Платье, Free Age; часы Miss Lovely, сталь, кристаллы, Titoni (AllTime)
Пока Соня размышляет на эту тему, я думаю, можно ли как­то классифицировать всех ее персонажей, выделить общие черты. Но понимаю, что вряд ли. Среди ее героинь есть и эгоистичная разлучница, и дерзкая воительница, и целеустремленная, но закомплексованная офисная работница. Определить пресловутое амплуа не получается, но Соне это скорее нравится. «Когда человек говорит, что у него только один образ, одно определенное представление о себе, это очень скучно. Так он консервируется и обманывает себя. Поэт Джалаладдин Руми писал в одном из своих стихотворений, что человек — это вселенная, таящаяся в теле длиной в полтора метра. Такая мысль мне очень близка». В нашем разговоре вновь появляется литература, и я не могу не спросить Соню о ее любви к книгам: привносит ли чтение в ее жизнь нечто большее, чем просто удовольствие от хорошего слога? «Я действительно много читаю, — улыбается Соня. — Мне кажется, вдумчивое чтение подключает тебя к каким­-то более высоким уровням. А духовная литература еще и помогает в работе над любым сценарием, потому что практически в каждом из них на самом деле обыгрываются сюжеты из Библии».

Софья Лебедева. Платье, Chapurin; туфли, Rene Caovilla (ЦУМ) фото № 7
Софья Лебедева. Платье, Chapurin; туфли, Rene Caovilla (ЦУМ)
Например? «Например, историю, которая разворачивается во втором сезоне сериала «Викинги: Вальхалла» я бы сравнила с историей о Ноевом ковчеге», — во­одушевленно замечает Соня. Сюжет и правда довольно похож: группа незнакомых и очень разных людей собирается на одном корабле, чтобы отправиться на поиски нового, лучшего мира. Работу над этим проектом Netflix Соня называет одной из самых сложных в своей карьере. Для роли Элейны ей пришлось освоить массу новых навыков: в фильме она стреляет из лука, взбирается по канатам, скачет верхом. Причем все это без помощи каска- деров — сыграли на руку десять лет серьезных занятий спортом и обучение в танцевальных студиях. «Наша команда, думаю, заработала со мной много седых волос, потому что, в основном, я отказывалась от дублеров, — смеется Соня. — Я танцевала на борту корабля, куда­-то прыгала... Я многое передаю именно через пластику персонажа, поэтому мне было важно сделать это самой. К тому же, так я лучше чувствовала свою героиню: она абсолютно бесстрашная, почти амазонка».

Софья Лебедева. Платье, Dior фото № 8
Софья Лебедева. Платье, Dior
Но основной вызов ей как актрисе, по словам Лебедевой, заключался даже не в этом, а в том, чтобы понять и передать глубину внутренней драмы своей героини. «У Элейны трагичный бэкграунд — захватчики вторглись в ее земли и убили ее семью. После этого она сталкивается с рядом других сложностей: преодолевает природную стихию, переживает смерть еще одного близкого человека, совершает жертвенные поступки. Через эту драму, боль она стала сильнее и, в каком-­то смысле, мудрее. Исследовать это было непросто; пожалуй, теперь это одна из самых важных ролей для меня», — делится актриса.

Софья Лебедева. Топ, Self-Portrait (ЦУМ); юбка, Goen.J (ЦУМ) фото № 9
Софья Лебедева. Топ, Self-Portrait (ЦУМ); юбка, Goen.J (ЦУМ)
Съемки «Викингов» проходили в Ирландии и длились четыре месяца. До этого Соня снималась в Шотландии в фильме Джона Бейрда «Тетрис», большом международном проекте, где вместе с Лебедевой играли Игорь Грабузов, Никита Ефремов, Энтони Бойл и Тэрон Эджертон. Сюжет картины, выход которой намечен на весну 2023 года, в интернете описывается сухо: «История предпринимателя Хэнка Роджерса, который загорелся идеей купить видеоигру “Тетрис”, созданную советским программистом Алексеем Пажитновым». Соня добавляет, что «Тетрис», в первую очередь, история о дружбе двух людей из разных стран, которые борются за идею и творчество. «Действие фильма разворачивается в середине 1980­х, когда в СССР только­-только начинается перестройка и появляется ощущение свободы. Я тогда еще не родилась, поэтому много времени провела с родителями, расспрашивая про их мироощущение в тот момент, — рассказывает Соня. — Перечитывала Замятина, Оруэлла и изучала книгу Эрика Хоффера «Истинноверующий» — она о том, почему люди отказываются от своей точки зрения и начинают следовать массовым движениям».

Софья Лебедева. Футболка, KChTZ, юбка, Sportmax (Bosco Vesna); туфли, Casadei; колье Тату, золото, сапфиры, цавориты, бриллианты, эмаль, Liza Borzaya. фото № 10
Софья Лебедева. Футболка, KChTZ, юбка, Sportmax (Bosco Vesna); туфли, Casadei; колье Тату, золото, сапфиры, цавориты, бриллианты, эмаль, Liza Borzaya.
Напротив нашего столика в Bambule стоит старый советский телевизор, по которому крутят зарубежную эстраду 1970­х. Очень хочется обсудить, что будет с крупными международными проектами дальше, но об этом говорить сложнее, чем о репетициях и красоте Глазго, где прошли съемки «Тетриса». «Что будет потом, я, честно, не знаю, — признается Соня. — Но за несколько месяцев, проведенных в Ирландии и Шотландии, я поняла, что никаких границ нет. Да, мы все из разных стран, но наше отличие только в культурном бэкграунде. Я всегда, особенно в “Викингах”, ощущала это единство. Был момент, когда во время съемок на природе пошел сильный град, и мы все спрятались от него в палатке режиссера. Нас было шесть человек — из Африки, России, Бельгии, Англии, — и мы сидели и делились друг с другом сокровенными историями, как в летнем лагере. Это было что­то очень объединяющее, что­-то из детства». Соня рассказывает, что после завершения съемок они с коллегами обменялись подарками и показывает мне один из тех, что достался ей, — термокружку с надписью Valhalla.Season 2 и ее именем. Слышать о такой атмосфере на площадке немного непривычно — актерская среда обычно ассоциируется со звездностью, закрытыми трейлерами и большой конкуренцией. Но Соня говорит, что на окружение ей везет: «Все самые крутые люди, которых я встречала в жизни, очень простые. Например, однажды я познакомилась с художником по гриму, работавшим над “Парфюмером”, — он в хорошем смысле абсолютно человек из моего двора. Мне кажется, простота — признак истинного величия».

Простота, адекватность, принятие и безусловная любовь — качества, которые Соня особенно ценит в людях, и которые, на ее взгляд, наделяют человека большой душевной силой. В Лебедевой — участнице инклюзивного спектакля «Прикасаемые» в театре Наций, волонтере и одной из самых эмпатичных собеседниц, которых я встречала, — воплощаются все эти качества, но стоило коснуться этого в разговоре, она смутилась. «Я не очень люблю говорить о себе, о том, что помогаю кому-­то, — улыбается Соня. — Это не делает меня какой-­то особенной, потому что на самом деле я глобально верю в людей, и мне кажется, что тяга к свету и добру есть во всех».

Фото: Анастасия Бузова;
Стиль: Евгения Авайсова;
Креативный директор: Юрате Гураускайте;
Фэшн-директор: Марина Кобрина;
Арт-директор: Денис Ковалёв;
Мейкап и причёски: Ольга Савельева;
Продюсер: Ольга Закатова;
Координатор: Мария Фомичева;
Асситент фотографа: Павел Богданов;
Ассистенты стилиста: Анастасия Савкина, Софья Гаряева;
Ассистент продюсера: Елизавета Кондакова.


Источник фотографий: Anastasia Buzova


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147