София Константинова: «Важно держать руку на пульсе и постоянно следить за тем, как меняется индустрия»
Мир моды — это динамика, тренды, технологии и смелость создавать что-то новое. София Константинова, соосновательница бренда Persve и амбассадор Клуба выпускников FFS, знает об этом не понаслышке. Ее путь в дизайн одежды начался не с лекал и выкроек, а с глубокой любви к материалам и стратегического взгляда на индустрию. Как выйти за рамки привычной карьеры и построить свой бренд? Какие вызовы стоят перед современными предпринимателями в мире моды? И как сохранить баланс между креативом и бизнес-подходом? Об этом и не только — в интервью
Светлана Санникова и София КонстантиноваКак вы пришли к решению начать свой бизнес в сфере дизайна одежды? Изначально у вас бэкграунд в совершенно других сферах.
Глобально все началось с любви к тканям и желания создавать. На протяжении нескольких лет я собирала знания, чтобы, в конечном итоге, это переросло во взвешенное решение строить свой бизнес. В начале даже пробовала шить, но очень быстро поняла, что мне больше нравится управлять процессами, чем рукодельничать.
Довольно очевидно, что свое дело гораздо сложнее, более рискованно и (скорее всего) менее прибыльно, чем работа в найме. Особенно, когда речь идет о модном бизнесе. Почему вы решили создать свой проект?
Возможно, это прозвучит банально, но я просто понимаю, что не могу не заниматься этим делом. Это то, что приносит мне огромное удовольствие. Создавать модный бренд с нуля невероятно увлекательно и интересно: разрабатывать продукт, выстраивать процессы и погружаться в них с головой, постоянно что-то преобразовывать и улучшать, генерировать идеи и реализовывать их. В этом я чувствую свободу и силу.
Где/в чем/в ком вы находите опору, когда ваш модный стартап сталкивается с турбулентностью?
Мы работаем с партнером и очень поддерживаем друг друга. Бывают разные периоды, в том числе и те, в которых опускаются руки. Обычно это происходит по очереди, но в этот момент у одной из нас всегда есть ресурсная сила, которая не дает процессам встать.
Что для вас значит быть женщиной-руководителем модного бренда. Как вы справляетесь с проблемами эйджизма и гендерного неравенства? И встречаетесь ли вы с ними?
Для меня быть женщиной-руководителем модного бренда — совмещать творчество и работу с цифрами, вдохновляться прекрасным и разъезжать по промзонам и цехам, обожать создавать красивую одежду и не любить наряжаться, ощущать легкость и все контролировать. Такая жизнь на контрастах (улыбается).
Что касается гендерного неравенства или эйджизма — проблем пока не возникало.
Модный бизнес, и особенно модный бизнес в России в 2024 — очень высоко конкурентный. Как вы справляетесь с этим?
Я всегда говорю, что конкуренция — двигатель индустрии. Она заставляет нас, производителей, становиться лучше. Главное — понимать свою уникальность и работать над правильным позиционированием, которое позволит выделиться на фоне остальных. Здесь, как и в жизни, важно не стать чьим-то клоном и остаться собой.
В чем заключаются главные сложности управления модным брендом?
Главные сложности в том, что на первоначальном этапе важно максимально вникать во все процессы. Чтобы создать рабочую бизнес-модель, надо понимать правила рынка и верно оценивать свои ресурсы.
Вы не можете нанять опытного специалиста-маркетолога и просто надеяться, что он сделает все как надо. Вы, как руководитель, должны ставить четкие задачи, понимая, как работает механизм: устройство оптовых продаж, построение производственного графика, расчет объема производства. Сюда же относим знания о продающих съемках, особенности размещения заказов на производство и много других предпринимательских знаний. Все это состоит из множества нюансов и очень полезно пройти первоначальный этап, максимально вникая в каждый процесс, и уже потом делегировать.
Сталкивались ли вы со стереотипами о женщинах-предпринимательницах? Не будем скрывать, их особенно много в «красивых» индустриях — мода, искусство и проч.
Лично я не сталкивалась, никаких проблем не возникало.
Как вы обучаетесь и развиваетесь в области предпринимательства, чтобы успешно управлять вашим бизнесом?
Первое — это профессиональные знания, вебинары. Я окончила большой курс Fashion Factory School для предпринимателей в сфере моды, который дал мне фундаментальное представление о том, как устроены процессы, и какие этапы нужно пройти для создания бренда. Бизнес-литература, консультации специалистов, тренировка насмотренности — все это также помогает развиваться. Важно держать руку на пульсе и постоянно следить за тем, как меняется индустрия.
Какие советы и рекомендации вы можете дать начинающим предпринимателям, которые хотят создать и развивать модный бренд?
В первую очередь, трезво оценивать свои возможности и запас прочности. Внимательно просчитывать бизнес-модель в трех сценариях. Тестировать гипотезы в миниатюре, чтобы не распылять бюджет на дорогостоящие ошибки. Начинать я рекомендую с качественного обучения — это фундамент. Ну и главное — действуйте! Не закапывайтесь в сомнениях, идите к своей цели и все получится.