15 мая 2023 | Мария Ушакова
Сабина Ахмедова — о любви к детективам, финале «Содержанок» и духовной литературе
19 мая на «Кинопоиске» выходит заключительная серия сериала «Мерзлая земля» — детективный триллер о расследовании серийных убийств в приморском городке. U Magazine поговорил с исполнительницей одной из главных ролей сериала Сабиной Ахмедовой
Расскажите о проекте «Мерзлая земля». Чем он заинтересовал вас?
«Мерзлая земля» — детектив о том, как в приморском городе тянется цепочка нераскрытых убийств молодых женщин. Это и триллер, и психологическая драма про насилие, про сложное женское мироустройство, тяжелую историю отношений, где очень ярко прописаны женские образы. В первую очередь, мне понравилась история, интересные живые герои, то, как построен сценарий, как раскрываются характеры. И, конечно же, команда: режиссер Оксана Карас, с которой я давно хотела поработать, и очень достойный актерский состав. Всегда важно, в какой компании ты отправляешься в новый проект.Когда вы анонсировали сериал в соцсетях, то написали, что ваша героиня Евгения Градова предельно от вас далека. Можете рассказать про нее, и какие ее черты вам было особенно сложно воплотить?
Евгения — достаточно сложный, многослойный персонаж. Она, скажем так, мать-земля, мать этого города. По крайней мере, так она себя ощущает. Для нее понятие справедливости довольно относительное — там, где надо, она спрячет, прикроет правду, извратит ее. При этом у Градовой есть близкая подруга Лариса (Светлана Ходченкова, прим. редакции), которую она тоже по-своему защищает и оберегает. Некоторые поступки для нее — своеобразная форма любви и заботы, хотя, на самом деле, это очень умелая манипуляция. Ведь, прежде всего, она человек, которому нужна власть, через нее она самоутверждается. И мне было сложно передать как раз эту манипулятивную сторону, потому что я достаточно прямой человек и у меня другая жизненная тактика (Улыбается). Мы с Оксаной долго обсуждали, какое может быть поведение и тактика у женщины, которая всегда остается на плаву и выходит «сухой» из любой ситуации. Очевидно, она должна была быть изощренной, манкой, даже теплой, поэтому я внедряла в ее поведение тактильность во взаимодействии с другими, проявление заботы, иногда даже сострадание. В сюжете есть несколько моментов, где Градова проявляет стальной характер и напор, и в таких сценах ты по-настоящему понимаешь, что она из себя представляет. Градова — это такой не совсем очевидный антагонист. Однако она всячески пытается это скрывать, потому что не может добиваться желаемых результатов иначе. Для нее семья — это самое главное, и она убеждена, что ее надо сохранить любой ценой. Эта тема вообще свойственна русской женщине — сохранить семью, пройдя через любые травмы. Так же она относится и к работе — для нее важна каждая победа, которая поможет сохранять систему, — семейную, профессиональную, социальную. Но, в первую очередь, свою собственную систему, призму, через которую она выстраивает и работу, и взаимоотношения с людьми.У вас есть роли как в российских, так и в зарубежных проектах, где основной сюжет — детективный. Чем вас привлекают детективы? Любите ли вы их смотреть как зритель?
Да, безусловно, люблю. Но жанровость как таковая вторична для меня в выборе материала. В первую очередь я смотрю на драматургию: как прописаны диалоги, как раскрываются персонажи. У меня нет особого предпочтения в отношении именно детективов. Наверное, их довольно много в моей карьере потому что этот жанр сейчас представлен особенно широко. Детективы — благодатная почва для сценарного дела, потому что зрители очень любят разгадывать загадки.
В каком жанре вам бы еще хотелось попробовать сыграть, а в каком — точно нет?
Многое, конечно, зависит от того, как написана история, какой режиссер и команда. Мне хотелось бы попробовать какую-то темную, может быть даже готическую, вампирскую сказку. Есть американский сериал «Страшные сказки» — похожий характер истории мне был бы интересен. На мой взгляд, это одновременно очень жанровая, основанная на притчах и мифах история, но при этом глубоко заземленная человеческими травмами, желаниями и взаимоотношениями, хорошо понятными и знакомыми нам всем.
И Евгения, и ваша героиня в «Содержанках» Карина — довольно непростые в общении девушки. Кажется, что они от всех держатся на дистанции. Близки ли они вам в этом?
Между собой персонажи Карины и Евгении очень близки, но обе крайне далеки от меня самой. Это героини, которые, в первую очередь, обслуживают себя. В них есть такой здоровый эгоизм. Обе манипулируют людьми, достигают целей почти любыми средствами. Какие-то качества Карины мне симпатичны. Например, то, что она не отдаст своего и всегда ставит себя на первое место. Мне кажется, это очень здоровая позиция, только средства должны быть созидательными: не использовать людей, но при этом всегда ставить в приоритет собственное счастье и благополучие.
«Содержанки» недавно подошли к концу. В чем, на ваш взгляд, главная трансформация вашей героини?
Карина была такой матрешкой, секретом в секрете. Практически всегда было сложно понять, какие чувства она на самом деле испытывает. К финалу, на мой взгляд, она пришла к себе более честной. Во всех сезонах ее единственным искренним чувством была любовь к Глебу, но любовь нереализованная и невозможная. Эту любовь она в конце последнего сезона отпустила и начала новый этап с честного разговора с Хамидом. Мне кажется, для нее это большой прорыв и первый шаг в новую жизнь.
Одни из любимых моментов в этом сериале для многих зрителей — ваши саундтреки. Как вы выбирали песни?
Единственный трек, который я сама выбрала и предложила Константину Юрьевичу Богомолову, был «Знаешь». Все остальные треки подобрала наш прекрасный продюсер Ира Сосновая. У нее невероятное чутье на успех, на то, что сработает. Она всегда очень точно подбирала композиции, которые уже являются некой частью культурного кода. Мы всегда выбирали треки примерно пятнадцати-двадцатилетней давности (кроме MARUV), в которых уже есть та хорошая, нужная ностальгия. В начале работы многие треки были некомфортны по голосовым и музыкальным особенностям, и я не представляла, как смогу это петь. Но все менялось, когда наш композитор и музыкальный директор Ваня Канаев присылал аранжировки. Каждый раз я удивлялась тому, с каким талантом и музыкальностью он интерпретирует композиции, переворачивая их темпо-ритмически, учитывая мой голос, уже зная его. Так что все это мы создавали с ним и Ирой Сосновой в тесной коллаборации.
Не планируете заняться музыкальной карьерой?
Именно карьерой — нет. У меня есть бэнд, с которым мы достаточно часто выступаем на закрытых мероприятиях. Я делаю это в удовольствие, когда у меня есть свободное время. Мы играем джаз, блюз, поп-рок и, естественно, несколько композиций из «Содержанок». Но это исключительно хобби, ни в коем случае не хочу из этого делать карьеру.
Многие из ваших героинь — девушки с ярким, иногда даже экстравагантным стилем. Какие вещи вы предпочитаете в повседневной жизни? Насколько комфортно чувствуете себя на светских мероприятиях?
У меня достаточно сдержанный стиль даже на светских мероприятиях и красных дорожках. Я больше на стороне лаконичности, потому что это мне идет. Путем проб и ошибок на протяжении многих лет я вывела свою формулу: чем меньше, тем лучше. Мне важно, чтобы помимо комфорта я чувствовала себя привлекательной, и чтобы наряд надо мной не преобладал. Поэтому я и, например, пайетки — это очень опасно (Смеется.) У меня не так много вещей, но они хорошего качества, потому что со мной они на долгие годы. Все они достаточно лаконичные, но и вечерние платья с разрезами и декольте я тоже люблю. Что касается цвета, то это почти всегда спокойные оттенки, без пестроты и ярких принтов.
Иногда после того, как заканчиваю проект, я покупаю себе что-то — это мой способ зафиксировать в памяти конкретный момент, выразить своего рода благодарность самой себе. Эта практика скорее из личностного роста. Она нужна, чтобы выработать привычку себя хвалить и поощрять. Потому что мне свойственно как раз обратное: критиковать, выискивать, что можно было сделать интереснее. Так что в какой-то степени это часть моей работы над собой.
Как вы восстанавливаетесь после съемок, что помогает поддерживать силы?
Конечно, уход за собой — косметологи, массажи, спа и просто хороший сон. Идеально, если есть возможность поехать на отдых, даже на несколько дней куда-то выбраться. И, конечно, спорт. Стараюсь заниматься регулярно пилатесом, он меня очень тонизирует, и я получаю удовольствие от процесса. Можно посмотреть сериал или фильм из своего огромного списка не просмотренного. Иногда важно просто дать себе возможность ничего не делать, это тоже сильно меня заряжает — такое «ничегонеделание» на природе или хотя бы в парке.
У вас довольно активные социальные сети. Насколько вам важно общение с подписчиками, их обратная связь? Как вы относитесь к тому, если важный для вас проект не принимают зрители?
Связь со зрителем для меня, безусловно, важна. Я думаю, в этом огромное преимущество нового времени и соцсетей, которые дают нам возможность непосредственного контакта с аудиторией. Если рассматривать моих подписчиков как зрителей, то это очень тонкие, внимательные, деликатные и ценящие люди. Я не сталкиваюсь с каким-то странным поведением, хамством или грубостью. Когда люди мне пишут, подмечают какие-то детали, делятся мнениями, для меня это особенно ценно, потому что я всегда вкладываю в работу много сил. Но есть другой процесс, профессиональный, который происходит отдельно от реакции зрителей. Он очень закрытый и касается только меня и моего отношения к тому, что я делаю, создаю. Это то, что в первую очередь должно удовлетворять меня и, в конечном счете, режиссера. Поэтому когда меня хвалят или критикуют за ту или иную роль, внутри себя я знаю, к чему именно я стремилась, и удалось ли мне это реализовать.
Вы часто делитесь цитатами философов. Чье мировоззрение вам особенно близко и как духовная литература помогает в актерстве?
Не могу сказать, что делаю это часто, но иногда делюсь, если что-то точно попадает в мое мироощущение. Есть множество великих книг, но они апеллируют к разному. Долгое время мне был очень близок Ницше, я была его фанатом в 20-25 лет. На тот момент мне нравилась сама идея сверхчеловека, но сейчас, наверное, только отчасти. Мне сильно отзывается его книга — «Так говорил Заратустра». В ней многие явления, которые считаются в нашем мире канонами, подвергаются новому анализу и постоянному сомнению. Ницше рассматривает их с разных сторон, задает вопросы. Периодически такие вопросы полезно задавать и самому себе. Мне близка философия, что каждый создает себя сам — свои рамки, свои возможности или, наоборот, их отсутствие. Что человек сам определяет, во что он будет верить, по каким законам жить. Еще мне очень нравится книга «Искусство любить» Эриха Фромма — это невероятное произведение, помогающее открыть сердце и пересмотреть свой взгляд на любовь, которая в представлении большинства из нас очень эгоистичная и искаженная. Если говорить о духовных практиках, то книга «Сила настоящего» Экхарта Толле — один из моих фаворитов. В ней очень много работающих практических упражнений и рекомендаций.
Конечно, правильная и хорошая литература всегда помогает в актерском деле. Я бы даже сказала, она критически необходима. На мой взгляд, актерская профессия — это наука о душе, которая всегда апеллирует к человеку, к его природе. А хороший актер — всегда большая личность, и чем шире эта личность, многограннее, сложнее, тем интереснее и точнее он будет говорить о природе человека через то, что создает.
Фотограф: Диана Гуледани;
Стилист: Эльвира Янковская;
Визажист: Юлия Старателева;
Стилист по волосам: Анастасия Калачева;
Фотостудия: «Смена»;
Аксессуары: «Vintage Dream»;
Дизайнер; Николай Красников;
Ретушер: Анастасия Пугачева.
3 самых модных оттенка волос, которые будут актуальны летом Читать
Какие анализы стоит сдать, если чувствуете постоянную усталость: отвечают врачи Читать
Дженнифер Лопес и Бен Аффлек покорили поклонников поцелуем на премьере фильма «Мать» Читать
Источник фотографий: Диана Гуледани
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess