28 сентября 2021 | Татьяна Паласова
Роман в трех главах: актеры «Общаги» Романа Васьянова — о премьере, уже отмеченной жюри «Кинотавра»
После награды за лучший дебют на «Кинотавре» картина Романа Васьянова «Общага» доступна на цифровых площадках
Сюжет
История такая. 1984 год. Из студенческого общежития в Свердловске выселяют компанию студентов-дебоширов. Идти ребятам некуда, а остаться можно только на одном условии — если умолчат о преступлениях насильника, мужа коменданта. Сделка с совестью меняет жизнь каждого, и даже тех, кто на нее не идет. Словом, история эта про честность — с собой и с другими, и молодые артисты отыграли ее на совесть. Мы поговорили с тремя из пяти «участников событий» о том, как все это было и каким этическим нормам они следуют в реальной жизни.
На Никите: куртка, Sandro; брюки, Circolo 1901; майка, собственность стилиста; часы J12, керамика, сталь, Chanel Watches
На Геннадии: пиджак, Circolo 1901; брюки, H & M; ботинки, Brunello Cucinelli
На Ирине: жакет, брюки, туфли, колье, подтяжки, все — Chanel; боди, Eres
ГЛАВА 1. Ира
Говоря об «Общаге», Ирина Старшенбаум тепло улыбается: «Что-то подобное я вспоминаю только в связи со съемками “Лета” Кирилла Серебренникова, когда мы уходили в полнейший отрыв и гуляли по ночам, потому что режиссер велел не спать и веселиться, — а потом являлись на площадку. У Ромы (режиссер «Общаги» Роман Васьянов. — U magazine) было по-другому, но мы все равно очень быстро включились в процесс и прожили все съемочные дни — в настоящем общежитии под Петербургом, то и дело встречая целующиеся парочки на лестницах — с ощущением не работы вовсе, а какого-то с удовольствием про-веденного вместе времени. Такое испытываешь не часто, и для меня это очень ценно».
В фильме актриса играет студентку Нелю, разбитную красотку, подружку самого видного парня в компании (Илья Маланин), которая готова пойти на сделку с совестью и с комендантом, если ей от этого будет лучше. Девчонка не из положительных, но в то же время есть в ней искренность, честность, юная жажда жизни, за которые можно многое простить. «Мне нравится работать над такими характерными героинями, в них есть некая сломленность. Человек вроде и хочет на светлую сторону, но при этом какие-то детские травмы, какая-то внутренняя программа не дают. Даже в сказках всегда любила отрицательных персонажей, пыталась понять, что же у них там такое в душе происходит, с чем они не могут существовать», — рассказывает Ира, храбрый адвокат своей роли. Когда же у нее самой встает вопрос выбора — чаще всего принимает решение сердцем, потому что заметила: если подходит к делу с холодным расчетом, игнорируя свое истинное желание, вскоре начинает жалеть. «Некоторые ждут последствий годами, мне же прилетает немедленно», — смеется она. Это касается всего: кинопроектов, участия в светских мероприятиях, сотрудничества с модными марками. Вот, например, другом Дома Chanel она стала исключительно по большой любви. «Я человек идеологии, просто так мне не интересно, а бренд Chanel — это история не только про вещи, это великое наследие и постоянное развитие, а еще — книги, выставки, встречи с потрясающими людьми, — говорит Ира и крутит на пальце любимое кольцо Coco Crush. — Мне нравится носить часы и сумки марки с простыми кедами и джинсами, но, когда на свою важную премьеру надеваю вечернее платье Chanel, чувствую себя невероятно, будто в броне, под надежной защитой, и мне ничего не страшно, я готова праздновать!» Тут я замечаю, что Дом Chanel выступает еще и основным инвестором фонда Landscape Resilience Fund (LRF), который поддерживает людей и малый бизнес на пострадавших от климатических изменений территориях и помогает семьям с низким доходом получить доступ к солнечной энергии в Калифорнии. Ира на это гордо кивает и соглашается, что этическая составляющая в наши дни особенно важна и, если у нее есть выбор, она его сделает в пользу тех брендов, которые заботятся о природе и людях. Она и сама не отстает — сотрудничает с фондом «Подари жизнь» и восхищается его соосновательницей Чулпан Хаматовой. «Я с удовольствием принимаю участие в благотворительных инициативах, поддерживаю фонды и призываю всех моих коллег и друзей поступать так же», — говорит Ира и приводит в пример своего товарища по фильму и по жизни Никиту Ефремова, который «много работает над собой» и не упускает возможности помочь другим.
На Ирине: боди, юбка, колье, браслет, все — Chanel
ГЛАВА 2. Никита
В сериале Константина Богомолова «Хороший человек» Никита Ефремов сыграл маньяка. Сюжет увлекательный, артисты прекрасные, но, что хотите делайте, я ему не поверила: слишком добрые глаза, и человек он хороший — без всякой иронии. А вот в «Общаге» верю без оглядки, хотя,прямо скажем, его Иван тоже не эталон добродетели. Горький пьяница, девушку свою обижает, но пишет на обоях стихи (по умолчанию талантливые) и читает их с выражением — словом, всенародно любимый архетип русского художника-анархиста. Александр Башлачев, Веничка Ерофеев, Егор Летов... В нашем разговоре Никита вспоминает их всех. «Этот герой мне попался в тот момент, когда я сам работал с зависимостью. Мы с ним не похожи, но я его чувствовал. Правда, играть некоторые сцены оказалось непросто — я тогда уже некоторое время был чистый, и возникало сопротивление, — рассказывает актер. — К сожалению, у нас в стране абсолютно отсутствует восприятие алкоголизма и вообще зависимого поведения как болезни. “Безвольный человек, взять себя в руки не может”, — вот так обычно говорят. Да, такие люди могут вести себя аморально. Наркоман, скажем, может воровать или делать еще что похуже ради дозы, но я воспринимаю это как болезнь и своего персонажа считаю больным. Он обманывает себя, думая, что алкоголь ему нужен для творчества. Мой опыт показывает — нет».
На Ирине: пальто, жилет, юбка, сапоги, все — Chanel; серьги Camelia Sculpte, золото, оникс, бриллианты, Chanel Fine Jewelry
На Никите: свитер, брюки, все — Brunello Cucinelli; часы, J12, керамика, сталь, Chanel Watches
Судите сами: в следующем году у Никиты выходит фильм «Тетрис» Джона С. Бейрда — его голливудский дебют, недавно он закончил съемки в фильме «Здоровый человек» Петра Тодоровского-младшего, где играл в паре с Ириной Старшенбаум (здесь у него роль почти святого — человека, который забывает о себе самом и собственной жизни в заботах о других), и приступил к работе в сериале «Офлайн» Кирилла Плетнева. Идет ли он на сделки с совестью, как его герой в «Общаге», и какие? «Для меня сделка с совестью — это когда я, например, устал очень сильно и мне пора бы отдохнуть, а я вместо этого говорю себе: нет, мне надо доделать этот список из 48 дел, — и доделываю. Тогда я не слушаю себя, нечестен с собой и не люблю себя, это и есть сделка», — отвечает он. Звучит очень знакомо... Вернуться в настоящий момент, прочистить «запотевшие стекла» и перестать хотя бы на время жить на автомате, действовать по привычке, как это происходит большую часть нашей жизни, ему помогают медитации, баня и с недавних пор — гвозди. О последнем он рассказывает особенно увлеченно: «Как только становишься на них, мозг тебе тут же шлет сигнал — уйди. Придут миллиарды причин: это больно, невозможно, невыносимо, опасно. Потом смотришь: ноги не протыкаются, кровь не идет — вроде и ничего. Когда я в жизни сталкиваюсь с болью, то тоже сразу от нее бегу, а фишка в другом — продышать это все и не бороться». На беды, свои и чужие, тоже можно реагировать по-разному — клясть судьбу, безжалостных людей, выходить на тропу войны или просто тихо делать то, что можешь прямо сейчас. Последнее, к слову, — принцип Никиты в благотворительности: он помогает многим фондам — от «Старости в радость» до «Соединения» — и называет это мудрым эгоизмом: «Я помогаю, когда у меня есть силы помочь. В этот момент переношу внимание с себя на других, и это очень целебно. Если тебе хреново, найди кого-нибудь и помоги ему. Уникальный инструмент».
Я помогаю, когда у меня есть силы помочь. В этот момент переношу внимание с себя на других, и это очень целебно
ГЛАВА 3. Гена
Первокурсник Забела, математик-интроверт с обостренным чувством справедливости — первая главная роль в кино для 26-летнего Геннадия Вырыпаева (до этого были только второстепенные персонажи — например, в сериале «Хороший человек», и дебютная режиссерская работа — фильм UFO по пьесе отца, Ивана Вырыпаева, который он представил в прошлом году. — U magazine). Прозвище Забелы соответствует его характеру — он безупречный, белый, или, как говорит Ира Старшенбаум, стерильный, но совсем не популярный. «Его трагедия в том, что он просто родился не в то время или не в той стране, — объясняет Гена. — В наши дни такой парень мог бы свою IT-компанию создать, а в 80-е считался слабаком. Друзья его вроде ценят, но он все равно другой — они пьют, а он учится. Потерянный человек». Свой выбор в спорной ситуации парень делает легко — просто не понимает, как можно не рассказать правду, даже если под угрозой его личный комфорт и безопасность. «В кино, конечно, все обострено. В жизни люди часто идут на разные компромиссы, в том числе не самые приятные, и живут себе дальше. Но мы ведь,посмотрев картину, можем хотя бы задуматься об этом: были бы мы в порядке, если бы промолчали?» — говорит Гена. Своими поступками его вдохновляют Александр Сокуров, воспитавший целую плеяду блестящих молодых режиссеров в Кабардино-Балкарии, Кирилл Серебренников, Наталья Синдеева и Юрий Дудь. «Сильная позиция — это когда совпадают моральные дебет и кредит — то, что вы думаете, с тем, что вы делаете. Тогда можно и не выступать с трибун», — считает он. Я спрашиваю, какие из социальных вопросов волнуют его самого прямо сейчас и как он, своими делами, их решает. Так разговор приводит нас к новой этике, и он замечает, что стал ловить себя на сексистских шутках и поговорил со своей девушкой о слове «бабы», которое раньше часто звучало в их компании. «И что же она ответила?» — я наклоняюсь к камере ноутбука, будто мы сидим за крошечным столом в баре и сплетничаем. «Она понимает, что мы это всё не со зла. Но я почувствовал — приятного мало». Теперь слово «бабы» он не использует, как и слово «телки», — даже сейчас ему явно неловко их произносить. Вот уж правда — куда поэтичнее звучат песни группы Norway. Today, где Гена — солист, наравне с актером театра Вахтангова Юрием Цокуровым (дебютный альбом команда выпустила в прошлом году). Послушайте песню «Все для нас» — это очень красиво.
На Ирине: блузка, Chanel; серьги Diamant Evanescent, золото, бриллианты, Chanel Fine Jewelry
На Геннадии: рубашка, Boss; часы, J12 Electro, керамика, сталь, Chanel Watches
На Ирине: жилет, Chanel
На Геннадии: пальто, Brunello Cucinelli; водолазка, Gran Sasso
Закончить разговор решаю вопросом, который возник у меня сразу после просмотра «Общаги»: «Ваше поколение лучше того, что было в 80-е?» Гена читает мои мысли: «Я не знаю, но мне нравится, что мы чаще задумываемся, менее реакционны, у нас есть возможности пристойно зарабатывать на жизнь и развиваться. Есть все шансы быть лучше».
На Геннадии: пиджак, Viva Vox На Никите: рубашка, галстук, все — Viva Vox
Фото: Alexey Kolpakov
Стиль: Evgenya Avaisova
Макияж: Эрнест Мунтаниоль / Chanel
Прическа: Марина Мелентьева
Продюсер: Ольга Закатова
Ассистенты фотографа: Александр Филимонов-Волков, Сергей Арзуманов
Ассистенты стилиста: Елена Дадамян, Павел Турчин, Алина Янбухтина
Ассистент продюсера: София Расторгуева
Благодарим музейный комплекс ВДНХ, ресторан «Рыбацкая деревня» и Городскуюферму ВДНХ запомощь в организации съемки.
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess