16 мая
Петр Дранга — о создании оркестра, симфоническом цикле «Энергия мира» и музыке, которая помогает переделать все домашние дела
Аккордеонист, дирижер, композитор Петр Дранга представил публике три симфонии, входящие в цикл «Энергии мира» — «Космос», «Я’ОНИ’МЫ» и «Земля». В этой масштабной работе он задействовал собственный DYP Orchestra, программу искусственного интеллекта, Русский хор им. А. В. Свешникова, ведущих оперных солистов, драматических артистов Юлию Снигирь и Евгения Цыганова, этнические инструменты, а также свой любимый аккордеон. Что из этого получилось Петр рассказал в интервью U Magazine
Петр, вы сочиняете музыку довольно быстро, без пресловутых мучительных поисков. Но какой путь проходит произведение от создания до премьеры?
Если я вдохновлен идей, то, действительно, сочиняю очень быстро. А вот процесс обсуждения идеи, выбора какого-то решения, занимает время. Например, балет, про который еще не могу раскрывать подробности, я сочинил за месяц. Просто закрылся в квартире и писал, писал, писал. Это очень короткий срок для полутора часов музыки. Симфонию я осилил примерно за 20 дней. Для меня было важно не прерываться. Я не мог уйти от симфонии и вернуться к ней, условно, через полгода. У меня так не получается, энергия теряется. Поэтому, я редко работаю параллельно над несколькими проектами. Ведь наша психика устроена так, что мы выплескиваем в творчество наболевшее, накипевшее. Куда оно точно выльется, предугадать невозможно. И если пишу одновременно симфонию и музыку для спектакля, то в какой-то момент ловлю себя на том, что они становятся похожи.
В апреле вы представили симфонию «Земля», финальную часть музыкального цикла «Энергия мира». Что это за проект?
Это трилогия, в которую помимо «Земли» входят симфонии «Космос» и «Я’ОНИ’МЫ». Объединены они все идеей реликтового излучения, проходящего из космоса через человека в землю. Придумать эту концепцию мне помогла продюсер Юлия Морозова, человек, очень тонко чувствующий творческую направляющую. Премьера первой симфонии состоялась в сентябре прошлого года на Приморской сцене Мариинского театра. Помимо DYP Orchestra в ней использовалась программа искусственного интеллекта SymFormer, которая заранее изучила партитуру и мой композиторский стиль, но тем не менее сочиняла мелодию в режиме реального времени. Это был очень интересный экспириенс.
Вторая симфония «Я’ОНИ’МЫ» полностью посвящена человеку, его жизненному пути, поиску ответов на вопросы. Рождаясь, мы находимся в единение со Вселенной, с Богом, а потом эта связь истончается, и мы уходим все дальше и дальше от истины, от честного разговора с собой. Однако, столкнувшись с болью, потерями, потрясениями, человек находит импульс вновь обратиться внутрь себя. Так было и со мной на рубеже 40-летия.
Ну а заключительная часть трилогии называется «Земля», потому что космическое реликтовое излучение проходит через человека и уходит в землю. Земля в данном контексте — это частица Вселенной, планета, дающая жизнь человечеству. С земли все начинается, и в нее все уходит. В этой симфонии много этнических элементов: владимирские рожки, русский этнический хор, хор Свешникова, аккордеон… Я решил, что через этнику связь с землей ощущается гораздо глубже. Кроме того, интеграция этнических инструментов в симфоническое полотно — новый и интересный творческий шаг для меня.
В последней части трилогии пролог, литературную преамбулу по произведениям русских классиков, а также, специально сочиненные экзерсисы на тему синергии человека с землей исполняют Юлия Снигирь и Евгений Цыганов. Почему вам понадобился такой ход?
Как вообще вы пришли к созданию собственного оркестра и симфонической музыке?
Музыкой я занимаюсь с раннего детства, потому что в моей семье все ― академические музыканты. Старшие сестры закончили Академию имени Гнесиных по классу фортепиано. Папа, народный артист России Юрий Дранга, профессор «Гнесинки», аккордеонист. Мама когда-то была его ученицей. Я пошел по стопам отца. Конечно, в юном возрасте мне хотелось другой музыки — у меня было несколько коллективов, играли рок, альтернативу. Я не только играл на бас-гитаре, но и писал музыку, делал аранжировки, пел. Но первый успех у широкой аудитории меня настиг все равно с аккордеоном. Вопреки всем разговорам, что на современной сцене с аккордеоном делать нечего. А проект DYP ORCHESTRA родился не так давно — во время пандемии. Когда выступать было не перед кем, а желание создавать музыку никуда не делось. И мы придумали формат с сочинением музыки в режиме реального времени. Например, садится солнце, и в эти несколько минут сочиняется мелодия. Так появились разные фрагменты, например, «Москва — Рассвет», или «Истории», которые читали поэты на крышах Москвы, а оркестр в это время импровизировал. Опираясь на этот опыт, мной была написана первая симфония «Космос», предусматривающая импровизацию искусственного интеллекта.
Сколько репетиций нужно, чтобы представить зрителям симфонию?
Такую, как «Земля» — порядка восьми. Она довольно сложная, из 5 частей с литературными вставками, которые исполняют Юлия Снигирь и Евгений Цыганов. Оркестрантам нужно проникнуться этой музыкой, выучить ее, чтобы чувствовать себя свободно на сцене — все это дополнительная нагрузка. Но к счастью, со мной работают очень увлеченные музыканты. Поэтому с ними получается достичь высокого результата.
Какую музыку вы слушаете дома или в наушниках?
Самую разную. От Чайковского и Рахманинова до рока и гранжа. Под Баха, например, прекрасно заниматься мелкими домашними делами, очень хорошо организовывает. В другие моменты могу послушать что-нибудь из Алексея Сысоева, академического композитора новой волны. Или работающего в экспериментальном жанре композитора, музыканта, ди-джея Flying Lotus. Или что-нибудь из киномузыки Ханса Циммера. Нет какого-то одного направления.
А если не музыка, то что вам помогает восстановить силы, получить заряд эмоций?
Поездки за город и более дальние путешествия, встречи с друзьями, походы в кино и на спектакли, игра в бильярд или катание на коньках. Все то, что можно назвать обычной жизнью.
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess