3 февраля | Денис Мережковский
Павел Глухов: «Цели должны быть глобальными, дальше остается только двигаться в их сторону ― только вперед»
Умиротворяющая и бодрящая премьера спектакля «Белая комната», поставленного хореографом Павлом Глуховым на музыку живого классика Владимира Мартынова, 24 февраля пройдет в Концертном зале им. П.И. Чайковского. О своих новых работах и радостных надеждах на будущее Павел рассказал Денису Мережковскому
Мы говорим через пару недель после премьеры «Белой комнаты», которую вы поставили на музыку Владимира Мартынова для фестиваля Context. Diana Vishneva. Какие эмоции остались после первых показов?
Нужно чуть больше времени, чтобы я смог сформулировать что-то более точное, чем просто «хорошие». Было непросто практически за один день собрать весь спектакль на сцене «Зарядья», танцовщикам предстояло ее освоить, начать полноценно взаимодействовать с этим пространством. Думаю, как и любому другому спектаклю, «Белой комнате» нужно устояться, дойти до той стадии, когда танцовщики смогут исполнять его максимально наполненно и без премьерного волнения. В этой работе очень важна не только техническая сторона танца, но и то, что исполнители транслируют в зал вместе с музыкой Владимира Мартынова. Для меня магия произошла уже в «Зарядье», я ощутил слияние танца и органной музыки, которого мы и добивались. Знаю, что Владимир Иванович тоже очень доволен нашим проектом.
Эту партитуру он писал специально для спектакля. Как на деле происходил монтаж музыки и хореографии?
В самом начале Владимир Иванович попросил у меня некую фабулу спектакля, от которой он мог бы оттолкнуться. Я предложил ему достаточно простой сценарий: десять сцен, каждая из которых передает какую-то определенную эмоцию. Этого ему оказалось достаточно, и он начал работать. Но поскольку времени было не так много, параллельно я сразу приступил к сочинению хореографического текста. Какие-то части «Белой комнаты» идеально получались сразу, какие-то приходилось менять. Например, изначально на одну сцену мы могли заложить три минуты, но в процессе постановки мне потребовалось на две минуты больше, несколько музыкальных композиций просто не вместились в финальную версию спектакля, но при этом что-то нужно было сочинить дополнительно. В такие моменты я набирался смелости и шел обсуждать это с Владимиром Ивановичем.
Доходило до споров?
Нет, на все он реагировал абсолютно спокойно, объясняя, что эта партитура — как кубик Рубика, ее можно пересобирать, увеличивать новыми музыкальными витками. Меня это очень подкупает в Мартынове: несмотря на то что он абсолютный гуру, маэстро, с ним легко работать, он не ждет, что все окружающие априори будут с ним согласны. Наоборот, любит быть в диалоге, и у него всегда есть новые идеи. Иногда он предлагал какие-то простые вещи, но каждая из них очень точно срабатывала на сцене. Владимир Мартынов обладает потрясающим музыкальным и сценическим чутьем. Это человек удивительного мышления, с глубоким взглядом на жизнь, настоящий современный мыслитель, который смотрит на нас откуда-то из космоса. И хотя я прекрасно понимаю, что до него очень далеко, мне бы хотелось хоть на сколько-то соответствовать этому масштабу. Собственно, хореография «Белой комнаты» — моя попытка издалека подступиться к тому, о чем мы с ним говорили во время работы.
Мы говорим об органной музыке, которая у большинства ассоциируется с католическими мессами в храмах. В чем фокус партитуры «Белой комнаты», которая звучит очень современно?
Для Владимира Ивановича процесс сочинения — не просто сопоставление нот, которые складываются в мелодию, он работает с совершенно другими вещами. В нашей истории было важно, чтобы музыка рождала эмоции в телах танцовщиков. И она реально это делает. Если так происходит, значит, музыка живая. Музыка Баха ведь и сегодня отзывается в нас, и мы ее с удовольствием слушаем, потому что в ней заложено что-то еще, некая энергия гения, которая не устаревает столетиями.
К следующей вашей премьере музыка тоже пишется специально — композитором Ильей Демуцким. Больше о спектакле по сути ничего не известно, только название - «Две Анны». Что это будет?
На самом деле это не один, а два балета, объединенных в один вечер на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова. Первый ставит Юрий Посохов, его работа будет посвящена Анне Ахматовой; моя, на музыку Демуцкого, — Анне Павловой. Сценографию придумывает Маша Трегубова, костюмы — Светлана Тегин. Всех нас вместе собрал Юрий Баранов (основатель и продюсер компании MuzArts, известной своими танцевальными проектами с балеринами Светланой Захаровой, Ольгой Смирновой и другими артистами. — U). Премьера назначена на начало февраля 2025-го, в конце осени мы уже начали репетировать с артистами Большого театра. По задумке, события из жизни Павловой будут выстроены в одну хронологическую цепочку, и каждую историю исполнит отдельная балерина — Анна Павлова в разные годы жизни.
Если не учитывать факт, что как хореограф Юрий Посохов состоялся в Соединенных Штатах, в этом проекте задействованы только профессионалы из России. Показателен и пример компании MuzArts, которая раньше привлекала преимущественно западных постановщиков в диапазоне от Мауро Бигонцетти до Пола Лайтфута и Соль Леон, теперь же собирает команду соотечественников. Причины понятны, но интересно, поможет ли это в реальности современным российским хореографам. Что думаете?
Возможно, это прозвучит несколько страшно, но изоляция, которая началась для нас еще с пандемии 2020-го, на отечественных хореографах сказывается положительно. Меня бы точно никто в прошлом сезоне не позвал в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко ставить одноактный спектакль, я в этом уверен на сто процентов. Чтобы получить такое предложение, мне бы еще лет десять нужно было что-то делать, доказывая, что я достоин. Поэтому, при всем ужасе происходящего, я понимаю, что для меня это шанс. Также я хорошо понимаю, что есть удачные результаты такой работы, есть не очень, но все они — опыт, через который мы должны пройти. Потому как из постановщика никогда не вырастет большой хореограф, если у него не будет возможности работать на большой сцене. Мы оказались в патовой ситуации, когда у нас нет другого варианта, но я уверен, что именно из-за этого положения качественный скачок произойдет. Опять-таки может прозвучать двусмысленно, но мне бы хотелось, чтобы время изоляции еще чуть-чуть продержалось, потому что на этом поле назревает много интересных вещей. Наши цели должны быть глобальными, дальше остается только двигаться в их сторону — только вперед.
Источник фотографий: Дарья Норкина, пресс-материалы
Подборка: НОВЫЙ МИР
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess