16 марта | Юлия Лоло
Николас Кейдж — о фильме «Герой наших снов»
В российский прокат вышел фильм «Герой наших снов», узнали у Николаса Кейджа, который сыграл в нем главную роль, как ему помогают мемы с его лицом, какими снами он гордится и как проходили съемки
О ТОМ, ПОМОГЛА ЛИ ЕГО СОБСТВЕННАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ КАК ГЕРОЯ МЕМОВ, В РАБОТЕ НАД РОЛЬЮ ПОЛА МЭТЬЮСА
Заклинаю вас именем Теспия, я вообще не играл (смеется). Кажется, со мной произошло то, что я стал первым актером, который проснулся однажды, чтобы обнаружить, что кто-то взял и смонтировал все моменты, когда я теряю самообладание, вместе со сценами из моих фильмов в один ролик и выложил его в сеть. Он еще вроде назывался «Николас Кейдж выходит из себя» (смеется). Ролик стал вирусным буквально за ночь, количество просмотров и репостов росло в геометрической прогрессии, и я ничего не мог с этим сделать, ни юридически, ни физически. В общем, я пустил все это на самотек, просто сидел и смотрел, чем это все закончится. Следом появились мемы, созданные с помощью фотошопа, и все эти бесконечные футболки и прочее. И когда я прочел сценарий «Героя наших снов», я сразу же согласился на участие в этом проекте и сказал сам себе, что пришло время монетизировать свою славу, вложив весь этот свой опыт в персонаж Пола Мэтьюса. Могу сказать, что получил удовольствие от процесса, потому что мой герой ничего, по сути, не делает, просто наблюдает.О СНАХ, КОТОРЫМИ ОН ОСОБЕННО ГОРДИТСЯ
Мне кажется, землетрясение было просто фантастическим. Он было таким зрелищным даже во время съемок! И еще мне очень нравится сцена, в которой мой герой марширует, входя в комнату своей дочери. Мы долго думали, что такого должен сделать Пол, чтобы вызвать у зрителя ощущение дискомфорта. В итоге я просто выскочил из шкафа и начал маршировать. Мне показалось, это будет достаточно странно (смеется). Еще была сцена с браслетом в конце, дизайн у него было такой в стиле Канье Веста, но по ощущениям все это напоминало фильмы Кроненберга.О ВЫБОРЕ РОЛЕЙ
Мне повезло родиться с серебряной ложкой во рту, если позволите. Я всегда мог идти наперекор желаниям других людей, быть саркастичным, когда мне того хотелось. Но я всегда старался избегать сарказма и иронии и стремился к эмоциональной наготе. Порой это даже вызывало неловкость. Но если вспомнить Оскара Уайльда, Чарльза Гродина или Дэвида Леттермана, они прекрасно сочетали мудрость с комедийным подходом. Я тоже могу играть вокруг этого, но это не самый фундаментальный из моих интересов. Моя главная цель — работать с большими формами. Все мои роли построены на хореографии реальных эмоций. Мне всегда было интересно вернуть в современный кинематограф стиль немецкого экспрессионизма в духе «Носферату» или «Кабинета доктора Калигари». В 1980-х я старался придумать, как максимально органично интегрировать эти жесты и взгляды в своих героев. Кстати, позже это и стало предметом для мемов. Я использовал это и в фильме «Без лица», и в «Поцелуе вампира».О СВОЕМ «ГЕРОЕ НАШИХ СНОВ»
Немецкого экспрессионизма в нашем фильме не так уж и много, его, скорее, можно найти в «Поцелуе вампира» или даже в «Ренфилде», где я сыграл Дракулу. Мне кажется, свою роль сыграл тот факт, что отец Кристоффера (прим. — Боргли, режиссер «Героя наших снов») — профессор, как и мой отец. Мне было понятно то давление, которое отец испытывал, работая в университете, и как это переживать, что не сможешь сохранить свою работу, когда внезапно студенты начинают выступать против тебя. Я много думал об этом. Мой собственный жизненный опыт стал главным источником вдохновения. Слава чем-то похода на игру в азартные игры. Когда выигрываешь, ты — на вершине мира, а когда твоя слава оборачивается против тебя, испытываешь невероятно острое ощущение проигрыша. Это чувство острее и глубже того, что ощущаешь, когда выигрываешь. Но самое грустное в истории Пола то, что он совершенно не хочет быть ни известным рок-музыкантом, ни кинозвездой. Он просто хочет написать свою книгу. Я мне показалось, что подобное может произойти с кем угодно, ведь почти у каждого есть сотовый телефон с камерой, и кто угодно может стать звездой в одночасье, и женщина в самолете, и парень, который пошел за покупками в супермаркет. Повторюсь, такое могло бы случиться с любым из нас, и это вызывает сочувствие к герою, а весь пафос истории состоит в том, что этот человек всего лишь хотел дописать свою книгу. Ему просто хотелось прожить тихую жизнь в кругу своей семьи.О КОСТЮМЕ В СТИЛЕ ДЭВИДА БИРНА
Этот костюм был изначально прописан в сценарии. Нам нужен был какой-то одновременно легендарный и крутой костюм на Хэллоуин, который бы появился в середине фильма наподобие чеховского ружья, чтобы зритель сразу считал его значение без дополнительных разъяснений. И Дэвид Бирн (прим. — музыкант. основатель группы Talking Heads и обладатель титула EGOT) оказался очень кстати, так как символизировал крутое прошлое Пола Мэтьюса, который тоже когда-то был крутым парнем и слушал крутую музыку.О ФИЛЬМЕ
Я снимаюсь в кино уже сорок пять лет, и в моей жизни было всего пять проектов, после прочтения сценария которых я сразу же соглашался на роль и считал, что фильм обязательно должен состояться. И это были фильмы «Покидая Лас-Вегас», «Воспитание Аризоны», «Поцелуй вампира», «Адаптация» и «Герой наших снов». Да, был еще один проект, «Дикие сердцем», он получился феноменальным, но это не сразу считывалось в сценарии. Моя мысль в том, что сценарий Кристоффера был идеальным, мне не хотелось изменить в нем ни одного слова. Когда мы с ним встретились, я подумал: «Он в два раза моложе меня и в два раза умнее!» Я не считаю себя тупым, но Кристоффер в моем случае стал пультом дистанционного управления, если можно так сказать, а я — машиной, управляемой с этого пульта. Я готов был двигаться в любом заданном им направлении, потому что с первой страницы сценария понимал, что он безупречен.О СВОЕЙ АКТЕРСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Моя концепция заключается в том, что если вы можете что-то воплотить в одном из видов искусства, то, вероятнее всего, это возможно сделать и в другом. Если считать роль в кино одним из направлений искусства, то к ней можно применить концепцию синхронности, которая используется в искусстве. Приведу пример: когда я снимался в «Диких сердцем» у Дэвида Линча, люди думали, что я пытался копировать Элвиса Пресли, но на самом деле я применил к этой роли концепцию Энди Уорхола. Помните, как Уорхол брал изображение легендарных знаменитостей и делал из них свои знаменитые коллажи? Станиславский говорил, что для актера нет ничего хуже, чем копировать кого-то еще. Я читал его книги и учился по его системе, но как бунтарю по своей природе мне всегда хотелось нарушать установленные правила, чтобы сделать какое-то открытие. И я пошел к Дэвиду Линчу и сказал ему: «У меня есть идея!» Я нашел тот пиджак из змеиной кожи в одном из магазинов винтажной одежды и предложил Дэвиду добавить своему герою Сэйлору Рипли аффектации Элвиса Пресли. Сэйлор был преступником в духе 1950-х, и возможно, хотел бы подражать Элвису, как своему кумиру, который помог бы ему пробиться через все препятствия в жизни. И тогда Дэвид добавил в сценарий такую реплику: «Этот пиджак – символ моей веры, личной свободы и индивидуальности». И я ощущал, как Сэйлор Рипли оказался заперт в клетку Элвиса Пресли, словно Марлон Брандо в пиджаке из змеиной кожи. И все это благодаря идее Уорхола, она помогла мне сыграть ту роль именно так. Еще один пример — моя роль в «Призрачном гонщике». Я огромный поклонник «Крика» Мунка и очень хотел как-то привнести ощущение, которое вызывает это полотно, в мою роль. И я использовал этот крик в сцене трансформации. Мой отец однажды рассказал мне историю о японском саде камней, созданном мастером, которого уже нет в живых. В этот сад однажды пригласили одного из лучших студентов факультета ландшафтного дизайна, который учился создавать сады камней. Примерно также как я постоянно учусь актерскому мастерству. И он сказал: «Здесь что-то не так. Ройте здесь!» К нему прислушались, ведь это же был один из лучших студентов на курсе, начали рыть и нашли камень, который был случайно закопан на том месте. И тогда этот студент понял, чего хотел мастер. Мне кажется, это можно сравнить с кинематограф с точки зрения коммуникации. Фильмы заставляют нас задуматься именно о том, что происходит между строк, искать закопанные камни. Как актер, я адепт понятия genius loci, что с латыни переводится как «гений места». Я всегда с радостью соглашаюсь сниматься в самых отдаленных местах. Я снимался в Бангкоке, в Китае, в Греции, а также в Новом Орлеане или Лас-Вегасе. У Нью-Йорка и Лос-Анджелеса свои индивидуальные гении места. Обещаю вам, что я не только готов однажды переночевать в замке Дракулы, но и с удовольствием сделаю это еще раз, если это пригодится мне в работе над фильмом, скажем, в Портланде. Всех, кто хочет связать свою жизнь с актерским мастерством, я призываю не забывать об этом. Старайтесь почувствовать гений каждого места, где оказываетесь. Постарайтесь открыться ему и позволить помочь вам найти своего героя.О РАБОТЕ С РЕЖИССЕРАМИ
Мне кажется, всегда очень важно иметь коммуникацию и понимать процессы друг друга. Иногда все может меняться. В каких-то случаях ты понимаешь режиссера и его подход, и твоя задача воплотить видение режиссера. Главное, с чего я всегда начинаю, пытаюсь понять тональность фильма, потому что мне хочется попасть в нее. Мне кажется, очень важно, чтобы режиссер мог доверять актеру, и я всегда стараюсь донести до режиссера, что со мной он сможет выразить свою идею. На данный момент режиссеры, которые со мной работают, уже знают, что у них в арсенале будет предостаточно вариантов, из которых они смогут выбрать то, что им нужно. Если я не ошибаюсь, Джоэл Коэн на съемках «Воспитания Аризоны» сказал: «Работать с Ником — это как шведский стол на ужине. У вас такое разнообразие опций, из которых вы можете выбрать то, что вам нужно именно для вашего блюда». Шведский стол, понимаете, да? Что ж, мне это по душе. За эти годы в профессии я понял, что для меня лучший режиссер тот, который не пытается починить то, что уже сломалось. Лучшие — те, кто умеют довериться своему актеру. Те, кто умеют стать партнерами с актерами и позволяют им самим найти верный тон, верное направление и подобно скульпторам вылепить роль. Те, кто умеют поддерживать креативный настрой. Именно поддерживать, а не выжимать его из актера. Дайте актеру почувствовать, что он любим. Когда у снимался у Ридли Скотта в «Великолепной афере», которую я считаю одним из лучших фильмов в своей карьере, мы с Ридли очень много разговаривали, чтобы узнать друг друга. И я сказал ему: «Ридли, я прочел сценарий, да, я знаю, что мой герой страдает ОКР, но мы немного знаем об этом состоянии и о том, к каким последствиям может привести это расстройство. Но в нем есть элемент синдрома Туретта, и я бы хотел попробовать именно в этом направлении». На что он ответил: «Ник, попробуй и покажи мне». Он доверился мне и позволил найти нужный элемент для роли. Я привнес в своего персонажа много нового, чего не было в сценарии, но это произошло только благодаря тому, что почувствовал, что режиссер мне доверяет и дает мне карт-бланш. Но у разных режиссеров разные требования, и мне повезло успеть поработать с лучшими мастерами, для которых я был готов на любые эксперименты.О ТОМ, КЕМ ВДОХНОВЛЯЕТСЯ
Я всегда стараюсь смотреть в будущее, но не забываю и о своих корнях. Антон Уолбрук в «Красных башмачках» (прим. – фильм Майкла Пауэлла, 1948 г.), Конрад Фейдт в «Кабинете доктора Калигари» (прим. — фильм Роберта Вине, 1920 г.), Макс Шрек в «Носферату» (прим. — фильм Фридриха Мурнау, 1922 г.), Бетт Дэвис. Бог мой, мне недавно пришлось посмотреть ее фильм «Все о Еве», в ее голосе ты слышишь виски и сигареты, но она не дает ни одной фальшивой ноты. Это как концерт Баха, я не переставал задаваться вопросом, как она это делает. Это актерское мастерство уровня ЛеонардаБернстайна. А потом я подумал, кто из современных актрис мог бы сравниться с Бетт Дэвис и понял, что Кейт Бланшетт. В ней это тоже есть.
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess