3 августа 2023 | Полина Ульянова

Никола Мельников — о концерте Receptio, неоклассике и любимом музыкальном исполнителе

10 августа композитор-неоклассик, известный своей любовью к электронной музыке и нестандартным локациям, впервые выступит перед широкой публикой с концертом Receptio в сопровождении симфонического оркестра LS Orchestra. В преддверии выступления, мы поговорили с музыкантом и делимся эксклюзивным интервью с Николой

Никола Мельников фото № 1
Никола Мельников
Никола, в каком возрасте вы впервые сели за фортепиано? Как это было: родители в поисках полезного хобби отдали в музыкальную школу или желание проснулось у вас самого? 

В какой-то момент, где-то в возрасте трех лет, родители стали замечать, как я стал напевать мелодии из фильмов, которые мы смотрели. Они стали спрашивать, откуда эта музыка, а я четко отвечал им что «эта музыка звучала из машины, когда тетя проходила мимо нее на 50-й минуте фильма» или «эта музыка играла три раза в фильме, и всегда по-разному, но мне она понравилась больше всего, когда пошли титры» или что-то вроде того. Тогда родители отвели меня в Гнесинскую спецшколу, и там распознали мой абсолютный слух. Так, в четыре года я стал готовиться к поступлению в 1 класс, с уже определенными планами того, что я стану профессиональным пианистом. 

Сейчас вы уже сами заняли почетную «должность» — родителя. Как вы думаете талант к музыке  — это наследственность или в большей степени регулярный труд?

В моей семье не было профессиональных музыкантов, но я точно знаю что у моего дедушки тоже был абсолютный слух, хоть он и занимался совсем другой профессией — организовывал связь между космосом и землей, в момент полета Гагарина. Думаю, когда погружаешь детей в среду, именно это дает результат. Надо пробовать, надо наблюдать. И обязательно выбирать то, к чему у ребенка талант, а не пытаться реализовать свои мечты, касательно своего чада.

Кого вы можете назвать своим наставником и учителем? Как этот человек повлиял на ваш творческий путь?

Думаю, тут ответ очевиден — это моя мама. Именно она научила меня играть двумя руками, и даже в моменты моего переходного возраста, когда я устраивал бунты, и хотел все бросить, смогла удержать меня в профессии. Теперь я об этом совсем не жалею.

Никола Мельников фото № 2
Никола Мельников
А что играет в ваших наушниках, когда вы, например, переезжаете с места на место во время гастролей или отправляетесь на занятия спортом?

Я думаю вы знаете, что помимо моей композиторской фортепианной деятельности и работе с оркестрами, я выступаю очень часто как диджей, в разных странах мира и для абсолютно разных аудиторий, поэтому часто я могу переслушивать сотни новых электронных треков, собирая новый сет. Также я могу бесконечно слушать разные транскрипции классических произведений, пытаясь расслышать идеальное прикосновение к инструменту. Могу послушать эмбиент, или что-то  глубоко этническое, когда еду в машине, и пытаюсь найти нужное состояние. В целом я не вижу границ своего вкуса, и в каждом жанре я могу найти для себя что-то ценное и вдохновенное.

Вы композитор-неоклассик, в ваших произведениях соединяется классическое фортепиано и электронная музыка. Как происходит создание таких произведений?

Сначала хочется предостеречь на тему того, что модное слово «неоклассика» не является верным, но это понятие настолько глубоко вошло в лексикон русского человека, что процесс кажется необратимым. Неоклассицизм в музыке — это термин для обозначение направления академической музыки XX века, представители которого имитировали стиль XVII-XVIII веков, то есть раннего классицизма или даже барокко. То есть, это грубо говоря, музыка похожая на Баха или Генделя, а никак не кинематографичная оркестровая музыка, соединяющая в себе фортепиано, аналоговые синтезаторы, электронные эпичные ритмы и прозрачное эмбиентное звучание.

Я очень по-разному создаю произведения, но например, последнюю свою масштабную постановку RECEPTIO с симфоническим оркестром, который я готовлю к 10 августа, создал из переработки фортепианных произведений в произведения для струнного виолончельного ансамбля, потом последующим добавлением аналоговых синтезаторов в существующую аранжировку, а потом уже и в масштабную оркестровку с медными духовыми, литаврами и так далее.

Никола Мельников фото № 3
Никола Мельников
Как в целом изменилось восприятие классики сейчас?

Как раз именно поэтому мой будущий концерт называется Receptio — буквальный перевод с Латыни даст вам слово — принятие. Но более широкий смысл этого слова раскрывается в литературном понятии рецепции — теории зрительского отклика, которая подчеркивает индивидуальность восприятия и толкования музыкального материала каждым слушателем. Грубо говоря, люди сейчас выходят из концертных залов, и могут слушать классическую музыку в таких урбанистичных местах, как пространство «Суперметалл». Они способны  воспринимать симбиозы жанров, и не настолько зашорены, как раньше. Поэтому даже консервативные музыкальные лейблы, такие как Deutsche Grammophon, сейчас могут выпускать электронные релизы, рекомпозиции известных сочинений, и не бояться что их «закидает помидорами» разгневанная публика.

Никола Мельников фото № 4
Никола Мельников
В коллекции ваших достижений: топ-100 iTunes,  миллионы прослушиваний  в Spotify, работа в кино, сотрудничества с брендами и другими исполнителями, как в России, так и за ее пределами. К чему вы стремитесь сейчас?

Сейчас я сконцентрирован на новом шоу, в котором задействовано более 70 человек, и на данный момент мы  собираемся отыграть его помимо Москвы в пяти городах России, а сразу после этого в октябре собираюсь поехать в Германию и начать продвигать его там.

Если верить вашим социальным сетям, то путешествия — ваша вторая страсть после музыки. Какие композиции вы создали, вдохновившись поездкой?

Однажды край легенд — озеро Байкал, стал для меня домом на 10 дней, где, совершив экспедицию на остров Ольхон и проехав по степям и льдам около 1000 км, я случайно попал в поселение с моим именем — Никола, в то самое место, где тают льды и из озера вытекает река Ангара. Там я задержался на несколько дней, чтобы завершить работу над композицией Pisces XII. Название композиции вдохновлено экспериментами с глубоководными погружениями на дно Байкала — серией канадских и советских научно-исследовательских обитаемых аппаратов для океанологических исследований «Пайсис» (лат. Pisces — Рыбы). Ранее было создано 11 аппаратов, и тогда настало время, чтобы создать 12-й, но уже для музыкальных погружений! Спустя несколько дней, мы вытащили фортепиано на лед, пригласили олимпийскую чемпионку по фигурному катанию Аделину Сотникову, и сняли очень памятный для нас клип на эту композицию.

Никола Мельников фото № 5
Никола Мельников
Никола, у вас большая команда? Кто помогает вам в работе и творчестве?

На данный момент, из-за существенного отмены русских музыкантов, мой контракт с британским менеджментом и букинг агентством приостановлен, а в России я уже лет пять работаю без концертного  директора, в нашей стране найти профессионала в этой области, который бы сам создавал среду, а не только «сидел на входящих заявках»практически невозможно. Но у меня есть исполнительный продюсер, SMM-менеджер, люди которые создают мою логистику, есть помощники которые ассистируют мне в оркестровке и аранжировке, есть менеджеры моих коллективов, которые взаимодействуют с музыкантами. Сейчас над ближайшим концертом в команде ежедневно трудится около 10 человек. 

Расскажите про ваш сценический образ. Как вы выбираете концертный костюм?

У меня есть ряд хороших смокингов и костюмов, которые я могу разбавить необычными рубашками или брюками от каких-то небольших, но креативных брендов. Так как концертов много, при выборе костюма отталкиваюсь от того, какой успел забрать из химчистки между концертами!

Никола Мельников фото № 6
Никола Мельников
Уже 10 августа состоится ваш концерт Receptio в сопровождении симфонического оркестра LS Orchestra. Расскажите, что сложнее: выступать с оркестром или исполнять произведения соло? Что вам нравится больше?

Вы знаете, в последнее время стало все больше оркестровых исполнений, и конечно же, когда уже не только от одного тебя зависит, как будет исполнено произведение, процесс усложняется. Но все это становится только интереснее, через репетиции ты доносишь до музыкантов то, что хочешь услышать, и произведения становятся чем-то большим. В этом году я явно полюбил работу с оркестром, но иногда камерные фортепианные выступления так же греют мне душу. 

И, напоследок, кто ваш любимый музыкальный исполнитель? 

Пусть будет — Сергей Васильевич Рахманинов! Ведь именно ему и его 150-летнему юбилею я посвящаю будущую постановку 10 августа. А ведь помимо его композиторского таланта, он был прекрасным пианистом и дирижером, и так же как я, всю жизнь не мог определиться, кто же он на самом деле…

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147