17 марта | Юлия Лоло

Натали Портман, Джулианна Мур и Тодд Хейнс — о фильме «Май декабрь»

В российском прокате идет новая драма Тодда Хейнса «Май декабрь» с обладательницами «Оскара» Джулианной Мур и Натали Портман в главных ролях. Актрисы и режиссер рассказали о том, почему фильм получил такое название, чем их привлекла эта история, и почему в фильме звучит музыка Мишеля Леграна

О ТОМ, ПОЧЕМУ ФИЛЬМ НАЗЫВАЕТСЯ «МАЙ ДЕКАБРЬ»  

Тодд Хейнс: «Май декабрь» — это устойчивое выражение, которое существует в английском языке. Не уверен, что у него есть эквиваленты в других языках, но в английском оно означает отношения между старшим и младшим поколениями.
«Май декабрь» фото № 1
«Май декабрь»

О ТОМ, ЧЕМ ИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ПРОЕКТ

Натали Портман: Не буду скрывать, невероятно быть причастной к проекту о двух настолько неоднозначных человеческих характерах, состоящих из множества конфликтов. И, конечно, было очень интересно увидеть взгляд Тодда на женщин, он позволяет обеим героиням быть просто людьми, запутавшимися и сложными, как и многие другие.    Тодд Хейнс: Натали прислала мне этот сценарий Сами Берча в 2020 году, в самый разгар пандемии, я прочел его и был моментально пленен тем, насколько отстраненно автор наблюдает за этой сложнейшей историей и ее основными участниками. Это вызвало у меня одновременно беспокойство и оживление, я стал думать о том, как интерпретировать эту историю, кому в этой истории я доверяю, кто из героев действительно настоящий. Эти мысли появлялись послойно по мере развития сюжета. История начинается с одного портрета и постепенно превращается в двойной портрет, а затем и вовсе в тройной. Персонаж Джо (прим. — его играет номинант на «Золотой глобус» Чарльз Ментон) выходит на первый план к концу фильма, и с этим связано много нюансов. У меня сначала не было концепции того, как я буду снимать этот фильм, она появилась по мере того, как мы с моими партнерами начали работать над проектом в Саванне. Мы решили снять много планов, в которых присутствовала только одна из героинь. И для этого нам, конечно, необходимы были актрисы, которые могли бы воплотить эту идею и удержать внимание зрителя, задействовав множество слоев информации.
«Май декабрь» фото № 2
«Май декабрь»

О ПОДГОТОВКЕ К СВОИМ РОЛЯМ

Натали Портман: Мы с Тоддом много беседовали до старта съемок, а потом мы все вместе с Джулианной и Чарльзом поехали в Саванну, и это было очень полезно. Как актриса, я безусловно вложила весь свой жизненный опыт в эту героиню. Мне очень помогло то, что смогла узнать когда-то, готовясь к роли Жаклин Кеннеди в фильме «Джеки», многое из этого я привнесла в роль Элизабет. У нас в распоряжении были и материалы таблоидов, которые сохранились до наших дней, они также стали источником вдохновения. И еще была книга, которая называлась, кажется, «Наказанная за любовь», благодаря ей мы смогли выстроить образы наших героинь.  
Джулианна Мур: Подготовительный период у нас был очень компактный, и весь фильм мы сняли достаточно быстро. Честно говоря, мы даже не были до конца уверены, что успеем подготовиться к съемкам. Но всем нам очень нравилось работать друг с другом, особенно нам с Натали. У нас сложились весьма интересные симбиотические отношения, и многое в ее героине основано на ее наблюдениях за моей героиней. Был момент, когда мы до конца не были уверены, что я смогу приехать до старта съемок, в общем, это все было достаточно сумбурно. Но все наши 23 съемочных дня прошли очень органично. Мы с Натали смогли провести достаточно много времени вместе и подготовиться к нашим совместным сценам. Она смогла выстроить свою игру, основываясь на том, что делала моя героиня. Нужно сказать, что свою роль в этом сыграл сценарий. Первый вариант, который написал Сами Берч, был достаточно простой, и в этом заключалась определенная ловушка. Только начав снимать, мы все до конца поняли, с какой напряженной и многослойной историей имеем дело, я бы даже сказала, перегруженной и очень мощной. Вероятно, мы все просто погрузились в нее.
«Май декабрь» фото № 3
«Май декабрь»
   

О МНОГОЛЕТНЕМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ТОДДА ХЕЙНСА И ДЖУЛИАННЫ МУР 

Джулианна Мур: Даже не знаю, что делает наши отношения особенными. Мне кажется, я понимаю Тодда и его видение. Когда я впервые прочла сценарий фильма «Спасение» (прим. — фильм 1995 года), я сразу поняла, что нужно делать, и какой эта история будет на экране. Мы не были знакомы до этого, я пришла на прослушивание и подумала: «Если я сделаю это так, как мне кажется верным, и ему не понравится, значит, я просто не подхожу на роль той героини, которую он написал». Но как оказалось, я абсолютно точно совпала с его представлением о моей будущей героине. Не могу объяснить, как и почему это произошло. Но я знаю, что мне очень повезло, что в моей жизни есть этот творческий тандем с Тоддом. Любой актер об этом мечтает, и это далеко не всегда происходит. И для меня это имеет огромное значение!  
Тодд Хейнс: Трудно добавить что-то к тому, что сказала Джулианна. Мне кажется, что я на каждом новом проекте с ней, учусь чему-то новому. Мы так давно знакомы, и каждый раз я не знаю, как все это происходит, когда мы снимаем фильм, но источником каждый раз становится ее невероятный опыт, знания и интуиция. Порой мне кажется, что в ней это было с самого первого момента. Во многих моих фильмах не все, что должен понять или почувствовать зритель, написано в сценарии или даже появляется на экране. Джулианна — та актриса, которая умеет вдохновить зрителя и заинтересовать его в том, чтобы он сам заполнил определенные лакуны.
«Май декабрь» фото № 4
«Май декабрь»

О ЧЕМ ЭТОТ ФИЛЬМ

Джулианна Мур: Многие из фильмов Тодда посвящены поиску самоидентификации, поиску себя и своего места в жизни. Но то, кем мы становимся, не всегда является тем, кто мы на самом деле. Мы стараемся соответствовать предписаниям культуры, пола, эпохи, расы, все это определяет нас. Идея свободной воли и нашего личного выбора жизненных обстоятельств не совсем верна, на мой взгляд. Существует множество систем. И моя героиня интересна тем, что она определяет себя не однозначно, с одной стороны, она подчиняется мужчине, с другой — мать, и это роль для нее священна. И этот дуализм, скорее всего, совершенно не ее вина, она продукт той культуры, в которой она родилась. Она постоянно повторяет то, что ей сначала говорил ее отец, потом брат, и она верит во все это. Интересно было наблюдать за героиней, которая просто пересказывает все, чему учили, и в то же время отказывается от ограничений в своей жизни.    Натали Портман: Наш фильм о том, что мы постоянно играем разные роли в зависимости от нашего окружения. Тема женственности постоянно поднимается в фильмах Тодда, и мне это очень интересно. Женщины все время должны отвечать неким ожиданиям того, как мы должны выглядеть и вести себя, и эти ожидания отличаются в зависимости от эпохи, которая влияет на то, принимаем мы эти ожидания, отрицаем их или пытаемся найти определенный компромисс. В любом случае нас определенно формирует общество.
«Май декабрь» фото № 5
«Май декабрь»

О ТОМ, ПОЧЕМУ В ФИЛЬМЕ ЗВУЧИТ МУЗЫКА МИШЕЛЯ ЛЕГРАНА

Тодд Хейнс: Многие режиссеры, и я не исключение, на монтаже используют временную музыку, а в финальной версии фильма звучит уже специально написанный саундтрек. Когда я показывал Джулианне и Натали раскадровку будущего фильма, мы слушали мелодии Мишеля Леграна из фильма «Посредник» 1971 года с Джули Кристи и Аланом Бейтсом в главных ролях, когда рассматривали референсы для нашей истории. А затем я уже включил эти мелодии в сценарий. Когда мы отсняли весь материал, мы добавили все мелодии в соответствии со сценарием, и это все еще была временная музыка, необходимая нам для монтажа. Но в какой-то момент мы с нашим чудесным композитором Марсело Зарвосом, поняли, что весь фильм буквально построен на этих мелодиях, я даже не ожидал, насколько изящно они определяли тональность истории. Поэтому мы приняли решение, что оригинальный саундтрек Марсело будет включать его аранжировки мелодий Мишеля Леграна.
«Май декабрь» фото № 6
«Май декабрь»

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147