20 августа 2024 | Зарина Козонова

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем»

Поговорили с дуэтом newnow (Марго Макарова и Уля Савич) о «ликвидации.game», современном искусстве и авторском номере в отеле Marco Polo

Марго, Уля, вы занимаетесь современным искусством, аукционами и работой с молодыми авторами. Как вы попали в арт-сферу? Что вас сподвигло?

Марго: У меня лично не было в жизни переломного момента, когда я вдруг решила стать художником, я всегда была им. С детства рисовала, ходила в художку без программы и какого-то адекватного обучения. По факту — самообразование в стенах муниципального учреждения, но я собиралась быть художником, называя себя будущим дизайнером, а выбора школы в маленьком городе не было совсем. Родителям объявила, что поступаю в колледж искусств, и это не обсуждается. Правда, я не имела ни малейшего представления о современном искусстве, на Сахалин его не завозили и даже не слышали. Но с переездом в Москву в 2014 году современное искусство стало частью моей жизни. Правда, себя я ощущала, скорее, наблюдателем, а сама ничего не производила.

Переломным могу назвать поступление в Московскую школу современного искусства в 2019 году. Случайно, разумеется, потому что учиться я совсем не планировала. Буквально мимо проходила, послушала презентацию и вдруг осенило — я должна быть здесь. Сейчас или никогда! За следующие два года сформировалась моя практика и область интересов, ориентиры в профессиональной среде, друзья и коллеги, некоторые из которых буквально вписались в мою жизнь. Еще через год я ушла из ивентов, завязала с интерьерами и приняла, что newnow — это больше не хобби, а моя работа и образ жизни, параллельно с индивидуальной художественной практикой.

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 1

Уля: Я начала свой путь, а это точно путь, с дизайна… и точно понимаю, что дизайн — это способ коммуникации. Часто ужасаюсь вопросом, что коммуницирует тот дизайн, что сейчас встречается повсеместно. Поэтому сейчас я работаю в музее, а не в масс-маркете (что было, то было), ибо хочу быть тем самым кирпичиком (или булыжником) в том самом фундаменте и не теряю на него надежды (все еще). Когда я проходила собеседование, и меня спросили «А не пытаетесь ли вы усидеть на двух стульях?» (так как я и художник, и дизайнер), я ответила, что прекрасно понимаю, как сидеть на одном стуле, и прекрасно понимаю, как неустойчив другой, и хочу выстраивать коммуникацию между зрителем и художником. В этом и есть мое место, как дизайнера. Современное искусство — это голос тебя в этом времени, дизайн — это голос между, часто «за кадром», но он понятнее большинству. Так и получилось, что я как бы и «в», и «между», и «над», и «сквозь» – да везде. Хочется просто говорить, а как? Это уже вопрос медиума, будь то художественная работа, или лигатура — вопрос материала, но не мысли. Молодой ли, старый ли автор… Тут тоже вопрос, скорее, сути, а годы — это просто точка, иногда весьма относительная. инфантильность присуща любому возрасту, как и зрелость, — вопрос опыта.

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 2

О каких своих проектах вы хотите рассказать?

Уля: Да о каждом! Наверное, первый, а он и был первым нашим – о ценностях, когда мы решили их (ценности) продавать, потому что их не продать (в этом утопичном мире), но продают и покупают (везде, постоянно, на каждом рекламном носителе) — «ликвидация ценностей». Третий — он же «другой» (речь о выставке «другие», 2022 год, галерея «Ростокино»),  когда и ты — другой тоже. И это важно понимать для человека живущего в таком потоке информаций и клише, что не надо отталкивать себя самого от себя же самого. Мы прекрасно понимаем, насколько сложно посмотреть в зеркало на себя же и увидеть там того самого и принять его со всеми потрохами. Человек — призма, и в какой-то момент стоит хотя бы начать знакомится со всеми гранями этого сознательно-бессознательного существа.

«ликвидация.game» — один из любимых. Он был долгим, трудным, слоев больше, чем удалось показать. Но сама деконструкция понятия «игры» на составляющие «участник», «правила», «роль» — основополагающие любого общества, которые с каждым из нас с начала и до конца. Любой наш проект — это что-то жизненное и рядом, высказанное через художников, часто противоречивое просто потому, что мнений много и они могут быть разными. И это круто. Так у нас получатся смотреть на вопрос с разных сторон, а не только со своей «колокольни».

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 3

Марго: Несмотря на очевидный приоритет, мне бы хотелось рассказать не о проектах newnow, они как будто сами за себя говорят, мы о них говорим — много и подробно. Но за всеми этими выставками, кураторскими высказываниями, коллаборациями, ярмарками и фестивалями кроется главное. newnow — это два художника — Марго Макарова и Уля Савич. Мы говорим о разном, разными методами, через разные инструментами. Человек и искажения памяти. Физическое и ментальное. Опыт поколений и присутствие здесь и сейчас. Монументальное, часто тяжелое, материальное и цифровое, часто перформативное. 

Хотелось бы говорить об этом в рамках персональной выставки двух художников — Марго Макаровой и Ули Савич под кураторством newnow вероятно, но newnow — это ракета, которая не считается с земным временем и силой гравитации. Поэтому «персоналку» отложим ненадолго, а о нас как о художниках все же поговорим. Свои первые выставки мы создавали как проекты, в которых сами хотели бы участвовать. Я как молодой художник с большими амбициями, свойственными многим молодым, очень быстро приняла решение, что не хочу на контракт ни с одной действующей галерей. Но тут мало решить, что «не», тут пришлось брать дело в свои руки и создавать события вокруг себя. Но мы, к счастью, с первого же проекта поняли, что выставка в нашем случае — это не событие вокруг собственного объекта, сама выставка — есть наш медиум, а режиссура — способ коммуникации со зрителем. Тогда и встало все на свои места. Пазл сложился.

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 4

В этом контексте я упомяну два небольших по масштабу проекта, реализованных newnow, о которых говорим мы редко, но они как раз представляют нас — художников: это не равно поп-ап в пространстве mmoma cafe на Ермолаевском в конце 2022 года и «Однокренные» — стенд на ярмарке Cosmoscow в 2023 году.

Как вы придумали аукцион «ликвидация»?

Уля: 100% ирония. 

Можете ли вы ликвидировать мысль, травму, проблему? 

Уля: Это все можно переварить, принять, осознать, сделать выводы, пойти дальше с новым опытом. Это как прием у психотерапевта. Мы выносим эти вопросы наружу, кто-то уже прошел этот путь (художник), а кому-то еще предстоит – тот счастливый покупатель с надеждой.

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 5

Вы работаете с молодыми авторами. Почему именно так? 

Марго: Мы начинали работать с молодыми авторами три года назад, потому что сами только-только выпустились из школы, где собственно и встретились. Миссия проекта — ломать «забор» между художником и зрителем, человеком и человеком, а аукцион носил гордый стейтмент #берипокамолодое. 

Сейчас, спустя три года, уже сложно говорить, что мы работаем с молодыми авторами, точнее, не только с ними. Мы и противимся бесконечно институциональному определению «молодой художник», по-прежнему возрастной порог вообще ничего не определяет, наиболее точный ориентир — это опыт. Мы часто сотрудничаем с галереями и художниками с внушительной историей, но кто мы такие, чтоб определять их возрастную группу. Мы в разной степени коммуникации с разными авторами — и по возрасту, и по весу, и по статусу, и по гендеру. К черту заборы! 

Уля: К черту эйджизм. Мы все дети этого чертового космоса.

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 6

Как вы выбираете, с кем из авторов сотрудничать?

Уля: Все ситуативно. Художник пишет картину, куратор складывает высказывание. Художник — слово, выставка — предложение, абзац. Это как большой Тиндер: мы подходим не всем, и не все подходят нам. 

Марго: Мы выбираем тех, кто откликается в проекте, адекватен, интересен, целостен. Но не все, кого выбираем мы, выбирают нас. У меня есть один болезненный отказ, я нигде его не озвучивала. Для аукциона «ликвидация.game» мы проводили первый круг отбора через опен-колл. Из 200 заявок отобрали четыре или пять работ. Остальные не были плохими, но никак не отвечали на наш запрос — очень много игр в теме об играх, все вариации шахматных комбинаций, костей и кубиков-рубика, а это не то, что мы искали. Финально в проекте приняли участие 35 художников, которых мы искали сами. Но один ответ на запрос об участии ранил меня в самое сердечко: «я не играю в чужие игры» (Тима Ради). Я в восторге от его ответа, он мастер слова, но элементарное самолюбие задето.

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 7

На кого из новичков можете отдельно отметить? На кого аудитории обратить стоит внимание?

Марго: На вкус и цвет все фломастеры разные. Понятие новичка тоже у всех свое. Никогда не отвечаю конкретными именами на этот вопрос, потому что мое внимание тоже постоянно перемещается от одних авторов к другим, но я продолжу линию  несвойственного для себя поведения и отвечу конкретным именем, продолжая историю-боль, озвученную ранее. Тима Радя всегда будет в моем сердечке, но он не единственный в своем жанре. Для себя я нашла нового мастера слова — Синий Карандаш — нижегородский уличный художник-поэт. Люблю заигрывания с буквами и смыслами, а дома у меня хранится гранитная плита с подписью: «Оставь мысль всяк это читающий».

Уля: Вот уж точно не хотелось бы кого-то выделять. Обращать внимание стоит на того, кто думает, а не использует шаблоны, на того, кто смотрит вглубь, а не дублирует поверхности, это как длинное тире, вместо дефиса, что показатель.

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 8

Вы сделали авторский номер 404 в отеле Marco Polo, который получился очень стильным. Чем вы вдохновлялись? Какую идею вы закладывали? А главное, почему там именно печатная машинка?

Уля: Стиль — понятие относительное, а вот ошибка — вполне себе нет. Ты либо думаешь, что ты ошибся, либо так не думаешь. Видимо, так сложена наша психика, воспитание. Мало кто относится к этому по-философски, просто потому, что мы все люди. Это и стало отправной точкой, как в выборе конкретного номера, так и в раскручивании этого понятия внутри него. Каждый раз, когда я вожу медиации в номере, я начинаю с вопроса: «Что такое ошибка?» Ответы разные, но как правило «что-то пошло не так». А как, не так? Если посмотреть на это с точки опыта, то вопрос оптики,в 404-ом много построено на ней.

Лично для меня формула такова: ожидания ≠ реальности. И дальше встает вопрос, что мы делаем с этой реальностью, которая не оправдала наши ожидания, готовы ли мы ее рассмотреть, дать ей второй шанс, конструируем ли мы ее или кто (работа Errare Таши Дмитриевой)?. Комфортно ли нам, когда все не по линеечке (весь 404), находимся ли мы в моменте или в тотальном расфокусе, буквально на кусочки разобраны (Работа «Человек 404». Ули Савич), понимаем ли мы, что все взаимосвязано и что, если мы находимся в точке 404, то это лишь момент времени и кто-то был тут до нас (Работа «Моменты» Риты Журавлевой), что в целом говорит о том, что мы не одни, даже когда одни.. И вообще видно ли нас, когда нас не видно, есть ли «я», особенно когда за нами следят (Работа Dasein newnow), и что творится нашей памятью и наследием и что мы с ней творим (Работа «Было. Не было» Марго Макаровой) и есть ли отсюда выход, когда (работа «Вы находитесь здесь» льи Качаева) под этим большим «накрывалом» (M1 х newnow). Эти параллели можно проводить бесконечно, но что конечно, так это чернила в печатной машинке «Любава» – анонимном дневнике ваших впечатлений в 404. Мы их пытаемся читать, правда.

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 9
Марго: Само сотрудничество с командой первого в России popup- и upcycle-отеля Marco Polo by MOSS Hospitality тонко рифмуется с миссией newnow. В отеле реализовано более 20 авторских номеров от самых разных брендов и лидеров креативных индустрий. И это следование идее осознанного гостеприимства и акцент на авторских проектов очень близко нам.
Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 10

Как вы считаете, как людям внедрить искусство в повседневную жизнь?

Марго: Просто допустить его. Искусство повсюду! Но даже мои знакомые делятся на два лагеря: одни — в среде современного искусства, могут не покупать и не собирать, но совершенно искренне интересуются, ходят на выставки. Другие с порога заявляют, что ничего в этом не понимают. Но глубокие искусствоведческие познания не требуются для того, чтобы быть просто зрителем. Не надо разбираться, достаточно просто открыться, где-то что-то откликнется. Искусство — это язык, на котором говорит человек с человеком.  Уля: Вопрос желания. Каждый сам для себя определяет то, в чем ему жить, на что смотреть, что читать. Искусство — собеседник и часто с самим собой, повод поразмыслить, если на это есть силы и запрос. Насильно мил не будешь.

Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 11

Что посмотреть или почитать человеку, который только собирается погрузиться в арт?

Марго: Я буду выглядеть снобом, но я правда не знаю такого состояния. Человек только что решил погрузиться в арт и никогда в жизни ничего не видел? Если видел, то ему что-то больше откликается, что-то совсем нет. Думаю, стоит исходить из собственных эмоций и идти по пути наименьшего сопротивления. Начать с понравившегося жанра или художника, начать посещать выставки понятной ему галереи или другой институции, пообщаться с художниками в открытых студиях или мастерских, дальше — больше. Но это совсем условно, потому что степень непогруженности прямо пропорциональна степени его отрицания. Тут я предположу, чего лучше не делать: не стоит идти на большую ярмарку для погружения в арт. Я сильно беспокоюсь, когда ярмарку называют выставкой. Несмотря на то, что там представлено (условно) все лучшее сразу, это не выставка, это показ работ.

Уля: Почитать экспликацию, наверное. Хотя часто они могут быть написаны языком сложным, но и это не проблема. Мы все строим баррикады вокруг себя, кто как может. А кто-то строит иерархии. Я бы посоветовала попытаться понять, найти общие точки соприкосновения с художником, принять, что мнение может быть другим. Но на то оно и мнение. Кто знает, где истина? Никто. Но есть мнения. И это все большой диалог, который длится уже так давно…
Марго Макарова и Уля Савич: «Миссия нашего проекта — ломать забор между художником и зрителем» фото № 12

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147