Любовь Аксенова: «Красота зависит от того, как ты себя чувствуешь внутри»
1 марта в онлайн-кинотеатре KION вышел третий сезон драмеди «Почка», главную роль в котором играет Любовь Аксенова. Ее героиня — властная и напористая, сама же она — чуткая, ищущая гармонии с собой и миром. Это желание актрисы исследовать разные грани своей женственности в нашей съемке подчеркивают смелые образы из актуальных весенних коллекций
Куртка, комбинация, все — Guess; юбка, Flashin; туфли, Marciano by Guess; колье, Guy Laroche (VintageDream)О таких, как ваша Наташа Кустова из «Почки», говорят: эта не остановится ни перед чем. В новом сезоне она как-то меняется?
У Наташи очень сложный характер, неоднозначный. Она часто действует на грани морали, что лично для меня делает роль только интереснее. Но я не хотела бы говорить, что именно в ней будет меняться, потому что это произойдет прямо на глазах у зрителей. Скажу только, что в новом сезоне Наташа постарается избежать наказания за сотворенные дела и, конечно, будет искать спасения в семье как последнем оплоте поддержки.
У меня сложилось впечатление, что в реальности вы очень спокойный, мягкий человек, совершенно не похожий на Наташу. Где берете краски, в чем находите опору для создания образа такой дерзкой героини?
Опору для создания образа я беру в сценарии — Наташа изначально была придумана очень лихо и очень точно. Мое дело — придумать интонации, походку, найти референсы. Моя работа в том, чтобы внимательнее смотреть вокруг, наблюдать и собирать образ — нужные краски находятся в этих наблюдениях.
Пальто, Chapurin; топ, AND the brand; юбка, Fabiana Filippi; серьги, Aloud (Poison Drop)
А для себя вы никакие черты у Наташи не позаимствовали?
Если что-то и переняла у нее, то лишь более приземленный взгляд на жизнь. Без лишних эмоций. Допустим, случилось трагическое событие, а часть меня теперь реагирует так: ну окей, так случилось, дальше что будем делать?
Приходилось ли вам в жизни, подобно Наташе, за что-то долго и упорно бороться?
Конкретных случаев сейчас не назову, но, конечно, приходилось. Жизнь вообще время от времени ставит нас в ситуации, когда нужно бороться за свое, а другого варианта просто нет.
А моменты некоего самоедства, неуверенности у вас бывают?
Конечно. Как и у всех, мне кажется. Если я, например, не выспалась, не попила воды, не поела, то все — пиши пропало. Абсолютно точно будут неуверенность и сомнения. Я для себя нашла ключ: прежде чем какиелибо судьбоносные решения принимать, нужно удовлетворить свои базовые потребности.
Топ, Chapurin; брюки, Sportmax; браслет, Gosha Kartsev (Poison Drop)
Я прочитала в вашем блоге, что «Почка» пришла в тот момент, когда вы окончательно осознали свою задачу в профессии. Что именно вы тогда поняли?
До «Почки» я шла абсолютно интуитивно, у меня не было понимания, что, как и кого я хотела бы играть. На «Почке» я поняла несколько вещей. Во-первых, мне очень важно, с кем я работаю — кто режиссер, сценарист и продюсер. Во-вторых, что мне интересно играть глубоких нестереотипных персонажей. Еще у меня появилась система подготовки к роли. Я начала много репетировать, появились отдельные практики работы с телом, с вниманием. И сейчас эта система модернизируется с каждым проектом — улучшается.
Среди ваших предстоящих премьер есть сериал «Холод». Что это за проект?
«Холод» — крутой важный проект сценариста и режиссера Алексея Казакова, который исследует темы социальной ответственности, личных границ и вины. Речь про настоящее преступление и несправедливое наказание. Моя героиня сталкивается с жестокой несправедливостью. Подготовка к этой роли была очень непростой, и работа до сих пор продолжается — мы еще снимаем.
Платье, Viva Vox; босоножки, Geox
А кто ваша героиня?
Ее зовут Женя. Она обычная женщина — мать и жена с положительной, ровной жизнью. Но она попадает в тюрьму за аварию, в которой гибнет ее семья. Ей придется пройти очень сложный путь, выстоять, не потерять себя, найти смысл и продолжить жить.
Героини ваших ранних фильмов, как кажется, чаще были хрупкими и ранимыми. В последних же проектах, наоборот, вы играете сильных и независимых женщин. Как вам дался этот переход и связан ли он с какой-то внутренней перестройкой?
Мне кажется, мои героини всегда были разные. В самом первом фильме, «Шиповнике» Нигины Сайфуллаевой, моя героиня — подросток. Внешне она, может быть, и хрупкая, но упрямая и своенравная. Потом да, были роли, где женщины были ранимыми и даже как-то подстраивались под мужчин. Но мне кажется, важно то, что ранимость и сила — это не противоречие. Женщина может быть хрупкой и в то же время способной бороться за свои границы. Сила не всегда проявляется в напористости — иногда она в умении оставаться верной себе, сохранять мягкость, несмотря на напор окружающих. Я думаю, что женская природа — это не что-то одно: мы можем быть разными в разные моменты жизни. Это нормально.
Платье, Edem Couture; бра, Daniil Antsiferov; легинсы, Flashin; колье, Herald Percy (Poison Drop)
И все же героинь ваших последних проектов — «Майора Грома», «Прометея», той же «Почки» — объединяет какая-то мощь. Что привлекло вас в них, когда вы читали сценарии, почему выбрали такие роли?
Похоже, роли сами меня выбирают. Мне приходят предложения — и мы делаем пробы. А иногда и не делаем, как было с «Прометеем» или «Почкой». Мне просто доверяют таких героинь. Это большая радость и честь для меня — играть таких интересных персонажей. Для меня имеет значение, проактивен персонаж или нет. Проактивные более действенные, придерживающиеся цели. На мой взгляд, за такими персонажами интереснее наблюдать.
Как вам кажется, в чем заключается женская сила?
Я в последнее время часто об этом думаю. Мне кажется, огромная сила — это способность быть в контакте с собой, с эмоциями, с людьми рядом. Нас это делает живыми и настоящими. Женская сила — в сочувствии и привязанности. Это не слабости, наоборот, ценность!
Топ, Sportmax; юбка, Edem Couture
Что вы делаете для того, чтобы оставаться в гармонии с собой, не выгорать и получать удовольствие от жизни?
Гармония для меня начинается с самых простых вещей: сон, вода, качественное питание и сбалансированные отношения с людьми. Это основа. Но, конечно, только этого мало. Для меня очень важно ощущать себя наполненной. Когда чувствуются внутреннее спокойствие и радость от того, что ты просто проснулся, просто идешь, просто живешь. Меня спасают моменты, когда я могу остановиться, отключиться от суеты и позволить себе ничего не делать. Например, когда утром я воду пью и в окно смотрю. Или вечерняя прогулка без телефона. Или объятия любимого человека. Или когда ржешь до слез с друзьями. Когда ты полностью в моменте — от этого очень хорошо. Наверное, для меня это еще и работа над внутренним состоянием: понимать, когда ты устаешь, и не загонять себя. Выгорание же происходит, когда мы пытаемся соответствовать ожиданиям других или собственным завышенным требованиям. Мне важно прислушиваться к себе. Если что-то не так, я даю себе время на восстановление. Еще меня спасает, конечно, чувство юмора. Умение посмеяться над ситуациями, в которых тяжело, — это тоже форма внутренней силы. У Маши Шульгиной, режиссера «Почки», спросили: почему вы для драмеди выбрали такую болезненную тему? Устройство системы доноров в нашей стране действительно сложное. Мне очень понравилось, как она ответила, что умение увидеть смешное в такой теме — это уже терапия.
Платье, Edem Couture; бра, Daniil Antsiferov; легинсы, Flashin; туфли, Geox; колье, Herald Percy (Poison Drop)
В интервью для весеннего номера не могу не спросить: есть ли у вас какие-нибудь традиции и ритуалы, связанные с этим временем года?
Для меня весна — это особенный период, сезон семейных праздников. День рождения у меня, у моего мужа Паши и у большей части моей родительской семьи. Поэтому у нас в доме царит атмосфера радости и ожидания чего-то нового еще до того, как начинает пробуждаться природа. Ритуалов особенных нет, но мне нравится эта постоянная подготовка к праздникам. Вроде бы на улице еще не лето, а на душе уже абсолютный праздник.
А еще весной по традиции многие начинают худеть. Вы всегда стройная, и, насколько я знаю, активно придерживаетесь ЗОЖ. Как вам это удается, не бывает ли срывов?
Это уже стало просто образом жизни для меня. Но я не верю в жесткие диеты или строгие ограничения. Да, я обращаю внимание на питание, слежу, чтобы в рационе было достаточно белков, здоровых жиров и медленных углеводов. При этом важно не превращать все это в стресс. Здоровье — это же не только про физическую форму, но и про внутренний баланс. Следя за телом, не стоит забывать о психическом здоровье. Безусловно, спорт, правильное питание и уход за кожей — это важно. Но еще важнее не делать из этого культ. Не теряться в погоне за этим. У меня нет какой-то волшебной формулы, я просто придерживаюсь простых принципов. Высыпаться, пить достаточно воды — это у нас сегодня лейтмотив. (Смеется.) И слушать себя: иногда телу нужно движение, а иногда — отдых, и его тоже надо давать. Важно, чтобы уход за собой не становился чем-то тяжелым и обязательным, а приносил удовольствие.
Пальто, джемпер, все — Guess; жакет, Edem Couture; бра, Daniil Antsiferov; юбка, AND the brand; ботфорты, Fabiana Filippi
Вы продолжаете быть веганом?
Я уже давно добавляю в рацион некоторые продукты животного происхождения — яйца и разные морепродукты. Иду от того, нравится мне вкус или нет. Мясо вообще не могу есть, любое. Мне оно не нравится, не дает сил и энергии.
Вас называют одной из первых красавиц российского кино. Как живется в таком статусе? И всегда ли вы любили свою внешность?
Сложный вопрос, потому что красота — это такая штука, которая часто воспринимается как нечто внешнее, но, по-моему, она сильно зависит от того, как ты себя чувствуешь внутри. У меня были моменты, когда я не принимала свою внешность и сомневалась в себе. Но с возрастом пришло понимание, что суть не только в том, как ты выглядишь. Да, внешность может открывать многие двери, но что действительно оставляет след в памяти других, так это твоя личность, твоя энергия, то, как ты вкладываешься в свое дело, как ты ведешь себя с людьми.
В одном интервью десять лет назад вы говорили, что вам совсем не страшно выглядеть в кадре некрасивой, я даже сохранила цитату: «Скорчить рожу, заплакав, пустить слюни — это моя стихия». Изменилось ли что-то с тех пор?
Скорее нет, чем да. Хотя, бывает, иногда проскальзывает: а как я выгляжу со стороны? Если я некрасивая буду сейчас в кадре, это не оттолкнет зрителей? Я стараюсь такие мысли гнать. Мне кажется, это опасная дорожка — так можно загубить любимое дело. Мне больше нравится размышлять о том, кто мой персонаж, какова его суть. Думает ли она о том, чтобы живот втянуть или нет. Почему-то мне кажется, что Наташа Кустова вообще не задумывается о животе: она такая, какая есть, расслабленная, вообще ни для кого не старается. И в этом вся ее прелесть. Это то в ней, от чего я кайфую. А решать, как это будет выглядеть со стороны, я доверю режиссеру и оператору. Пусть они об этом подумают.
Пальто, джемпер, все — Guess; жакет, Edem Couture; бра, Daniil Antsiferov; юбка, AND the brand; ботфорты, Fabiana Filippi