Лиза Шакира: «Самое важное — не потерять внутреннюю тишину, когда вокруг сплошной шум»
В новом фильме «Мажор в Дубае» Лиза Шакира вновь появляется в знакомой зрителям вселенной, возвращаясь к своей героине Вере — женщине, для которой чувства всегда важнее слов. Поговорили с актрисой о том, каково быть частью этой киновселенной, о взрослении героев, о личных границах и балансе между внутренним миром и динамичным ритмом индустрии
Вы давно в проекте «Мажор». Как началась эта история для вас?
Я пришла в эту киновселенную с фильма «Мажор в Сочи». В нее меня привела кастинг-директор Татевик Зелинян — она познакомила меня с режиссером Никитой Власовым, и я абсолютно влюбилась в его энергетику. Мне невероятно понравилось, как он подходит к этой истории, насколько он заряжен. Никита из тех людей, которые просто не могут не подкупить. Еще мне понравились сама история и героиня Вера. На тот момент я ничего подобного не играла, поэтому подумала: «А почему бы и да, собственно? Пойду на пробы, а там будь что будет». И вот теперь я здесь, в этой точке.
Что касается «Мажора в Дубае», который вышел в прокат уже 30 октября, мне кажется, что когда ты попадаешь в эту вселенную, выйти из нее очень сложно — просто потому что не хочешь: это как продолжать работать со своими друзьями, быть в семье. Конечно, в нее иногда приходят и новые люди, как, например, режиссер Егор Чичканов. И хотя для меня Никита и Егор разные, они, при этом, из одной области ценностей, взглядов на жизнь, энергии и подхода к съемкам. Это очень здорово. Поэтому, когда только начались разговоры о новой части, я была уверена: раз это «Мажор в Дубае», значит, я тоже поеду в Дубай. Но, к сожалению, этого не случилось — я снималась в Москве. Было очень обидно, особенно сейчас, когда я посмотрела фильм и поняла, что у них были смены и на пляже, и в пустыне, и вообще у них там все было прекрасно, а я наблюдала со стороны, из Москвы (смеется).
Вера — героиня с сильным внутренним стержнем, при этом очень теплая и нежная. Насколько вы близки с ней по духу? Или есть другая роль, в которой вы чувствуете себя особенно узнаваемо?
Для меня Вера — загадка. Даже не знаю, как это объяснить: я ее одновременно и понимаю, и не понимаю совершенно. Наверное, я не смогла ее до конца «раскусить», но продолжаю пытаться.
Мне радостно, что она ощущается как человек с характером, с силой воли, но при этом нежная и мягкая. Я бы сказала, что мы с ней скорее не похожи — просто потому, что я ее не до конца понимаю. Кажется, что в «Мажоре в Сочи» Вера была «своя в доску»: за словом в карман не полезет, остра на язык, цепкая. А потом случается «Мажор в Дубае», и Вера, по моим ощущениям, сильно меняется. Она резко взрослеет — становится женщиной, и я не успела к этим переменам адаптироваться, осознать их, понять, что происходит между двумя фильмами. Такое бывает, когда девушка находит своего мужчину — она быстро взрослеет, вырастает.
При этом Ваня (герой Павла Чинарева — прим. ред.), как мы видим, вообще не изменился. Он все тот же безумный парень, и, возможно, в этом и кроется разгадка: Ваня остается Ваней, а Вера с ним становится Верой.
Ваня ради Веры идет на отчаянные поступки. А что для вас — настоящий романтический жест? И верите ли вы в «героизм» в отношениях, или вам ближе тихая поддержка без громких слов?
Мне кажется, когда речь идет о каком-то «спасательстве», если это жанровая история — то окей. Но если выходить за рамки жанра и переносить это на жизнь, то появляются вопросы. Представляю, если бы мне подруга сказала, что собирается выйти замуж за человека, похожего на Ваню, который, не выходя на связь, просто уехал в Дубай за криптой, а потом пропал, я бы ответила: «Девочка моя, пожалуйста, беги! Тебе нужна психотерапия — это ненормально. Ты не его мама, тебе не надо его спасать». Но, опять же, это если говорить о жизни. А внутри кино — конечно, Вера молодец.
Вы много работаете в интенсивном ритме. Что помогает вам сохранять внутренний баланс и не терять себя в бешеном темпе индустрии?
У меня был опыт, когда я полностью погружалась в съемочный период. Сейчас он, правда, тоже очень интенсивный — еще и на два города, даже на три в каком-то смысле. Раньше я занималась исключительно работой и не могла отвлекаться, и это плохо повлияло на состояние — было сложно возвращаться в обычную жизнь без съемок. Сейчас я заставляю себя планировать встречи с друзьями, вношу прогулки в график, ставлю выходные, которые нельзя занимать работой. Стараюсь сделать так, чтобы колесо баланса было реальным колесом, а не странным треугольником. Для меня важны друзья, прогулки, сон, чтение, вкусная еда. И парадокс в том, что это базовые вещи, но именно они оказываются самыми действенными.
Часто говорят, что актриса живет множеством жизней. А что вы считаете своей личной — вне камер и ролей? Что формирует ваш внутренний мир?
Меня вдохновляют путешествия, конечно же. Обожаю вырываться из привычного быта и получать какой-то новый опыт. Могу, например, взять и полететь в Непал с подружкой просто потому, что вдруг остро захотелось. Заняться фридайвингом, попробовать что-то новое. Мне важно находиться на природе, гулять не по городу, а в парках — чтобы замечать, как желтеют листья.
Насколько вы вообще следуете импульсам — будь то смена стиля, ролей или взглядов? Или предпочитаете вдумчиво подходить к переменам?
Все зависит от ситуации. В тот же Непал я полетела по импульсу — это был зов гор (смеется). Иногда сложно сопротивляться своим же идеям: я просто понимаю, что мне жизненно необходимо что-то сделать — и делаю. А бывает, наоборот, нужен план, подготовка, осознанное решение. Например, по импульсу на море я не поеду — это требует организации. Или тот же фридайвинг: туда не полетишь спонтанно, потому что уже знаю — там много ограничений, даже легкий насморк становится серьезным препятствием. Поэтому нужно планировать и следить за здоровьем, если хочешь этим заниматься. В общем, тут нет однозначного ответа.
Какие проекты вам ближе — те, что находят отклик у широкой аудитории, или те, что ставят сложные вопросы и требуют от зрителя усилий? Или ставят вызов перед вами как актрисой?
Определенно — с вызовом. Я плохо представляю ситуацию, когда мне не нравится материал или он мне не близок, но я все равно иду в проект, потому что его будут смотреть. Нет, для меня первостепенен сценарий, потом команда. Если внутри что-то откликается, если хочется рассказать эту историю, если я ничего подобного не пробовала — я соглашусь.
И напоследок — как актриса, любите ли вы смотреть фильмы и сериалы? Что это для вас — отдых, хобби или источник вдохновения?
Классный вопрос. Пока думала над ответом, поняла, что российские проекты смотрю больше профессиональным взглядом — думаю, как это сделано, где бы я хотела сыграть. А зарубежные — как зритель, но всё равно отмечаю актерские нюансы или интересные режиссерские приемы.
Есть и то, что я пересматриваю тысячу раз — для меня это отдушина, возможность просто наслаждаться кино. Это срабатывает только с мультиками и фильмами, которые я знаю наизусть: «Лило и Стич» («Охана» — значит «семья», смеется), диснеевские истории, «Гордость и предубеждение», конечно же, весь «Гарри Поттер» зимой. А вообще обожаю костюмированные картины Джо Райта — ту же «Анну Каренину» с Кирой Найтли. Хотя там уже думаю: «Эх, я бы тоже хотела сыграть Анну Каренину — да вот так, лихо!»
Источник фотографий: Студия автопортрета Юг/ Лиза Шакира