19 марта | Мария Ушакова
Лиза Моряк: «У меня нет желания сыграть Бабу-Ягу, но играть только красивых женщин я тоже не хочу»
7 марта на российские экраны вышел фильм Сарика Андреасяна «Онегин» — экранизация культового романа Александра Пушкина. Главную женскую роль в нем исполнила актриса Лиза Моряк, которая в себе обнаружила много общего с Татьяной Лариной, в правилах этикета XIX века — очарование, а в комментариях хейтеров — доказательство успеха
Какой была ваша первая реакция, когда вам предложили сыграть Татьяну?
Честно, я чуть с ума не сошла от страха. Для меня роль Татьяны — что-то недосягаемое и колоссально сложное, с чем, казалось, могут справиться только великие заслуженные артисты. Во время учебы в Щепке мы изучали «Евгения Онегина» на занятиях по сценической речи. Помню, какой начался ажиотаж, когда мы узнали, что будем читать этот роман на экзамене: однокурсницы волновались, кому же достанется роль Татьяны. В итоге она не досталась никому и одновременно досталась всем: каждая из нас читала свой отрывок — мне выпал «Пришла пора, она влюбилась». Думаю, так сделали, чтобы никого не рассорить, но и не выделить — на взгляд педагога, Татьяны на нашем курсе не было. Но кто-то ошибался. (Смеется.) Поэтому, когда мне предложили сыграть эту роль, я думала о ней каждую минуту. Я знала, что нужно изучить роман от корки до корки, перечитать всего Лотмана, разобраться в эпохе, в правилах этикета. Я начала подготовку за три месяца, чтобы быть максимально уверенной в материале, но страх и тревога все равно не покидали меня до самого выхода на площадку.
«У меня нет недоговоренности с собой. Я себя не терзаю сомнениями»
А что случилось потом?
Потом я расслабилась — когда попала на съемочную площадку, увидела, как работает команда, сколько вложено труда. Одних только свечей для сцен в Екатерининском дворце было изготовлено более 1000 штук, костюмов сшито — 400. В первый съемочный день мы отсняли важные сцены: знакомство Онегина и Татьяны, ответ Онегина на ее письмо и несколько кадров, с этим письмом связанных. Получилось талантливо, красиво и романтично, а я была так убедительна, что все сомнения ушли. Мне кажется, у нас получилось очень мощное кино со своим взглядом, чем-то напоминающее мне «Гордость и предубеждение» — кажется, ничего особенного не происходит, но оторваться невозможно.
Вы говорите, что в институте вам не дали сыграть Татьяну. А самой хотелось? Насколько этот персонаж вам близок?
Тогда я об этом не думала, потому что мне сразу поставили ограничение, не позволили даже помечтать. Но потом, когда начала более подробно изучать роман, обнаружила, что у нас много общего. Например, Татьяна очень любила уединяться, и здесь я ее полностью понимаю. Со стороны может показаться, что я экстраверт, но в реальности я дичайший интроверт, любящий тишину и одиночество. Кроме того, Татьяна — мечтательница. Она и в Онегина влюбилась во многом из-за своих фантазий, навеянных всеми прочитанными ею книгами. У меня тоже богатая фантазия и я люблю повитать в облаках, особенно, когда дома одна.
В интернете уже идет активное обсуждение «Онегина», при этом отдельные комментаторы высказываются довольно резко. Готовы ли вы к негативу, которого, кажется, будет достаточно?
Судя по тем комментариям, которые читала я, пока зритель смог придраться только к возрасту героев (в фильме «Онегин» Евгений и Татьяна старше, чем в романе Пушкина. — Прим. U magazine). И я, как человек позитивный, нашла в этом плюс. (Смеется.) Вообще, я обожаю читать комментарии: мне кажется, у российской аудитории талант придумывать смешные шутки, и она будто только тем и занимается, что апгрейдит этот свой навык. Я это называю упражнениями в прекрасном. А если серьезно, мне нравится, что наш проект вызывает такой интерес. Хейт — часть успеха, часть популярности. Я считаю, что справилась со своей ролью, а если принимать близко к сердцу все, что пишут незнакомые люди, можно очень быстро погаснуть, впасть в депрессию и уйти из кинематографа. Мне кажется, если человек пишет гадость, прячась за аватаркой, значит, у него в жизни что-то не так, и он через критику других пытается скинуть свою боль. Но это все мир виртуальный, а есть еще реальность. И вот в реальной жизни я ни разу не столкнулась с негативом — обычно люди, наоборот, подходят, просят сфотографироваться вместе, обнимают и говорят приятные вещи. Например, «Я так счастлив, что встретил вас», «Я давно на вас подписан» или просто «Спасибо, что вы есть».
Вы как-то говорили, что в детстве не любили читать, и, когда вас просили пересказать книгу, придумывали ей альтернативную концовку. Изменили бы вы финал «Евгения Онегина»?
Нет, я бы ничего не меняла, потому что у Пушкина Татьяна — главная героиня. Это история про женщину, сумевшую пронести свою безответную любовь через всю жизнь и при этом сохранить честь и достоинство. Она прошла все стадии взросления, изменилась и стала очень сильной. А Онегин, к сожалению, не изменился: он остался балагуром, безнравственным человеком, который сознательно спровоцировал друга на дуэль и пришел признаваться в любви замужней женщине. Это очень разные люди, они никогда не смогли бы быть вместе, потому что Татьяна оказалась слишком хороша для Онегина.
Татьяна Ларина считалась эталоном женственности в XIX веке. Как вам кажется, что такое женственность в XXI веке, и что это лично для вас?
Мне многие говорят, что я очень женственна, но сама я не могу это ощутить и как-то описать. Я не стараюсь эту женственность включить, не знаю, как ее развить. Возможно, это просто природная черта, которую я переняла у мамы, а, может, какое-то особое состояние души — умиротворенное. Мне вообще кажется, что женщина прекрасна в те моменты, когда она расслаблена, ласкова и спокойна. Изначально каждая женщина такая и есть, но современная жизнь делает ее резкой, быстрой, нервной. Очень сложно находиться в гармонии с миром в 2024 году, но, думаю, важно стараться ее достичь. Сейчас, конечно, есть такой тренд, что женщина сильная и независимая и может добиться всего сама, но, мне кажется, она не должна такой быть.
Но ведь вы сама — пример сильной женщины. Смогли поступить в театральный вуз, переехать в Москву из Твери…
Здесь, наверное, больше речь про силу духа, внутреннюю уверенность. Хотя, возможно, раньше я просто была другим человеком — более резким, подверженным сильным перепадам настроения. Со временем я извлекла какие-то уроки, провела большую работу над собой и сейчас, мне кажется, стала лучшей версией себя. У меня нет недоговоренностей с собой, я себя не терзаю сомнениями. Во многом это связано с тем, что я стала женой и мамой (муж Лизы — режиссер Сарик Андреасян. — Прим. U magazine). Все-таки статус — это важно, он дает женщине большую уверенность в себе.
Многие актрисы говорят, что им мешает их внешность, поэтому они специально выбирают роли, где нужно измениться до неузнаваемости. У вас в одной из социальных сетей написано: «Смешная и красивая актриса». Это, скорее, шутка или вам действительно комфортнее в тех ролях, где можно оставаться красивой и не менять себя?
Придумывая оформление профиля, я хотела как-то ярко себя описать, и решила, что «смешная и красивая» очень мне подходит. Интересно, что сама я никогда не придавала этому особого значения, но вы уже не первые, кто об этом спрашивает. Что касается материала, то в целом я не боюсь быть некрасивой. У меня нет желания сыграть какую-то Бабу-Ягу, но играть только красивых женщин я тоже не хочу. Я берусь за любую роль, которая кажется мне интересной, и не думаю, как я в ней буду выглядеть.
Вы рассказывали, что в юности не очень любили свою внешность. Что помогло вам не закрыться? Может, поддержка близких, какие-то упражнения?
Я действительно комплексовала из-за некоторых черт своей внешности и хотела их изменить. Но потом поняла, что мы сами себя загоняем в какие-то рамки, навязываем себе мысль, что с нами что-то не так, а другие люди и не видят наших так называемых недостатков. Когда я осознала это, мне стало гораздо проще. Близкие, кстати, наоборот, меня подкалывают по этому поводу — например, я говорю: «Ну, чтото у меня животик торчит», и моя младшая сестра заявляет: «А, кстати, да! Ты вот сказала, и я увидела!» (Смеется.)
Что вы могли бы посоветовать женщинам, которые приходят в себя после родов и не могут принять свое изменившееся тело?
Мне тоже было сложно принять свое тело, но я старалась не забывать, какую огромную работу оно проделало: выносило и родило человека, подарило новую жизнь. Самое важное, что я хотела бы посоветовать: дайте себе время. Не нужно уже через три месяца после родов искать у себя пресс, спешить куда-то. Женский организм очень сильный; я за год восстановилась практически полностью, но это все же не быстрый процесс. Ну и банальные советы: старайтесь высыпаться и питаться правильно.
Вы активны в соцсетях, выкладываете ролики с мужем и дочерью, открыто рассказываете про свою жизнь. Наверняка находятся люди, которые говорят: «Счастье любит тишину». Как вы относитесь к этой фразе?
Мне больше нравится фраза: «Тишину любит охранник на кладбище, а радость и счастье нужно транслировать».
Кто это сказал?
Лиза Моряк! (Смеется.) Мне действительно хочется делиться с людьми своей радостью, вдохновлять их. Показывать на своем примере, что можно встретить любовь всей жизни, можно родиться в маленьком городе и состояться в профессии, можно мечтать, и тогда чудеса произойдут. Мы не стараемся притворяться кем-то и никому не хотим навредить. И когда люди знакомятся с нашей парой, они понимают, что мы действительно несем позитив и у нас добрые сердца. А те, кто говорят про нас плохо, просто не такие классные, как мы. (Смеется.)
Фото: Дима Табу
Стиль: Евгения Авайсова
Креативный директор: Юрате Гураускайте
Фешн директор: Марина Гесс
Мейк-ап: Анна Меркушева /Make up for ever
Стилист по волосам: Яна Ефремова
Продюсер: Ольга Закатова
Сет-дизайн: Елизавета Кондакова
Ассистенты фотографа: Сергей Иванов, Влад Якущенко
Ассистенты стилиста: Ксения Голубева, Алена Кононова, Татьяна Гапиенко
Ассистент стилиста по волосам: Таня Переладова
Ассистент продюсера: Максим Пушмин
Источник фотографий: Dima Tabu
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess