6 декабря 2023 | Зарина Козонова

Ксения Дукалис: «Люблю шутить, что я — 0.75 филолога»

Диджей, ведущая шоу, владелица бизнеса и большая любительница литературы: все это о Ксении Дукалис. В этом декабре она выпустила первый эпизод своего нового подкаста «Букграунд» в VK Музыке. В интервью U MAGAZINE Ксения рассказала, почему хочется говорить про книги, зачем их перечитывать и как не сойти с ума, когда в жизни слишком много проектов

— Вы любите книги, но почему решили заняться детальным разбором книг? Что дает такой более глубокий анализ?

Здесь хочется обратиться к Мортимеру Адлеру и его замечательному произведению «Как читать книги»,  у него была цитата: «Читая книги ради информации, мы ищем факты, а читая ради понимания, мы узнаем не только факты, но и их смысл». Вспоминаю я к это к тому, что,  да, часть книг, которые мы обсуждаем в подкасте, мы читали в школе, но давайте будем честны, как мы читаем в школе или в университете — мы читаем в режиме турбо собаки, которой нужно скорее из пункта А прийти в пункт Б, потому что на нее валятся одна за другой задачи и, естественно, нет возможности порефлексировать, а когда ты во взрослом возрасте возвращаешься к книге, у тебя есть, как говорится, «все время мира», во всяком случае, его побольше и ты не скован дедлайнами. 

— Зачем перечитывать классику, особенно ту, что уже читали в школе/университете?

Действительно хорошую литературу имеет смысл перечитывать раз лет в пять, а то и десять, потому что меняется ваш жизненный опыт, меняется ваш предел восприятия и я думаю, что это может, кстати, сыграть и злую шутку, потому что иной раз есть книги, которые тебе нравились в юности, а во взрослом возрасте —  возвращаться к ним неловко, надеюсь, многие люди так почувствуют «Атлант расправил плечи»  и поймут, что это не очень классная книга и, видимо, про нее будет отдельный выпуск подкаста — «про не очень классные книги».

Фото: Ксения Дукалис фото № 1
Фото: Ксения Дукалис

— Как образование в школе и университете повлияло на отношение к книгам? (Обычно школа отбивает желание читать классику)

Я училась в гуманитарной гимназии с французским уклоном, а потом я училась на журфаке МГУ. Люблю шутить, что 0.75 филолога.  У меня никто и ничего не отбило желание, мне повезло, что в школе, что в университете (местами в меньшей степени), мне позволяли рефлексировать, позволяли обсуждать книги, которые я прочитала, вступать в полемику с одноклассниками, в каких-то моментах даже с учителями. Я помню, что как-то к нам приходила молодая учительница и мы обсуждали то ли поступок Ревекки из «Айвенго», то ли героини «Грозы» Островского. Вот мы все высказывали свои точки зрения и мою назвали нонконформистской. Я это прекрасно помню, потому что узнала слово «нонконформизм». Поэтому меня спасло то, что мне не так сильно навязывали, как именно я должна понять то или иное произведение.

— Как происходит отбор книг и тем? Есть книги, которые точно хотелось осветить в первую очередь? 

Я бы сказала так, что есть дедуктивный, индуктивный, а вот у нас абдуктиный метод: мы и в ту, и в другую сторону движемся, то есть мы в какие-то моменты идем и от книг, например, я понимаю что мне очень хочется рассказать именно про Анну Каренину, а в какие-то моменты я понимаю, что есть темы, которые не только для меня важны, но и откликнутся у аудитории и в таких случаях подбираю книги под темы. Например, на будущее я хотела бы сделать эпизод про ведьм и рамках темы «как колдуют, как охотятся на нечисть в России», я сажусь и думаю, какие книги у нас есть по этой теме. Еще есть прекрасные коллеги из VK Музыки, которые тоже собирают книги со мной и мы коллегиально решаем какие это могут быть книги и потом я про всё это рассказываю. 

Книги, которые хотелось бы осветить в первую очередь? Я фанат классической литературы вплоть до конца 20-го века и современная литература не вызывает у меня сверх желания ее освещать. Нон-фикшн современный исключительно уважаю, а вот прозу современную мне тяжело местами читать. Мне кажется, что так  много проверенной великолепной классики, которую я еще не успела дочитать и хочется, как будто с ней разобраться. Единственный современный фикшн который читаю — это фэнтези и я бы сделала какой-нибудь выпуск с русским фэнтези.

Фото: Ксения Дукалис фото № 2
Фото: Ксения Дукалис

— О каком классическом авторе незаслуженно мало говорят, а о каком слишком много?

Ответ очевиден: у нас настолько много говорят про Пушкина, что уже немножечко страшно, это как будто бы ту мач. Мало говорят про Драйзера, про Золя. Настолько недооценена прекрасная «Ярмарка тщеславия» Теккерея. Бальзак —  чудесный.  Мне кажется, очень много авторов, про которых можно говорить, в чьих работах можно копаться. Я надеюсь, что в подкасте, мы с этим и разберемся. 

— Прямо сейчас у вас много активных проектов: лимонады Река, шоу Есть тема, сказки на стол, диджей-сеты и многие другие появления в медиа. Как не сойти с ума в таком графике и успевать везде?

Долгосрочное планирование. У меня много помощников, все-таки я не в одиночку снимаю, у меня есть продюсер, который может технически помочь, ассистент. Я оптимизировала именно операционную деятельность, а вся креативная деятельность и деятельность, которая связана с моим физическим появлением, говорением и вообще существованием в публичной сфере, она на мне естественно завязана. Плюс все-таки, наверное, какие-то вещи я делаю быстро и это правда так. Не знаю, можно ли говорить что это талант, но есть какие-то вещи которые кому-то может быть делать тяжело, например, написать текст или придумать как будет построен выпуск,  мне это дается относительно просто, что помогает. Но в целом если отвечать на ваш вопрос кратко — это планирование, делегирование, какие-то природные дары и немножко невротизма.

Фото: Ксения Дукалис фото № 3
Фото: Ксения Дукалис

— О каких темах хотели бы поговорить, если бы пришли сами к себе в шоу «есть тема»? 

Прекрасный вопрос. Наверное, я бы разговаривала про музыку. Мне кажется, это довольно интересно, потому что там так много уровней: что есть хорошая и плохая музыка, что формирует наш вкус, насколько здесь важны родители, насколько ты слушаешь музыку, чтобы себя стимулировать с точки зрения настроения или, может, наоборот — еще больше себя загнать. В музыке я вижу очень много слоев, которые могут откликнутся  у другого человека. 

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147