12 апреля 2023 | Юлия Лоло
Режиссер Клер Дени и актриса Маргарет Куэлли — о фильме «Звезды в полдень», особенностях съемочной локации и основной задумки картины
В российский прокат выходит драма «Звезды в полдень», завоевавшая в этом году вторую по значимости награду Каннского кинофестиваля — Гран-при жюри. Режиссер проекта Клер Дени и актриса Маргарет Куэлли, сыгравшая в нем главную роль, рассказали о работе над экранизацией одноименного романа Дэниса Джонсона, опубликованного в 1986 году
О первоисточнике
Клер Дени: «Дэнис Джонсон уже был достаточно знаменит, когда я начала читать его стихи и романы. Когда я прочла «Звезды в полдень», мне показалось, что я нашла в нем что-то очень редкое, что-то очень созвучное мне, словно отражение моих собственных страхов, надежд и отчаяния. И все диалоги в этом романе были одновременно невероятно резкими и деликатными, в них была ироничная отстраненность, и невероятная меланхолия, я просто не могла оторваться. Когда я встретилась с автором, я была очарована. Он рассказал, что «Звезды в полдень» были его дебютным романом, и он всегда мечтал стать журналистом, как главная героиня романа Триш. Но карьера журналиста у него не сложилась, и об этой своей неудаче он тоже написал в этом романе.
В 2017 году Дэнис трагически погиб, я узнала об этом, когда мы снимали «Высшее общество» в Германии. И я тогда решила, что мы должны перевести этот роман на киноязык, ведь он вызвал у меня такие сильные эмоции. Сначала мы вместе с Леей Мисиус (сценарист, с которой режиссер написала сценарий экранизации — Прим.) полетели в Никарагуа. Мы еще не начали работать над сценарием, нам хотелось прочувствовать реальную траекторию Дэниса Джонсона. Мы побывали везде, где он был, проехали по всем точкам, описанным в романе. И только после этого мы начали писать сценарий, именно на этом этапе к нам присоединился еще один автор Эндрю Литвак».
О творческом решении перенести действие фильма в наши дни и дать героям имена
Клер Дени: «Действие романа развивается в Манагуа в конце 1980-х во время конфликта в Никарагуа. Но в силу ограничений, включая ковид-протоколы, мы сменили локацию и решили снимать в Панаме. Еще и поэтому мы перенесли действие фильма в наши дни. Самое главное в этом романе — это встреча двух главных героев, а конфликт служит лишь контекстом для развития сюжета. Сначала они пытаются выбраться из сложнейших обстоятельств, а затем влюбляются друг в друга. И это, на мой взгляд, самое прекрасное и самое важное в этом романе. То, как они понимают, что любят друг друга, то, как они говорят друг с другом, словно используя юмор в качестве щита от чувств, которые их захватывают.
В романе у героев действительно нет имен. Дэниэл, которого в фильме сыграл Джо Элвин, был просто англичанином, а повествование ведется от лица безымянной героини, в фильме ставшей Триш. Так зовут мою подругу из Мексики, которая живет в Хьюстоне, она музыкант. А Дэниэл, мне просто нравится это имя (Улыбается). Было немного странно выбирать имена для тех, кто остался не назван в этой истории».
Маргарет Куэлли: «Тот факт, что мы снимали в Панаме, для меня был настоящим подарком. Мой папа, как это ни странно, переехал в Панаму, когда мне было 14 лет. Я ездила к нему, периодически оставалась у него пожить. Я бывала в том отеле Inter Turismo, в котором останавливается наш главный герой, останавливалась там в свой первый приезд к отцу. И со многими другими локациями в фильме я тоже была неплохо знакома. Так что можно сказать, что я готовилась к этому проекту последние 10 лет, и знание испанского пригодилось. Единственное, чему мне пришлось научиться, это говорить с акцентом, чтобы зрители поверили, что моя героиня выросла в Никарагуа».
О совместной работе
Клер Дени: «Я впервые увидела Маргарет на Каннском кинофестивале в фильме Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде». И как только я увидела ее на экране в роли той юной девушки, которая путешествует по Калифорнии автостопом, я сразу же поняла, что никто кроме нее не сможет сыграть главную роль в нашем проекте. Я признательна Маргарет, что она так терпеливо дождалась старта съемок».
Маргарет Куэлли: «Я была безумно рада возможности поработать с Клер, ведь она абсолютная легенда, лучшая из лучших. Мы встретились за несколько лет до старта съемок, потом случилась пандемия. Признаюсь, я переживала, что этот проект может не состояться. Но наша совместная работа превзошла все мои ожидания, потому что Клер умеет создать неповторимую атмосферу, в которой ты чувствуешь себя в безопасности и свободной делать все, что угодно».
О съемках крупным планом
Клер Дени: «Я с самого начала знала, что буду снимать нашу главную героиню только крупным планом. Это было понятно еще на этапе сценария, ведь ты пишешь не только реплики, но и заранее представляешь себе, как будет выглядеть тот или иной кадр. Наш гениальный оператор Эрик Готье решил использовать винтажные линзы, которые, мне кажется, создавались для фильма «Апокалипсис сегодня» (в 1979 году — Прим.). Во-первых, они очень нежные, к тому же вместо прямоугольного кадра, когда видишь все, что происходит в каждом из его углов, эти линзы фокусируются на том, что находится в центре кадра. Это настоящая магия! К тому же они огромные и очень тяжелые. Когда я впервые увидела их, я даже представить не могла, как Эрик будет с ними работать, но у него всегда есть волшебный способ, с помощью которого он может создать в кадре хореографию всего на свете даже с такими огромными линзами».
Встречайте весенний номер U magazine! Читать
Марина Кравец — о шоу «Конфетка», чувстве юмора и эмоциональном восстановлении Читать
Без «эффекта пирога»: самые невесомые компактные пудры Читать
Источник фотографий: Кадры из фильма
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess