17 марта 2020
Кая Скоделарио: «Мне потребовалось больше десяти лет, чтобы найти в себе силы рассказать о сексуальном насилии»
Дислексия, страшная стеснительность, иностранный акцент — шансов пробиться в кино у Каи Скоделарио практически не было. И все же она сделала это: за 13 лет прошла путь от эпизодов без слов до яркой актрисы, под которую пишут сценарии. Но и сегодня звезда «Пиратов Карибского моря» и сериала Netflix «Цепляясь за лед» считает главным плюсом своей популярности возможность рассказать девочкам-подросткам, что актрисы — обыкновенные люди и не всегда выглядят так, как на обложках журналов.
«Кая Скоделарио! Ого! Круто! — выдохнула моя старшая дочь, узнав, у кого я буду брать интервью. — Она та-а-ака-а-ая красивая!» Рассказываю про это Кае, она смеется, немного краснеет от удовольствия и тут же говорит, что никогда не считала себя ни красоткой, ни даже симпатичной, а попадание в список «самых сексуальных британок» приняла за продюсерский рекламный трюк. «Моя мама хотела вырастить меня сильной, а не красивой. В школе я была просто очень худым, застенчивым и неловким ребенком». А еще в детстве Кая мечтала побывать в Диснейленде. Она слышала тысячу историй от друзей и знакомых, какое это прекрасное место, и умоляла маму взять ее в эту сказку, о которой мечтает каждая девочка: принцы и принцессы, фейерверк над замком... Но тогда не срослось, и она попала в Диснейленд уже взрослой, на Рождество 2017 года. Как раз вышли последние «Пираты Карибского моря», где актриса сыграла дочь капитана Барбоссы, и весь парк был заклеен афишами с ее лицом: пока Кая мечтала о поездке в сказочный мир, она успела стать его частью.
В этом году у 27-летней актрисы уже вышли два крупных телепроекта: «Цепляясь за лед» на Netflix в январе и «Бледный конь» по детективу Агаты Кристи на Amazon в марте. В первом она играет фигуристку Кэт, которая решила вернуться в большой спорт после серьезной травмы. Во втором — претенциозную Хермию Редклиф, второстепенный, но яркий женский характер. Для Каи это возвращение к истокам: в 14 лет она дебютировала в сериале «Молокососы», и за несколько сезонов из бессловесного проходного персонажа превратилась в главную героиню. «Мне не дали слов, потому что на пробах я была так напугана, что заикалась, — говорит Кая. — По правде сказать, я так стеснялась, что даже не вошла в павильон: помощник режиссера случайно нашел меня на улице».
На эти пробы Каю отправила руководительница школьного театра. Она считала, что в других сферах девочку радужное будущее не ждет: Кая — дислектик, и в школе ее считали глуповатой. Со спортом девочка тоже не дружила. А в британской школе у тебя есть только два пути: либо академический успех, либо спортивный. Третьего не существует, и театральный кружок в большинстве случаев не более чем дипломатичный способ пристроить белых ворон и отстающих. «Я была очень стеснительной, и школьный театр оказался единственным местом, где я могла свободно дышать», — вспоминает актриса.
Дислексия, о которой Кая сегодня говорит открыто, в школьные годы способна стать настоящим кошмаром: ты не можешь нормально читать, тебе приклеивают ярлык «глупый», сверстники насмехаются, учителя в лучшем случае игнорируют, родители расстраиваются. Кае потребовались годы, чтобы понять, что эта особенность не имеет ничего общего с умом. По окончании съемок в «Молокососах» она даже подумывала о том, чтобы — если ей не предложат другие роли и с кино ничего не получится — стать социальным работником и помогать подросткам с дислексией. «В начале карьеры я боялась сказать об этой своей особенности даже собственному агенту и часто отменяла кастинги, потому что сомневалась, что смогу запомнить текст. Я и сейчас не всегда чувствую себя уверенно. Но стараюсь принимать это как часть себя. Мне, например, тяжело учить роль, это занимает в три раза больше времени, чем у всех. А мой муж может выучить все за час до проб. Но ведь помнить текст — это только часть нашей работы, и судить об актере только по его памяти несправедливо». Сейчас Кая может требовать больше времени на «овладение ролью», но тем не менее любит импровизировать, жить в сценарии, а не учить его: «Мне было приятно вернуться на телевидение спустя 10 лет, хотя я немного переживала: работа в сериале сильно отличается от кино. У тебя всего 6–8 недель с твоим персонажем и недостаточно времени, чтобы тщательно продумать каждую сцену. Но я поняла, что в таком режиме работаю более инстинктивно. Я не планирую, как буду играть, а просто становлюсь своей героиней».
Муж Каи, актер Бенджамин Уокер, предпочитает театральные постановки и ради роли в бродвейском мюзикле даже отказался от съемок в «Людях Икс». Бенджамин старше Каи на 10 лет, любит дарить ей винтажные украшения и роскошно готовит, особенно завтраки: «Как и все американцы, он просто на них помешан — все эти оладьи с кленовым сиропом и разные омлеты», — смеется Кая и добавляет, что сама любит бразильскую кухню, к которой ее приучила мама: «Рагу из черной фасоли, рис с бобами. Это еда, которая согревает тебя изнутри». А еще Бенджамин сделал ей предложение, подарив не кольцо, а браслет. С этого браслета началась история отношений Каи с ювелирным домом Cartier: в прошлом году она стала лицом новой коллекции Clash de Cartier: «Мне нравятся красивые вещи, которые они делают. И нравится то, что в этой рекламной кампании они подчеркнули противоположные стороны моего характера — две части моей национальной идентичности».
Кая никогда не забывает, что в ней смешались две крови. От матери-бразильянки ей достались энергичность и любовь к ярким цветам. От отца-британца — чувство юмора и дипломатичность. Родители развелись, когда девочке не было и трех лет, мать воспитывала ее одна, и в знак признательности Кая официально взяла мамину фамилию. Сейчас Скоделарио гордится тем, что свободно говорит по-португальски, но в детстве иностранный акцент был еще одной проблемой в школе. Акцент в Англии — социальный код. По нему узнают, из какого вы района, насколько обеспечены ваши родители и какую школу вы окончили. «Я чувствовала себя потерянной среди других девочек. И не верила, что смогу стать актрисой — ведь я даже не умею красиво говорить. Но когда смотрела фильмы с Арнольдом Шварценеггером, видела, что, невзирая на акцент, у него все отлично получается. Его история вдохновляла, и своего французского бульдога я назвала Арни в его честь», — рассказывает Кая.
Скоделарио — из того поколения артистов, кто видит в актерстве не миссию, не высокое искусство, не красивую жизнь в лучах софитов, а лишь профессию. Всеми возможными способами Кая пытается рассказать, что она — такой же обычный человек, как и все. И что актеры, собираясь вместе, не разговаривают про кино, они пересказывают сплетни о знакомых и обсуждают, кто куда поедет отдыхать. Единственное отличие от профессии инженера — ты в центре внимания, и это прекрасная возможность повлиять на то, как устроен мир, а не получить бесплатную сумку. Кая не такая яркая фем-активистка, как ее подруга Эмма Уотсон, но была среди тех, кто поддержал кампанию #MeToo. Скоделарио публично рассказала про случай сексуального насилия, который пережила в 12-летнем возрасте. Не вдаваясь в подробности, без ярких деталей и не называя имен — но, судя по реакции в инстаграме, ее подписчицам (а всего их у актрисы больше двух миллионов) было важно узнать, что у этой искрящейся оптимизмом красавицы была и такая страница в жизни. «Мне потребовалось больше десяти лет, чтобы найти в себе силы рассказать об этом. Тогда, в подростковом возрасте, я очень нуждалась в том, чтобы известные люди имели храбрость заявить о домогательствах публично. Это позволило бы мне понять, что я не одна, что это происходит со множеством женщин и это нужно изменить».
Великобритания до сих пор остается страной с самым патриархальным устройством в Европе: здесь меньше всего женщин на руководящих постах, а идеи «сестринства» и женской солидарности даже популярнее, чем в Голливуде. «Наконец-то баланс власти меняется, и я становлюсь гораздо смелее, — говорит Скоделарио. — Если вижу, что кто-то ведет себя неподобающе с начинающей актрисой, гримером, любой женщиной на площадке, — я скажу об этом сама и помогу ей рассказать об этом».
Она часто играет сильных женщин, которые спасают ситуацию там, где мужчины не справляются. И так же часто в интервью после очередного яркого проекта произносит сакраментальное: «Эта роль сделала меня сильнее». Иногда это «сильнее» имеет простое физическое значение. Так было с «Капканом», прошлогодней премьерой, где героиня Скоделарио отбивается от аллигаторов во время наводнения во Флориде. Для этой роли ей, не любящей спорт, пришлось научиться плавать. «Эти съемки оказались самыми экстремальными за всю мою карьеру — на теле оставалось столько синяков и царапин, что гримерам почти не нужно было ничего рисовать».
Кая и в жизни легко перевоплощается без всякого грима: на нашу съемку она пришла простуженная, в уггах, джинсах, свитере и шапке с помпоном — в этой шмыгающей носом девушке невозможно было узнать звезду экрана. Но вот стилисты одевают ее в белое пальто, сапоги до бедра, и вуаля: к лакированному боку «Мустанга» прислоняется настоящая кинодива. Хоть Скоделарио и утверждает, что она не фанат моды, тренды для нее явно не пустой звук: «Мой основной способ исследовать моду — это путешествия. В Нью-Йорке я ношу Alexander Wang, деним и неоновые цвета. В Лондоне предпочитаю британских дизайнеров. Люблю Alexander McQueen. Люблю Burberry: они делают вещи, идеальные для британской погоды, — и при этом у них есть чувство юмора, тоже очень британское. То, что я выросла в Лондоне, помогло мне сформировать мою рок-н-ролльную часть: все эти косухи, грубые ботинки, смелые высказывания — этот город очень толерантен к любым радикальным манифестам. Вообще, мода для меня — прежде всего возможность играть с образами, настроением. Когда мне надо почувствовать себя более взрослой, я надеваю Chanel. А когда еду в Париж, беру с собой шелковые платья, потому что хочу оказаться в романтическом фильме».
Получая несомненное удовольствие от головокружительной смены образов в путешествиях и в кино, Кая тем не менее хорошо понимает, что главное в жизни — быть, а не казаться. Похоже, именно верность себе и способность принять себя такой, как есть (помимо несомненного таланта), помогли этой стеснительной девушке, в которую никто не верил, оказаться там, где она оказалась. «Я вижу, как юные девочки выкладывают фотографии в инстаграм и прячут свои лица. И тут мне становится грустно, потому что медиа и звезды создают стандарт красоты, который абсолютно недостижим, — говорит Скоделарио. — Именно по этой причине я вообще есть в соцсетях: хочу показывать реальную себя, без фотошопа и фильтров! После работы я смываю макияж, распускаю уложенные волосы. Красота — это чувствовать себя комфортно такой, какая ты есть. Мы все — красивые, интересные и уникальные»
Команда
Текст: Наталья Филатова-Киетине
Фото: Kat Irlin
Стиль: Oleg Tikhomirov
Макияж: Emma Day / The Wall Group using Marc Jacobs Beauty
Прическа: Perrine Rougemont / Caren
Маникюр: Kim Nkosi / Premier Hair and Makeup using Chanel
Продюсеры: Екатерина Дементьева, Ryan Fahey for @AGPNYC
Подборка: Мир женщин
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess