31 октября 2019 | Злата Фетисова

Искренне ваша: Нигина Сайфуллаева — о «Верности», сексе и самобытности

Режиссер-феномен Нигина Сайфуллаева совершила революцию в российском кино, вызвав зрителей на честный разговор о женской измене и женском взгляде на секс в своей новой драме «Верность» (в кино с 31 октября). А U magazine узнал у нее, при чем тут феминизм и как снимать эротические сцены максимально реалистично.

Про фильмы Нигины Сайфуллаевой говорят все: о них горячо спорят кинокритики, их обсуждают ночью на кухне — тихо, интимно, по душам, а кто-то кричит о них в голос. «В июне на показе "Верности" в "Гараже" одна девушка вдруг встала со своего места и сказала: "Знаете, я тоже изменяю своему мужу. Что мне с этим делать?" Зал зажужжал мгновенно! — вспоминает Нигина. — Я сказала, что у меня нет ответа. Были бы ответы, не надо было бы снимать это кино». 

Платье, Louis Vuitton; серьги, Messika; кольцо, Mattioli фото № 1
Платье, Louis Vuitton; серьги, Messika; кольцо, Mattioli

Психологическая драма, второй полный метр 34-летней Сайфуллаевой, рассказывает камерную историю молодой пары на грани саморазрушения. Гинеколог Лена (Евгения Громова) и актер Сережа (Александр Паль) благополучно строят карьеру и семейный быт в уютном городе у моря до тех пор, пока она, мучаясь отсутствием близости — интимной и эмоциональной — в отношениях с мужем, не начинает подозревать его в измене и изменять ему в ответ. При этом, чем дальше заходит Лена, тем больше она узнает о себе и своих желаниях и тем призрачнее становится надежда сойти с этого «поезда». «Нам с моим соавтором Любовью Мульменко было интересно исследовать неочевидные мотивы поступков Лены, — рассказывает Нигина. — Задачи сломать установку о том, что мужская измена — это норма, а женская — страшное грехопадение, у нас не было, но фильм работает в этом контексте. Феминистическая повестка обостряет смыслы в "Верности", и я счастлива расширять зону женской проблематики в кино. То, к чему мы в итоге пришли в фильме, стало открытием даже для нас».

Открытия — вообще профессиональный конек Сайфуллаевой. Люба Аксёнова, Саша Бортич, Марина Васильева — успешно построившие карьеру, востребованные актрисы — дебютировали в ее фильмах. Тот же путь наверняка можно предсказать и талантливо сыгравшей в «Верности» Евгении Громовой. Еще одно открытие Нигины — «девчачье» кино: невероятно откровенное, чувственное, живое, звонкое, местами остро болезненное и при этом хулиганское. Сюжетом для своей дебютной короткометражки «Шиповник» (2011) она выбрала смелую историю о первой юношеской любви, сопряженной с инцестом, в первом полном метре, драме «Как меня зовут» (2014), рассказала о непростых отношениях взрослеющей дочери с отцом, теперь же выносит на суд зрителей «Верность», в которой сцены секса, кажется, впервые в российском кино сняты вообще без каких-либо табу. «Мы хотели поговорить об этом, не стыдливо спрятавшись за отражение в зеркале, а открыто, естественно, показать секс таким, какой он в реальной жизни. И ориентировались на самих себя: обсуждали с актерами, как нравится, как не нравится. Нам кажется, получилось классно, хоть Паль и считает, что сцена секса между Сережей и Леной коротковата», — смеется режиссер.

Пронзительно реалистичные киноистории Сайфуллаевой всегда рождают один и тот же вопрос: неужели они выросли из ее личного опыта? Нигина с улыбкой это отрицает: «Драматургия моих фильмов не похожа на мою реальную жизнь. Если снять все так, как было у меня, получится неинтересная вялая фигня». Она никогда не мечтала стать режиссером («До 18 лет я была абсолютным балбесом, только и делала, что тусовалась с мальчишками») — просто принесла в Московский музей современного искусства искренний видеоролик про поездку к папе в Таджикистан, смонтированный под музыку Яна Тирсена, выиграла приз «Радио Маяк» на молодежной биеннале, пошла учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, и закрутилось. «Когда я готовлю фильм, то не смотрю кино с похожей тематикой — боюсь, что чужой опыт собьет меня. Я ухожу в герметичное состояние, пытаюсь таким образом сохранить самобытность, — говорит Сайфуллаева. — Чем сильнее личный посыл, тем более острым получается кино».

Ее фильмы пока не обласканы жюри отечественных фестивалей и не рассчитаны на широкий прокат, но неравнодушные к кино люди с любопытством ждут каждую новую работу Нигины как увлекательный психотерапевтический сеанс. «Кино дает возможность прожить такие ситуации, которые ты никогда не прожил бы в реальной жизни, — говорит она. — В кино ты можешь вообще все что угодно — и это круто!»

Текст: Злата Фетисова

Фотограф: Павел Харатян

Стилист: Эля Гаевская

Макияж и прически: Ольга Чарандаева @Oribe

Ассистент стилиста: Александра Шумяк

Продюсер: Ксения Васильева

Источник фотографий: Павел Харатян


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147