11 апреля | Зарина Козонова
Илья Кутобой: «Современному искусству не помешает лишняя порция самоиронии»
До 13 апреля в галерее современного искусства a—s—t—r—a можно увидеть персональную выставку Ильи Кутобоя «Два оборота вокруг радуги». Специально для U MAGAZINE художник-иллюстратор рассказал о своем стиле, о том, чего не хватает современному искусству, и что делать начинающим художникам
Как вы начали заниматься творчеством? Почему выбор пал именно на изобразительное искусство, насколько я знаю, у вас еще большая любовь с музыкой?
Когда-то, будучи еще подростком, я попал в магазин «Мелодия». Там было много винила, в основном альбомы с музыкой советской эстрады, но мое внимание привлекли яркие, заметно отличающиеся от остальных своим оформлением, пластинки группы Iron Maiden! Было куплено несколько из них и, как мне кажется, именно с того самого момента я почувствовал тягу к музыке. Начал учиться играть на ударных, гитаре и других инструментах, участвовать в разных музыкальных группах. Музыка и сейчас занимает в моей жизни важное место. Время от времени я продолжаю выступать на концертах, и вот совсем скоро выйдет новый релиз нашего с женой проекта REKK&KUTOBOY.
Уже гораздо позже, после переезда в Москву, я решил изучать графический дизайн в «Британке», но поступив туда, быстро понял, что промахнулся в выборе. Оказывается, меня больше привлекает иллюстрация. Несмотря на это открытие, я окончил весь курс по дизайну и уверен, что мне это пошло на пользу. Как бы то ни было, не имея специального образования, я достаточно быстро начал работать иллюстратором профессионально и за последние десять лет достиг в этом деле заметных успехов, но, видимо, характер у меня такой, что не могу остановиться на чем-то одном. Года четыре назад перешел на холсты и увлекся живописью.
У вас очень самобытный стиль, как вы к нему пришли?
Думаю, что мой иллюстраторский опыт сыграл в этом значительную роль. Пробуя в работе разнообразные техники, инструменты, форматы, вдохновляясь разными художниками и иллюстраторами в разные периоды моего творчества, я неминуемо расширял свой кругозор, развивал вкус и на практике оттачивал накопленные знания. Не смотря на все перечисленное, начать заниматься живописью было некоторым прыжком в неизвестность. Может быть, не все и не сразу получалось, но в итоге я нашел несколько приемов, которые мне действительно пришлись по душе. Мои эксперименты продолжаются.
Любое искусство должно вызывать чувства у аудитории, какие ощущения вы надеетесь пробудить у посетителей новой выставки?
Представьте, как в лучах закатного солнца вы идете по пляжу… Песок уже не обжигает кожу, но обволакивает мягким теплом и тут из ниоткуда дельфины. И плывут они к самому берегу, чтобы только поздороваться с вами… Не улыбнуться этому просто невозможно. Похожее чувство я хочу вызвать у своего зрителя.
Что или кто вас вдохновляет, как в творческом плане, так и в бытовой жизни?
Как мне кажется, я стараюсь внимательно наблюдать за тем, что происходит вокруг меня. Обрывки фраз прохожих, одинокий цветок, надписи или пятна на уличных стенах – все идет в копилку моих впечатлений. Обожаю велосипедные прогулки, ценю и вдохновляюсь другими художниками, музыкантами и режиссерами. Но, пожалуй, основная тема для моих творческих заметок, разного рода визуальных и эмоциональных фиксаций – путешествия. Новые страны и города, неожиданные знакомства с интересными людьми, погружение в другие культуры и ритмы жизни, спонтанность выбранных маршрутов заставляют меня встрепенуться и сильнее чувствовать биение каждого дня. После поездок всегда возвращаюсь с ворохом набросков и замыслов. Дома же меня вдохновляют близкие: моя жена Катюша и черный кот-ориентал Шило. Кстати, именно Шило стал прообразом многих кошачьих персонажей в моих работах.
Чего, на ваш взгляд, не хватает современному искусству? Что вы хотите в него привнести?
Я не арт-критик, чтобы рассуждать об этом в полной мере, но, на мой взгляд, современному искусству не помешает лишняя порция самоиронии.
Что вы можете посоветовать начинающим художникам?
Почти во всех кружках, куда я попадал в детстве, «прекрасные» педагоги говорили, что не стоит мне у них заниматься. Например, совсем ненадолго я задержался в кружке по рисованию. На переходном этапе в обучении я нарисовал большого осьминога, разрушающего город, и хотя задание было на свободную тему, мой рисунок не оправдал надежд учителей, и меня отчислили. И в хоре мне не особо обрадовались. «Ты, мальчик, не пой. Просто рот открывай!» – был их совет. Позже, когда захотел записаться на гитару, препод вынес мне вердикт, что у меня руки деревянные и игра на инструменте не для меня. И все в таком духе. И теперь, оглядываясь в прошлое, я с уверенностью могу сказать, что далеко не всех нужно слушать. Делайте то, что считаете нужным, будьте верными себе, больше работайте и не бойтесь экспериментировать.
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess