5 декабря 2023

Игорь Маркин и Лиза Бобкова — о взаимосвязи моды и искусства, молодых художниках и работе с западными площадками

С 1 по 3 декабря в Музее АРТ4 во второй раз прошла ярмарка современного искусства ТУПИК 20 23. Поговорили с экспертным советом ярмарки — основателем Музея АРТ4 Игорем Маркиным и художницей и куратором ярмарки Лизой Бобковой — о современном искусстве и молодых художниках

Игорь Маркин и Лиза Бобкова — о взаимосвязи моды и искусства, молодых художниках и работе с западными площадками фото № 1
Игорь, Ваша коллекция известна своим разнообразием художественных направлений. Какие темы или стили для вас особенно значимы, и почему?

Моя бесконечная любовь — это шестидесятники: Вейсберг, Краснопевцев, Зверев. Это то, что у меня всегда висит в квартире, со мной всю жизнь. Дальше все усложняется. Следующая моя любимая тема — это, конечно, Булатов и Васильев, Файбисович (80-90-2000е). Это уже наши суперзвезды, которые были не такими дорогими, когда я их покупал. Также у меня невероятная любовь к питерской волне 80х — начала 90х. Это Тимур Новиков, Олег Котельников, Инал Савченков. Тимур — топовый художник, я считаю, мировой. Жалко, что мои слова не соответствуют действительности. То есть, с одной стороны, это мировой художник, но с другой — не совсем так по ряду причин. Дальше — это молодые художники, которыми мы занимаемся во время выставок и с кем мы делаем ТУПИК (прим. ярмарка современного искусства в Музее АРТ4). Это 20-30-летние, часто малоизвестные художники, которых я покупаю и в которых верю. 

Вы часто поддерживаете молодых художников. Есть ли какие-либо особенно значимые критерии, которые Вы учитываете, для добавления в вашу коллекцию?

Как я добавляю художников в коллекцию? Есть два основных критерия: новизна и красота. Художник меня должен чем-то удивить. Удивить новизной, и при этом он должен быть прекрасен. К сожалению, часто новое не прекрасно, а прекрасное не ново. И редчайшие звезды, которые появляются постоянно, примерно по одной в год — и часто потом гаснут — все равно дают надежду.

Артем Филатов. Пожарный шкаф фото № 2
Артем Филатов. Пожарный шкаф

Миры моды и искусства часто взаимодействуют. Как Вы видите свою коллекцию в контексте современных модных тенденций и влияния на них?

У нас есть главный художник музея — Данила Поляков. Я считаю, что это ключевая фигура в мире моды до сих пор. Он делает свое искусство на грани арта и моды. Я не всегда рад этому и хочу, чтобы он ушел в чистое искусство (а он уходит в чистое искусство), но он то и дело норовит надеть свою работу на себя и пройтись по дефиле. Благодаря ему мы запредельно близки к миру моды. Он, кстати, подготовил новую коллекцию одежды, и мы сейчас думаем, что с этим делать.

Какие современные художники и дизайнеры, по Вашему мнению, привносят наибольший вклад в современное искусство?

Я не слежу за новейшими дизайнерами, но скажу, что точно бы причислил к этому кругу Данилу Полякова, потому что все, что он делает, соприкасается с миром моды. Кто из русских последним произвел на меня впечатление — это Гоша Рубчинский. Но произошло это давно, лет семь назад. Мы постоянно хотим сделать общий проект, в этом году даже договорились, но снова что-то помешало.

Женя Соломатина. Без названия фото № 3
Женя Соломатина. Без названия

Есть ли произведение искусства, приобретение которого произвело на вас особое впечатление?

Первые картины, которыми я закрыл дырки на стенах в новой квартире. Это были Зверев и Яковлев. Тогда я понял, что искусство для меня больше, чем искусство — это фактически жизнь. Тогда я понял это косвенно, не мог пройти мимо, оно стало моим зеркалом. Следующий этап в жизни: я влюбился в художника Краснопевцева. Это была платоническая любовь, художник этот был уже мертвым на тот момент (смеется). В музее личных коллекций в Пушкинском музее (прим. ГМИИ им. А.С. Пушкина) была экспозиция Краснопевцева и даже часть его комнаты-мастерской. Мне он настолько нравился, что я часто приходил туда, садился на лавочку и смотрел, и не потому, что пришел и устал — эта гармония валила с ног совершенно. И мечтал, что он окажется у меня в коллекции.

Игорь Маркин и Лиза Бобкова — о взаимосвязи моды и искусства, молодых художниках и работе с западными площадками фото № 4
В социальных сетях Вы анонсировали открытие выставки в лондонской Cromwell Place. Какие темы заложены в предстоящей экспозиции? Чем она будет отличаться от ваших предыдущих работ?

Более того, мы с Игорем Маркиным открываем галерею современного искусства в Лондоне. Она будет незатейливо называться Art4 Gallery. Первая выставка откроется уже в январе 2024 года с минималистичными пейзажными рисунками Димы Филиппова, а вторая в марте, на которой я покажу свои работы. Для меня всегда персональная выставка — это отдельное высказывание и, конечно, внимание, сосредоточенное на технологичном производстве работ. Пока раскрыть больше информации не могу. Но меня будоражит эта будущая выставка. 

Да, к тому же это звучит, конечно, странно, что я открываю галерею, на одной из выставок которой будут мои же работы. Но, знаете, когда жизнь такая невыносимо сложная и приходится работать по 24 часа в сутки, занимаясь не только своим искусством, но и бесконечными письмами на английском, заявками, выставками и ярмаркой в московском Музее АРТ4, то как будто уже можешь себе это позволить.

Семен Мотолянец. Слова найдутся фото № 5
Семен Мотолянец. Слова найдутся

С какими вызовами Вы столкнулись, работая над этой выставкой? Были ли особенно вдохновляющие моменты во время подготовки экспозиции?

Сегодняшнее время — один большой вызов. Я безумно переживала из-за того, как сейчас воспримут меня, художницу приехавшую из России, в Великобритании. Мне казалось, это сродни социальному самоубийству. Но я часто выставлялась за рубежом ранее и не готова отказываться от международного общения. Это слишком много значит для меня. 

Когда ты добилась получения документов на легальное пребывание и работу в стране по Global Talent Visa, то местное сообщество абсолютно иначе реагирует на тебя. Они видят, что ты работаешь над своими желаниями и потихоньку добиваешься поставленных целей, а не виляешь хвостом, как артист на гастролях. Вот это меня и вдохновляет не останавливаться.

Это не первый Ваш опыт работы с западными площадками: Вы уже выставлялись в Австрии и Франции. Чем западная аудитория отличается от российской?

Конкретными локальными темами, важными для местного зрителя, темами, в контексте которых они выросли. Это всегда личные истории в каждой стране. Но что действительно можно сравнить, так это качество производства предметов искусства. В Лондоне оно какого-то сумасшедшего профессионального уровня. Это трудно объяснить, надо просто увидеть. Радует то, что именно так я всегда делала свои работы.

Сергей Колосов. Объект фото № 6
Сергей Колосов. Объект

В одном из недавних интервью Вы упоминали, что хочется попробовать  пожить на более длительный срок в одной из западных стран, возможно, англоязычной. А сейчас Вы открываете выставку в Лондоне, хотели ли бы Вы на время переехать в Великобританию или будете иногда наведываться? 

Не на время. Я уже живу наполовину там, останавливают какие-то данные ранее обещания и бытовые процессы, которые ты при всем желании не можешь решить одним днем. Например, ответственность перед детьми. Понимаю, что жизнь может сложиться не так, как я запланировала, и в другой стране может ждать разочарование. Кажется, я к этому готова. Стараюсь изо всех сил сделать мечты возможными, но в самом главном приоритете оставляю любимого человека и нашу семью. Рецепт простой. Хоть и сложный. 

Какая книга, выставка, фильм или спектакль, просмотренные за последнее время оставили у Вас неизгладимое впечатление?

Спектакль «Берегите ваши лица» в Гоголь-Центре в прошлом году.

Лиза Бобкова фото № 7
Лиза Бобкова

Источник фотографий: Пресс-служба Музея АРТ4


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147