7 мая 2024 | Зарина Козонова
Геолина Моргулис: «Я решила объединить два, казалось бы, совершенно разных мира философии и искусства»
Поговорили с арт-диллером и куратором выставок Геолиной Моргулис о современном искусстве, отсылках к философии и закулисье индустрии
Геолина, вы — арт-диллер и куратор проектов. Для тех, кто не так погружен в сферу современного искусства, расскажите, из чего именно складывается ваша работа?
Когда я нахожусь в роли арт-дилера это означает, что я подбираю тот или иной объект искусства для коллекционера, исходя из его запросов. Я — некое связующее звено между коллекционером и художником. Если говорить о роли куратора, то это всегда емкий процесс создания выставки от А до Я, которым занимаюсь полностью сама, начиная от разработки концепции экспозиции и подбора художников, заканчивая написанием текстов и развеской работ.
Как вы решили связать свою жизнь с артом? Почему именно эта ниша вас заинтересовала?
Это было планомерным стечением обстоятельств. Все началось с того, что мне хотелось получить еще одно образование, желательно в Европе. Так я оказалась в Вене, где выбирала между die Angewandte (Венский университет прикладных искусств) и факультетом истории искусств и архитектуры в Венском университете. Остановилась на втором. Позже, уже вернувшись в Москву, я начала задумываться о работе в сфере искусства более детально. Был забавный случай: как-то в компании друзей мы долго обсуждали современное искусство и его перспективы. В конце вечера один из приятелей подытожил, что мне срочно нужно в сферу арта, помогать коллекционерам инвестировать в арт-рынок и находить новые имена. После была работа в Музее современного искусства «Гараж», откуда я ушла заниматься самостоятельной деятельностью.
Выставка, которую вы курируете сейчас — «Я и Оно». Что вы можете рассказать о проекте? Как вам пришла идея?
Эта третья выставка, полностью придуманная и воплощенная мной. Она является таким же личным проектом, как и предыдущие, но, возможно, несколько особенным. Здесь я решила объединить два, казалось бы, совершенно разных мира философии и искусства. Идея и концепция обычно приходят легко и внезапно. У меня что-то загорается в голове, я записываю себе в блокнот и дальше эту мысль раскручиваю до живой выставки, которую можно увидеть.
Почему именно труд и идеи Фрейда лежат в основе идеи проекта?
Философия — достаточно сложная наука и я часто рассказываю историю, как первые пару лет обучения в университете она мне категорически не давалась. Любовь и понимание философии пришли ко мне непосредственно через труды Фрейда. Особенное место занял «Я и Оно». А еще мне хотелось подчеркнуть связь между философией, подсознанием и искусством, ведь она очень велика и значима, даже если на первый взгляд это не очевидно.
Как отбирались художники для этой выставки?
Художники выбирались по любви и, конечно, исходя из концепта выставки. Когда возникает концепция, то практически сразу предстают те, кто в нее впишутся. А дальше это уже, скорее, технические моменты и, конечно, желание самого художника участвовать в проекте.
Стили и направления художников, которые приняли участие очень разные, думаю, что в групповых выставках такое бывает часто. Как куратор собирает из этого общую картину?
В этом основной фокус кураторской работы. Важно развесить работы так, чтобы они говорили друг с другом, дружили, даже несмотря на «разность». Всегда проще взять одного художника и экспонировать его работы, поскольку это чаще про один стиль и направление. Другое дело, когда художников много. Признаюсь честно, это непросто, но в этом есть большой смысл и свой шарм.
За кем из начинающих художников вы бы посоветовали следить прямо сейчас?
Я бы не стала советовать кого-то конкретного, потому что сегодня я вам напишу одни имена, а уже завтра узнаю новые и буду неловко себя чувствовать. Могу лишь посоветовать посещать как можно больше выставок и культурных мероприятий.
Источник фотографий: Пресс-материалы, автор фото: Розалина Рожкова
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess