13 июня | Зарина Козонова
Габбилен Галычев: «Театр должен предлагать что-то новое и, главное — конкурентоспособное»
Поговорили с театральным режиссёром и медиа-художником Гиббиленом Галычевым о гастроспектакле «Рийстафель, техно и страна чудес», театральных экспериментах и сложностях в создании нетипичных проектов
Я была на вашем гастроспектакле «Рийстафель, техно и страна чудес» и мне безумно понравилось! Как вы вообще пришли к идее совместить спектакль и гастрономический опыт?
В детстве я любил фантастику и, естественно, читал Роберта Шекли. Тогда же я и прочел короткий рассказ «Па-да-труа шеф-повара, официанта и клиента», он написан в не свойственной для писателя манере — рассказ не фантастический. Он и лёг в основу проекта. Но, естественно, не только он: потом ещё был Клиффорд Саймак и немного Пелевина.
Гастроспектакли сейчас набирают популярность, а я в своих проектах очень люблю экспериментировать с разными форматами: спектакль в автобусе, спектакль-анкета, «спектакль в лодке, для одного зрителя, спектакль в темноте. Я нахожу себе странное ТЗ и пытаюсь понять, могу ли я это ограничение преодолеть, могу ли я свое художественное высказывание заключить в такую рамку. Мне так проще, и интереснее, придумывается. Ну и плюс, так сразу и легче «продавать» проект, когда его уникальность описывается в двух необычных словах и выносится в подзаголовок. В нашем случае это звучало, как «первый спектакль с колонокой Алисой». Это должно быть кликбейтно (смеётся). В общем, этот рассказ был идеальной основой для эксперимента в формате гастроспектакля, нужно было только понять, как его усложнить, дополнить, переписать и расширить — предстояло много работы…
Как создавалось сет-меню для спектакля? Ваши были идеи блюд?
Сразу спойлер: заглавного блюда, рийстафеля, в этом меню нет. Почему? Вы, Зарина, как и зрители, уже знаете ответ на этот вопрос (смеётся). Ну а тех, кто ещё не смотрел спектакль — приглашаем узнать! Но мы с Андреем Каплуновым, шеф-поваром ресторана, совместно пытались придумать меню, тематически и атмосферно отсылающее к нему — к рийстафелю, к чему-то индонезийскому.
Почему для проведения был выбран именно SIMACH в Недальнем?
Ответ простой — мы с Денисом Симачевым знаем друг друга с детства, наши семьи хорошо общаются.
Какие были сложности в организации проекта?
Команда гастроспектакля разнообразнее, чем в обычном спектакле: это не только режиссер, художник, актеры, свет и звук. Для администраторов ресторана, повара и официантов стать частью спектакля, правильно организовать вынос блюд и органично вписаться в действие — тоже было большой работой. Также нужно было преобразить узнаваемое пространство SIMACHа и сделать так, чтобы наши герои, Алиса и виниловый проигрыватель стали там своими.
Как вы считаете, может ли гастрономический опыт стать неотъемлемой частью театральных постановок в будущем?
Есть разные формы соединения еды и театрального действа: всевозможные шоу, мюзиклы, даже стендап, которые зрители привыкли смотреть за столиками. Или, наоборот сугубо гастрономические, как в ресторане KRASOTA, где еда — это главное и единственное! В общем, факт употребления пищи во время представления не удивляет сам по себе. Поэтому интересно находить способы, как она может усилить зрительское впечатление и обогатить произведение, не смещая при этом фокус на себя и не будучи просто кулинарным сопровождением, чтоб зритель не проголодался. Я, кажется, этот способ нашёл, но судить, конечно же, вам (смеётся). А вообще, в пространстве ресторана, как и в любом другом не театральном пространстве, можно много чего придумать, вопрос только — зачем?
Мне кажется, что сейчас всевозможные театральные эксперименты в тренде и их все больше и больше, как вы это видите?
С одной стороны в тренде, с другой стороны — и массовый зритель, и театральное сообщество люди довольно консервативные, они не очень любят по-настоящему новое. Мне, как художнику, приходится с этим бороться, своим примером я создаю и поддерживаю его в России. Очевидно, что классический театр в его первозданном виде уже устарел и не очень интересен зрителю потому что театр вступает в конкуренцию с, на первый взгляд, более интересными видами времяпрепровождения — а точнее более доступными: кино, компьютерными играми, в конце концов, лентой в соцсетях. Для такого досуга не надо покупать билеты, выходить из дома, куда-то ехать. И поэтому театр должен предлагать что-то новое и, главное — конкурентоспособное.
Нужно создавать, и я стараюсь это делать, необычные интеллектуальные аттракционы — я экспериментирую с разными форматами. В конце прошлого года вышла наша опера в ночном клубе Мутабор, это было необычное сочетание медиума и места действия. К сожалению, премьера состоялась почти прямо перед той самой злосчастной «голой вечеринкой» и нам не посчастливилось показывать этот проект на постоянной основе, как мы планировали. Скоро в галерее на Солянке пройдет премьера моего спектакля в чате. Потом будет спектакль про искусственный интеллект с говорящим компьютером, общающимся со зрительным залом. Спектакль для одного зрителя в номере отеле, «В ожидани Годо» на подземной автомобильной парковке и так далее. В общем — стараемся!
Кроме блюд я также отметила очень классное музыкальное и световое сопровождение спектакля, как вы прорабатывали эти моменты?
Музыкальное сопровождение оглядывается на несколько составляющих. С одной стороны, оно должно иллюстрировать содержание текста — это должен был быть условный экскурс в историю электронной музыки. С другой — что-то нескучное, не академическое, а достаточно массовое, мелодичное и приятное на слух — не адский рейв с техно фестиваля. Но и, в то же время, незаезженное и не банальная попса. По свету. Слава богу, в SIMACHе светового оборудования в достатке, а в нашей команде есть для этого отдельный человек, разрабатывающий световые картины — тут всё, как в обычном театре.
Что для вас было самым важным при создании этого проекта?
Для меня самым важным было соблюсти баланс между «высокохудожественностью», концептуальной идеей, «авторскостью», которые я протаскиваю как художник-экспериментатор, и шоу для массового зрителя, коммерческим проектом. Слово «гастроспектакль» обычно воспринимается, как что-то пошлое, чаще всего не зря, что-то «не про искусство» — мне было важно включить в этот формат свое слово как художника, сделать это «искусством», но которое не будет давить на зрителя. Будет умничать, но без перегибов.
Есть ли у вас какие-то советы для других режиссёров, которые хотят попробовать совместить гастрономический опыт и театральное искусство?
Всем, кто экспериментирует с изменением места действия, уходит со сцены куда-то ещё, советую всегда плясать от формы. Не важно, спектакль ли это автобусе, лодке или заброшенном здании, иммерсивная ли аудио-бродилка на улице: не перемещайте классический спектакль, просто меняя ему задник. Делайте так, чтобы изменение сцены было оправдано — а спектакль осознанно игрался в другом пространстве, чтоб место действия и формат были вплетены в логику спектакля, в сюжет, в актерскую игру, во весь смысл и концепцию.
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess