10 июня | Зарина Козонова
Елена Филаретова — о новой выставке, особенностях российской индустрии искусства и процессе создания картин
В конце мая в ММОМА открылась выставка «НИИ ФИЛАРЕТОВА», которая объединила работы сразу трех циклов авторства Елены Филаретовой: «Портрет», «Лиминальное пространство», «Лес» и «Сад». Поговорили с художницей о работах, музейном проекте и пути к искусству
Лена, у вас недавно открылась выставка «НИИ ФИЛАРЕТОВА», в которой объединены сразу четыре серии ваших работ. Как вы пришли к идее этой выставки?
Выставка НИИ ФИЛАРЕТОВА — это наша совместная идея с архитектором Борисом Бернаскони. Экспозиция разделена на 2 идейные части: на первом этаже расположена лаборатория, там низкие потолки, приглушенный свет и моя первая серия работ 2018-2020 года «Портрет». Холсты распределены по этажу в ряд и были написаны мной в разные годы с натуры. Для меня портретный жанр является одним из самых интересных, так как человек — натура не статичная, и меняется каждую секунду. Каждый портрет был написан с определенного человека, раскрывая его индивидуальный облик, упоминая только самые важные и присущие именно ему особенности внешности и фигуры. Для меня это был процесс скульптурного изучения человека, продлившийся более 4 лет подряд и продолжающийся до сих пор. Я специально использую цвета, не соответствующие цветовой гамме портретируемого, чтобы сделать акцент на тоновом построении композиции и направлении мазка, который играет большую роль в моих портретах, так как зачастую является формообразующим. Лаборатория или НИИ является выставочным перформансом и одновременно инструментом коммуникации между художником и участниками пространства современного искусства. Работа НИИ происходит одновременно с выставкой.
2 Этаж про пространство, тут 3 зала в которых мы расположили серии «Лиминальное пространство», «Лес» и «Сад». Все работы имеют разный формат и написаны тонким слоем прозрачной масляной краски на мелкозернистом холсте. Лиминальные пространства про поиск человека, которого нет в этих помещениях. Мы сделали интересную развеску, учитывая тон, цвет и размеры работ, нашли пары и нестыковки, получилась целая отдельная работа, которая является комнатой-залом. Лес про фантазии, мои воспоминания из детства, домыслы, визуальную парейдолию, где каждая работа 2 на 1,5 метра показывает центральную часть, вход в один из «Лесов». Зал Сад — мое место работы, там я создаю большую картину дневник, состоящую из 294 частей, записывая и зарисовывая на холсты все свои мысли и образы которые попадаются мне во время выставки.
Искусство, все же, направлено на вызывание эмоций у зрителя. Что вы хотите чтобы почувствовала ваша аудитория?
В своих работах я изучаю возможности мозга и индивидуальной рефлексии зрителя, исследую тему визуальной парейдолии - процесса при котором человек видит знакомые образы и лица в случайных или неструктурированных визуальных стимулах. Фундаментальная функция преимущественного распознавания лиц описана врачами и учеными как процесс, происходящий в латеральной височно-затылочной (веретенообразной) извилине, который независимо от фокусировки на определенной области обзора, находит сначала лица людей и животных.
Визуальная парейдолия является уникальной способностью человеческого мозга в неструктурированных образах и пятнах находить и видеть преимущественно изображение лица человека или животного. Это происходит когда человеческий мозг ищет паттерны или формы, которые напоминают ему знакомые объекты. Для меня особенно важно и занимательно то, как зритель по-разному реагирует и интерпретирует образы в моих работах. Именно это различие мнений обусловлено индивидуальным визуальным опытом каждого человека.
Как вы вообще пришли к искусству?
Я начала рисовать в 15 лет, когда поступила в лицей Иогансона при Академии Репина в Санкт-Петербурге. За время обучения я выделила для себя любимый жанр — портрет, и дальше все закрутилось вокруг изображения человека. Я пробовала различные материалы, формы и техники, как и сейчас, не хочу останавливаться на чем то одном, но основой для меня стала масляная живопись на холстах. Я до сих пор пишу и рисую, потому что все это мне нравится, сейчас это мой единственный основной язык общения с собой и окружающими.
Расскажите о своём творческом процессе: как вы создаете свои работы?
Я пишу в мастерской, сейчас это небольшое помещение. Люблю переезды, каждое новое место всегда точно тянет за собой новые серии работ и идеи. У меня очень много холстов и они свернуты в рулоны — не люблю холсты на подрамниках, их тяжело хранить и они могут портиться при транспортировке. Пишу всегда заходами, понимаю что вижу что-то новое, надо это попробовать и на неделю, две оказываюсь в ежедневной работе в мастерской. Последние несколько лет использую только прозрачные неукрывистые пигменты и флейцевые мягкие кисти.
Кто из художников прошлого или настоящего оказал на вас наибольшее влияние?
В детстве с отцом посетила постоянную экспозицию работ Николая Фешина в Казани, всегда поражали его работы, точная графика и живопись. Позже в лицее часто его копировала.
С какими трудностями, о которых мало кто знает, сталкиваются современные художники?
Не знаю, я вот недавно искала грунтованный холст в рулоне шириной 3 метра, и мне сказали что в России я его нигде не найду. Обзвонила все производства и прошлось сдаться.
В чём, по вашему мнению, заключается особенность российского современного искусства?
Мне сложно сказать об этом сейчас, уверена, что каждый месяц открывается новая галерея, меняются коллекционеры, галеристы, каждый день кто-то покупает свою первую работу в коллекцию, это очень интересно.
Каковы ваши планы на будущее? Какие новые проекты вы готовите?
Подготовка, монтаж и открытие выставки были для меня большим испытанием, получилось расположить более 160 работ. Сейчас я потихоньку записываю в блокнот свои мысли, и, надеюсь что летом смогу начать работать над ними.
Какой совет вы бы дали начинающим художникам?
Источник фотографий: Фотограф Кристина Дорошок, Фотограф Алексей Народицкий
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess