27 апреля | Юлия Лоло
Джессика Честейн и Питер Сарсгаард — о фильме «Память», подготовке к ролям и отношениях между героями
2 мая в российский прокат выходит психологическая драма «Память» — новый проект одного из любимых кинорежиссеров Каннского кинофестиваля Мишеля Франко с обладательницей «Оскара» и «Золотого глобуса» Джессикой Честейн и номинантом на «Золотой глобус» Питером Сарсгаардом в главных ролях. В преддверии премьеры поговорили о том, как они готовились к этому проекту, и почему этот фильм так важен
О ТОМ, КАК УЗНАЛИ ОБ ЭТОМ ПРОЕКТЕ
Джессика Честейн: Меня как-то спросили, не хочу ли я встретиться с Мишелем Франко. Конечно, я была согласна, потому что я была знакома с его фильмографией. Затем я прочла сценарий «Памяти», который мне показался совершенно невероятным. Мне кажется, я сразу же поняла, в каком направлении он будет развиваться. Это история об одной из самых темных сторон нашей жизни, но что меня привлекло в этом сценарии, это абсолютное отсутствие каких-либо клише. И я сразу же поняла, что очень хочу сняться в этом фильме. Мы созвонились с Мишелем по зуму, и это звонок нужен был нам лишь для того, чтобы скоординировать наши графики.
Питер Сарсгаард: А я узнал об этом проекте от Джессики, это она порекомендовала Мишелю меня на эту роль. Хорошо было бы иметь такого агента (смеется). Мы встретились с Мишелем в Нью-Йорке в кафе Russ & Daughters, но мы практически одновременно решили вместо обеда пройтись. И мы гуляли очень долго. Я живу в Нью-Йорке с 1993 года, и мне показалось, что Мишелю хочется узнать город, в котором происходит наша история. Я на тот момент еще не знал, получу ли я эту роль, но мне было приятно показать ему город. Мне тогда показалось, что я могу быть с Мишелем откровенен, потому что его фильмы всегда предельно честные, а это для меня самое важное. К тому же для него очень важны его актеры, он много снимает на крупных планах, в общем, я безумно хотел, чтобы он утвердил меня на эту роль.
Джессика Честейн: На самом деле я всегда мечтала поработать с Питером. Мы пару раз встречались до этого проекта и говорили об этом. Я никогда не скрывала того, что являюсь поклонницей его актерского таланта. Он настоящий художник. Иногда актеры меняют сценарий, чтобы максимально точно вписаться в роль, а другие актеры меняют себя ради роли, и Питер относится ко второму типу. Я вижу это во всем, что он делает, и работать с ним невероятное удовольствие.
О ТОМ, КАК ГОТОВИЛИСЬ К РОЛЯМ
Питер Сарсгаард: Один из моих близких родственников страдал деменцией, он уже умер, но я очень хорошо помнил то, как он себя вел. Это был мой дядя, и он был очень значимым для меня человеком. К тому же у нас на площадке был эксперт, который нас консультировал. И он согласился, чтобы я дважды в неделю созванивался с кем-то из его пациентов, чтобы я мог максимально погрузиться в своего персонажа. Это было замечательно, потому что я мог задавать совершенно разные вопросы, и признаюсь, по их манере общаться очень трудно было догадаться, что кто-то из них действительно страдает деменцией. Но тем не менее, какая-то случайная фраза или интонация выдавала эту болезнь. Один из них рассказал мне о том, как он упал на кухне, потерял сознание, а когда очнулся, как сын перевязывает ему руку со словами, что, скорее всего, за руль ему больше нельзя. Знаете, говорят, когда человек отказывается признать свое состояние, это признак шизофрении. Так вот мне очень хотелось, чтобы психическое состояние моего определяло его как личность. И это общение с людьми, которые страдают деменцией, очень мне помогло.
Джессика Честейн: Одним из отличительных качеств Мишеля как режиссера являет то, то он воссоздает целый мир героя, которого играет актер. Обычно я до старта съемок детально изучаю все, что связано с моей героиней, и когда я приезжаю на площадку, мы начинаем снимать. Иногда актеры не общаются с остальными участниками съемочной группы. Ты просто выходишь на площадку и выдаешь все, что считаешь важным для своей роли. Возможно, это звучит чересчур технично и формально. Когда мы снимали «Память», мы ездили в клинику, я помогала пациентам надевать обувь и провожала их на автобус, готовила им завтрак. Во время обеденного перерыва я работала, а Мишель снимал все это. В свой первый съемочный день я фактически приняла участие в одной из встреч анонимных алкоголиков, эти люди были у нас на площадке вместе с актерами. Я тогда услышала много грустных историй о психологических травмах, через которые пришлось пройти этим женщинам. По статистике огромное число женщин в своей жизни переживает физическое насилие, большинство из нас знакомы с такими случаями. Эти истории помогли мне воплотить свою героиню, я прожила это состояние вместе с ней. И я пыталась забыть все это, потому что это именно то, что старается сделать моя героиня.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ГЕРОЯМИ
Джессика Честейн: Сол так привлекает мою героиню Сильвию, потому что ему она может открыться, как никому раньше в своей жизни. С самого детства каждый раз, входя в ту или иную комнату, Сильвия ощущала стыд и осуждение со стороны окружающих, по крайней мере, ей так казалось. И вот она впервые встречает человека, который видит в ней лишь ее, а не ее прошлое. Когда ее сестра смотри на нее, в ее взгляде прочитывается целая история отношений между ними, история пагубной зависимости Сильвии, все уже привыкли к тому, что от нее одни лишь проблемы. То, что Сильвия чувствует, что Сол видит в ней только ее саму, а не ее стыд или ее травму, кажется мне прекрасным и трагичным одновременно. И такой финал фактически неизбежен.
Питер Сарсгаард: Я играю человека, для которого существует лишь настоящее, все остальное для него – пустота. Поэтому каждый раз, когда Сол видит Сильвию, он так счастлив тому, что этот прекрасный человек хочет провести с ним время. Они становятся близки. И хотя он не всегда может понять, что на самом деле происходит, и мне кажется, в этом плане наш фильм неоднозначен, Сол постепенно влюбляется в Сильвию. Он не может поверить своему счастью, если можно так сказать.
Джессика Честейн: Когда я впервые прочла сценарий, мне показалось, что это своего рода драма мести за все то, что переживает наше общество в последнее время. Как я уже говорила, меня просто покорило отсутствие каких-либо клише, которые могли быть в любом другом сценарии, посвященном такой болезненной теме. Меня захватила история этой женщины, которая проносит травму через всю свою жизнь, используя ее вместо своего рода щита, которым она закрывается от внешнего мира. Этим щитом она защищает себя и свою дочь, но именно из-за этого она по сути и не живет более. И мне кажется, это прекрасно, видеть, как она заново учится жить и чувствовать, находит человека, который не связан воспоминаниями с прошлым, и видит в ней не набор условностей и травм, а человека, которым она является на самом деле.
О ТОМ, ПОЧЕМУ ЭТОТ ФИЛЬМ ВАЖЕН
Джессика Честейн: Я хорошо знаю Мишеля, он никогда не пишет истории только ради того, чтобы впечатлить зрителя. Но я надеюсь, что зритель вместе с нами проживет этот катартический опыт, ведь наше общество постепенно движется к более светлым временам. Мне вообще кажется, что последние десятилетия очень многое говорят о нашем обществе. Важно, чтобы мы смогли признать, что по отношению к женщинам преступления в мире совершаются каждый день, если не каждую минуту. Первый шаг — признать это. Следующим этапом, на мой взгляд, станет исцеление через обсуждение. Для меня безумно важно сделать так, чтобы защитить женщин. Это действительно очень значимый для меня аспект жизни, и я использую для этого все доступные мне ресурсы.
Источник фотографий: Кадры из фильма «Память»
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess