21 октября | Денис Мережковский
Дарья Павленко: «Мой возраст — мое преимущество, а никак не ограничение»
За 28 лет на большой сцене балерина научилась, уверенно закрывая одну дверь, открывать новую. С 20 октября по 4 ноября пройдут гастроли в КНР под руководством балетмейстера, танцовщика, хореографа Патрика де Бана, где Дарья Павленко и Денис Савин представят две новые программы. О новой для себя роли продюсера, скорых премьерах и важности всегда и во всем быть честной с самой собой она рассказала Денису Мережковскому
Статья в Википедии о Дарье Павленко почти трагически обрывается летом 2018-го: «Официально простилась со сценой Мариинского театра». И все. В самом конце июля того года, уверенная, что навсегда покидает свою гримерку, и твердая в своем решении прима-балерина, действительно, не очень понимала, что дальше. И уж точно не догадывалась, что это начало нового большого пути. Нужную подсказку неожиданно дала живая икона современного танца Ана Лагуна, с которой на тот момент Даша даже не была знакома лично. «Вместе с Матсом Эком они прилетели в Петербург на фестиваль “Дягилев. P.S.”, — вспоминает Павленко. — На фуршете после спектакля Наталья Метелица (основатель и бессменный художественный руководитель фестиваля. — U) почему-то решила нас познакомить. И довольно быстро мы стали разговаривать как старые приятели. Я упомянула, что ушла из театра и как раз размышляю, чем заняться. Ана посмотрела на меня и тут же посоветовала написать в Танцтеатр Пины Бауш, добавив: “Ты очень похожа на Пину”». Стоит ли объяснять, что Танцтеатр — закрытый ареопаг в немецком Вуппертале, где за редким исключением танцуют не просто идейные последователи Бауш, а те, кого великая Пина успела обучить всему лично. Но идея Лагуны уже поселилась в голове Дарьи, и она решила попробовать. «Я написала довольно глупое письмо и, прикрепив пару фотографий и два видео, где я танцую в Sacre Саши Вальц и In the Middle, Somewhat Elevated Форсайта, отправила его по электронному адресу, указанному на сайте», — рассказывает Павленко. И все-таки через пару месяцев ей ответили и пригласили на встречу в театр. Трехдневные пробы лично проводила Хелена Пикон, ученица и муза Пины Бауш. «Все это было весной, а уже в конце лета я получила приглашение стать частью труппы и танцевать в спектаклях “Синяя борода” и “Семь смертных грехов”», — улыбается Дарья, которая неожиданно для самой себя на три года с головой погрузилась в мир абсолютно новой хореографической эстетики. И уже в свой второй сезон она исполнила чрезвычайно важную партию Эвридики в премьере масштабной реконструкции постановки «Орфей и Эвридика». Осенью 2022-го авторскую труппу Пины Бауш впервые возглавил единоличный худрук — французский хореограф Борис Шармац, который сразу провозгласил «новый курс», а контракты приглашенных солистов, в том числе и Дарьи, поставил на паузу. «Когда я начала работать в Танцтеатре, в свои 40 лет считалась там талантливой молодежью, подающей надежды, — смеется Дарья. — Этот опыт помог мне полностью переосмыслить отношение к себе, и сейчас я не сомневаюсь, что мой возраст — мое преимущество, а никак не ограничение. Если жизнь дарит тебе возможность что-то делать и тебе это нравится, так бери и делай». С таким же настроем Павленко отозвалась на приглашение коллеги по мариинской труппе Дианы Вишневой вместе исполнить нашумевший дуэт «Дуо», поставленный для них Павлом Глуховым на музыку Алексея Ретинского. «Этот спектакль стал для меня этапным, он ознаменовал мое возвращение на российскую сцену, — рассуждает Дарья. — А еще познакомил со множеством талантливых людей». Говоря это, она в основном имеет в виду хореографа Павла Глухова, сотрудничество с которым вылилось в настоящий творческий союз. За последний сезон Павел успел поставить для нашей героини еще два спектакля: «Маленькую смерть», положенную на партитуру Иоганна Пахельбеля, и «Орлеанскую деву» на музыку Константина Чистякова. К слову, последняя миниатюра стала частью большой танцевальной программы примы Королевского балета Натальи Осиповой Bloom Dance. «Мне очень нравится, что Паша умеет создавать именно спектакли. Даже шестиминутная “Орлеанская дева” — это целый сюжет про Жанну д’Арк. А для меня как исполнителя важно именно это: возможность рассказать историю. Паша это делает, как никто». Накануне съемки мы застаем Дарью бесконечно курсирующей между Москвой и Петербургом. «Лето выдалось скудным на отдых, зато сколько всего будем танцевать в новом сезоне», — улыбается Павленко. Их тандем с Глуховым снова готовит несколько премьер. Одна из них случится в рамках китайского тура звезд мирового балета, участвовать в котором Дашу пригласил хореограф Патрик де Бана. 13-минутный дуэт на музыку струнного квартета 14 Шуберта она впервые исполнит вместе с премьером Большого Денисом Савиным. Еще одна предстоящая работа команды «Павленко– Глухов» намечена на начало зимы, но носит настолько совершенно секретный характер, что писать о ней пока нельзя. Особенным для нашей героини этот проект станет еще и потому, что впервые она отчасти возложила на себя функции продюсера: «Многим, кто со мной работал, очень нравится, что я открыта для всего экспериментального. Но если раньше я несла ответственность исключительно как танцовщица, то сейчас примеряю новую для себя роль и делаю множество вещей, которыми раньше никогда не занималась. Очень интересный процесс». Отдельное место в списке предстоящих работ Павленко занимает ее совместный проект с коллективом musicAeterna Dance и его главным хореографом Анастасией Пешковой. Рабочее название «Стыд» многого не сообщает, и Дарья поясняет: «Я очень серьезно прорабатывала многие вещи, чтобы прекратить их стыдиться. Идти в это снова — большое испытание для меня, но и возможность поделиться своим опытом со зрителями, чтобы и они перестали стыдиться того, чего стыдиться не надо». Например, оставаться самим собой, быть таким, какой ты есть, — все эти аксиомы и сегодня проверяются на прочность с удивительной регулярностью. Откуда берется желание воткнуть человека в определенные рамки, сделать чему-то или кому-то соответствующим — об этом Анастасия Пешкова собирается размышлять в своей новой работе с Дашей в главной партии. Наша героиня не только откликается на эту тему внутренне, но и старательно доносит ее до своих дочерей — 16-летней Ярославы и 8-летней Мирославы: «В конечном счете мои ожидания от них — это мои проблемы. Они должны оставаться собой, а я буду просто их любить. И конечно, мне хочется, чтобы они занимались только тем, что приносит им удовольствие, в чем им нравится расти. Чтобы они пробовали и искали, ориентируясь только на свои чувства и свое восприятие, потому что человек не может что- то чувствовать неправильно». В предельной честности с собой и своей профессией Дарья видит единственно возможный путь артиста — может быть потому, что искусство есть нечто большее, чем просто сфера деятельности. «То, чем я занимаюсь, нельзя вместить в формат “Отработала и ушла”. Каждый раз я стараюсь максимально погрузиться в работу и делаю это честно. Именно поэтому смею надеяться, что происходящее вокруг меня искусство оставляет след». Как бы в доказательство своих мыслей она вспоминает слова Тарковского о том, что только честность способна что-то дать зрителям, и тут же делает ремарку: «Главное — не идти у них на поводу. Иначе ты будешь не искусством заниматься, а стараться угодить, а это уже какое-то искусственное искусство. Хорошо, что разницу между искусственностью и искусством видно сразу». И мы склонны верить Даше на слово, она знает, о чем говорит, — ее карьерная кривая тому доказательство. Даже если в Википедии нет об этом информации.
Макияж и прическа: Елена Зубарева;
Генеральный продюсер: Анска Кутлу / VProject;
Исполнительный продюсер: Полина Колесник / VProject;
Ассистент фотографа: Эдуард Батыр;
Ассистент стилиста: Ксения Голубева.
Источник фотографий: Ирина Кузьмина
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess