21 октября | Денис Мережковский

Дарья Павленко: «Мой возраст — мое преимущество, а никак не ограничение»

За 28 лет на большой сцене балерина Дарья Павленко научилась, уверенно закрывая одну дверь, открывать новую. О новой для себя роли продюсера, скорых премьерах и важности всегда и во всем быть честной с самой собой она рассказала Денису Мережковскому

Пальто, юбка, все — Patrizia Pepe; рубашка, Antonelli Firenze; балетки, Geox; галстук, собственность стилиста; серьги, золото, жемчуг, бриллианты, Gorgoglione; кольцо, золото, жемчуг, бриллианты, все — бутик Ambassad фото № 1
Пальто, юбка, все — Patrizia Pepe; рубашка, Antonelli Firenze; балетки, Geox; галстук, собственность стилиста; серьги, золото, жемчуг, бриллианты, Gorgoglione; кольцо, золото, жемчуг, бриллианты, все — бутик Ambassad
Статья в Википедии о Дарье Павленко почти трагически обрывается летом 2018-го: «Официально простилась со сценой Мариинского театра». И все. В самом конце июля того года, уверенная, что навсегда покидает свою гримерку, и твердая в своем решении прима-балерина, действительно, не очень понимала, что дальше. И уж точно не догадывалась, что это начало нового большого пути. Нужную подсказку неожиданно дала живая икона современного танца Ана Лагуна, с которой на тот момент Даша даже не была знакома лично. «Вместе с Матсом Эком они прилетели в Петербург на фестиваль “Дягилев. P.S.”, — вспоминает Павленко. — На фуршете после спектакля Наталья Метелица (основатель и бессменный художественный руководитель фестиваля. — U) почему-то решила нас познакомить. И довольно быстро мы стали разговаривать как старые приятели. Я упомянула, что ушла из театра и как раз размышляю, чем заняться. Ана посмотрела на меня и тут же посоветовала написать в Танцтеатр Пины Бауш, добавив: “Ты очень похожа на Пину”». Стоит ли объяснять, что Танцтеатр — закрытый ареопаг в немецком Вуппертале, где за редким исключением танцуют не просто идейные последователи Бауш, а те, кого великая Пина успела обучить всему лично. Но идея Лагуны уже поселилась в голове Дарьи, и она решила попробовать.
Кольцо, золото, корунд, сапфиры, бриллианты, Inbar; кольца, золото, бриллианты, все — бутик Ambassad фото № 2
Кольцо, золото, корунд, сапфиры, бриллианты, Inbar; кольца, золото, бриллианты, все — бутик Ambassad
«Я написала довольно глупое письмо и, прикрепив пару фотографий и два видео, где я танцую в Sacre Саши Вальц и In the Middle, Somewhat Elevated Форсайта, отправила его по электронному адресу, указанному на сайте», — рассказывает Павленко. И все-таки через пару месяцев ей ответили и пригласили на встречу в театр. Трехдневные пробы лично проводила Хелена Пикон, ученица и муза Пины Бауш. «Все это было весной, а уже в конце лета я получила приглашение стать частью труппы и танцевать в спектаклях “Синяя борода” и “Семь смертных грехов”», — улыбается Дарья, которая неожиданно для самой себя на три года с головой погрузилась в мир абсолютно новой хореографической эстетики. И уже в свой второй сезон она исполнила чрезвычайно важную партию Эвридики в премьере масштабной реконструкции постановки «Орфей и Эвридика».
Топ, брюки, все — Free Age; кольцо, золото, турмалин, цавориты, бриллианты; кольцо, золото, корунд, сапфиры, бриллианты, все — Inbar; сотуар, золото, жемчуг, изумруды, бриллианты, все — бутик Ambassad фото № 3
Топ, брюки, все — Free Age; кольцо, золото, турмалин, цавориты, бриллианты; кольцо, золото, корунд, сапфиры, бриллианты, все — Inbar; сотуар, золото, жемчуг, изумруды, бриллианты, все — бутик Ambassad
Осенью 2022-го авторскую труппу Пины Бауш впервые возглавил единоличный худрук — французский хореограф Борис Шармац, который сразу провозгласил «новый курс», а контракты приглашенных солистов, в том числе и Дарьи, поставил на паузу. «Когда я начала работать в Танцтеатре, в свои 40 лет считалась там талантливой молодежью, подающей надежды, — смеется Дарья. — Этот опыт помог мне полностью переосмыслить отношение к себе, и сейчас я не сомневаюсь, что мой возраст — мое преимущество, а никак не ограничение. Если жизнь дарит тебе возможность что-то делать и тебе это нравится, так бери и делай». С таким же настроем Павленко отозвалась на приглашение коллеги по мариинской труппе Дианы Вишневой вместе исполнить нашумевший дуэт «Дуо», поставленный для них Павлом Глуховым на музыку Алексея Ретинского.
Платье, Guess; топ, Marciano by Guess; босоножки, Anna Rachele (No One) фото № 4
Платье, Guess; топ, Marciano by Guess; босоножки, Anna Rachele (No One)
«Этот спектакль стал для меня этапным, он ознаменовал мое возвращение на российскую сцену, — рассуждает Дарья. — А еще познакомил со множеством талантливых людей». Говоря это, она в основном имеет в виду хореографа Павла Глухова, сотрудничество с которым вылилось в настоящий творческий союз. За последний сезон Павел успел поставить для нашей героини еще два спектакля: «Маленькую смерть», положенную на партитуру Иоганна Пахельбеля, и «Орлеанскую деву» на музыку Константина Чистякова. К слову, последняя миниатюра стала частью большой танцевальной программы примы Королевского балета Натальи Осиповой Bloom Dance. «Мне очень нравится, что Паша умеет создавать именно спектакли. Даже шестиминутная “Орлеанская дева” — это целый сюжет про Жанну д’Арк. А для меня как исполнителя важно именно это: возможность рассказать историю. Паша это делает, как никто».
Пальто, Red September; платье, Patrizia Pepe; туфли, Premiata (No One); сумка, Coccinelle; серьги, золото, бриллианты, бутик Ambassad фото № 5
Пальто, Red September; платье, Patrizia Pepe; туфли, Premiata (No One); сумка, Coccinelle; серьги, золото, бриллианты, бутик Ambassad
Накануне съемки мы застаем Дарью бесконечно курсирующей между Москвой и Петербургом. «Лето выдалось скудным на отдых, зато сколько всего будем танцевать в новом сезоне», — улыбается Павленко. Их тандем с Глуховым снова готовит несколько премьер. Одна из них случится в рамках китайского тура звезд мирового балета, участвовать в котором Дашу пригласил хореограф Патрик де Бана. 13-минутный дуэт на музыку струнного квартета 14 Шуберта она впервые исполнит вместе с премьером Большого Денисом Савиным. Еще одна предстоящая работа команды «Павленко– Глухов» намечена на начало зимы, но носит настолько совершенно секретный характер, что писать о ней пока нельзя. Особенным для нашей героини этот проект станет еще и потому, что впервые она отчасти возложила на себя функции продюсера: «Многим, кто со мной работал, очень нравится, что я открыта для всего экспериментального. Но если раньше я несла ответственность исключительно как танцовщица, то сейчас примеряю новую для себя роль и делаю множество вещей, которыми раньше никогда не занималась. Очень интересный процесс».
Платье, Free Age; кольцо, золото, турмалин, цавориты, бриллианты, Inbar; колье, золото, изумруды, бриллианты, все — бутик Ambassad фото № 6
Платье, Free Age; кольцо, золото, турмалин, цавориты, бриллианты, Inbar; колье, золото, изумруды, бриллианты, все — бутик Ambassad
Отдельное место в списке предстоящих работ Павленко занимает ее совместный проект с коллективом musicAeterna Dance и его главным хореографом Анастасией Пешковой. Рабочее название «Стыд» многого не сообщает, и Дарья поясняет: «Я очень серьезно прорабатывала многие вещи, чтобы прекратить их стыдиться. Идти в это снова — большое испытание для меня, но и возможность поделиться своим опытом со зрителями, чтобы и они перестали стыдиться того, чего стыдиться не надо». Например, оставаться самим собой, быть таким, какой ты есть, — все эти аксиомы и сегодня проверяются на прочность с удивительной регулярностью. Откуда берется желание воткнуть человека в определенные рамки, сделать чему-то или кому-то соответствующим — об этом Анастасия Пешкова собирается размышлять в своей новой работе с Дашей в главной партии. Наша героиня не только откликается на эту тему внутренне, но и старательно доносит ее до своих дочерей — 16-летней Ярославы и 8-летней Мирославы: «В конечном счете мои ожидания от них — это мои проблемы. Они должны оставаться собой, а я буду просто их любить. И конечно, мне хочется, чтобы они занимались только тем, что приносит им удовольствие, в чем им нравится расти. Чтобы они пробовали и искали, ориентируясь только на свои чувства и свое восприятие, потому что человек не может что- то чувствовать неправильно».
Пальто, Pinko; кольцо, золото, белый жадеит, бриллианты, Dickson Yewn; браслет, золото, жемчуг, бриллианты; серьги, золото, бриллианты, все — бутик Ambassad фото № 7
Пальто, Pinko; кольцо, золото, белый жадеит, бриллианты, Dickson Yewn; браслет, золото, жемчуг, бриллианты; серьги, золото, бриллианты, все — бутик Ambassad
В предельной честности с собой и своей профессией Дарья видит единственно возможный путь артиста — может быть потому, что искусство есть нечто большее, чем просто сфера деятельности. «То, чем я занимаюсь, нельзя вместить в формат “Отработала и ушла”. Каждый раз я стараюсь максимально погрузиться в работу и делаю это честно. Именно поэтому смею надеяться, что происходящее вокруг меня искусство оставляет след». Как бы в доказательство своих мыслей она вспоминает слова Тарковского о том, что только честность способна что-то дать зрителям, и тут же делает ремарку: «Главное — не идти у них на поводу. Иначе ты будешь не искусством заниматься, а стараться угодить, а это уже какое-то искусственное искусство. Хорошо, что разницу между искусственностью и искусством видно сразу». И мы склонны верить Даше на слово, она знает, о чем говорит, — ее карьерная кривая тому доказательство. Даже если в Википедии нет об этом информации.
Топ, брюки, все — Red September; балетки, Geox; кольцо, золото, жемчуг, бриллианты; серьги, золото, бриллианты, все — бутик Ambassad фото № 8
Топ, брюки, все — Red September; балетки, Geox; кольцо, золото, жемчуг, бриллианты; серьги, золото, бриллианты, все — бутик Ambassad

Макияж и прическа: Елена Зубарева; 

Генеральный продюсер: Анска Кутлу / VProject; 

Исполнительный продюсер: Полина Колесник / VProject; 

Ассистент фотографа: Эдуард Батыр; 

Ассистент стилиста: Ксения Голубева.

Источник фотографий: Ирина Кузьмина


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147