25 ноября
Дарья Пашина: «Стиль — это про характер, про то, что мы хотим сказать и достичь, про влияние»
1 декабря в онлайн-кинотаетре KION стартует сериал «Первый номер». Проект обещает стать откровением о закулисье мира глянца — с его блеском, интригами и невероятной динамикой. И именно костюмы помогают персонажам обрести индивидуальность, рассказывая зрителю больше, чем слова. В преддверии премьеры мы поговорили с художником по костюмам и стилистом Дарьей Пашиной о пути в индустрию, вдохновении и вызовах
Дарья, расскажите, пожалуйста, с чего начался ваш путь в стайлинге?
Люблю эту историю! Мой путь в стайлинге начался со знакомства в метро. Мне 18 лет, я всего неделю, как переехала из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург, гуляю с подругой и размышляю вместе с ней о том, как было бы романтично познакомиться с кем-нибудь в метро, представляю разные сюжеты. Мы спускаемся в метро, расходимся по разные ветки — и я знакомлюсь с парнем. Говорю ему: «Привет, классная прическа!». Он отвечает: «Привет, дай свой никнейм в соцсети, мне понравился твой стиль. Я, кстати, стилист». Важный момент: до переезда в Петербург я не могла одеваться так, как хотела Мама видела меня определенным образом, который, по моим внутренним ощущениям, мне совсем не подходил, и пыталась одевать меня соответствующе. Оказавшись одна в другом городе, в котором на тот момент я знала всего пару человек, я ощутила свободу самовыражения и наконец-то смогла выглядеть так, как хотелось мне. Теперь представьте мой восторг! Я в Петербурге, в наряде, который мне нравится, только что обсуждала с подругой, как романтична сама мысль познакомиться в метро… Знакомлюсь с парнем, который обратил внимание именно на мой наряд! В тот момент я поняла, что стайлинг — это то, чем я хочу заниматься. Тем более, я мечтала об этом в детстве — в личных дневниках рисовала эскизы к придуманным мною рассказам. Эту встречу я восприняла как знак. С тем парнем я встретилась еще раз. Помню, предлагала быть его ассистентом, но он тоже был в начале пути и ассистировал сам. Кажется, больше мы и не виделись.
Я начала заниматься своим портфолио: организовывала творческие съемки, придумывала концепции, писала фотографам, моделям, брендам. Спустя примерно год я окончила первый курс и попала на практику в журнал «Собака.ру». Сначала стажировалась в ивент-отделе, затем писала новости на сайт, а потом стала ассистентом редакции. Каждый день подходила к ребятам, отвечающим за фотосъемки, говорила, что я — стилист и мечтаю поработать с ними. В какой-то момент я получила эту возможность, позже стала младшим редактором отдела моды, а впоследствии продолжила работать с изданием проектно как стилист. Так все и закрутилось! Казалось бы, случайный человек, бросивший одну фразу, стал для меня важным обстоятельством в жизни. Если бы не эта встреча, я не знаю чем бы занималась сейчас.
Как вы попали в сериал «Первый номер»?
Эту историю я тоже очень люблю! Еще одно подтверждение тому, что люди в нашей жизни — самые главные обстоятельства. Прошлым летом я работала креативным продюсером спецпроектов в творческом объединении Arthouse (сейчас Arthouse & Mainstream), сотрудничала с одной телеведущей и делала разные съемки. Жила на два города. В какой-то момент я познакомилась с Климом (Клим Козинский, режиссер «Первого номера», — прим. ред.). Мы обсуждали разные сериалы, я много говорила про костюмы в них, показывала свои работы как стилиста. Он сказал, что прямо сейчас ищет художника по костюмам в свой новый проект. Я ответила, что мечтаю попробовать себя в этой роли, заверила, что я уволюсь со всех своих работ и придумаю героям классные образы, если он возьмет меня к себе в команду. Честно говоря, я до сих пор не понимаю, откуда во мне тогда взялась вся эта смелость, решительность и в хорошем смысле наглость все это сказать. Сказанная скорее в шутку фраза, которая не должна была иметь никакого продолжения, обернулась тем, что через пару дней мне написала наш исполнительный продюсер Настя Сергеева с вопросом о моей занятости. Вы даже не представляете, какой эмоциональный всплеск я испытала, увидев это сообщение.
Мне прислали сценарий, я сделала мудборды, дальше был ряд встреч, по завершении которых я говорила и Климу, и Насте, что не нужно меня брать, есть ведь другие кандидаты, лучше взять кого-нибудь из них. Мне было очень страшно подвести людей, которые дали мне шанс хотя бы попробовать и сделать первичные мудборды. Тогда мне сказали, что за слова нужно отвечать, и спустя еще какое-то время я получила сообщение, что утверждена в качестве художника по костюмам в сериал «Первый номер». Я собрала вещи, буквально одним днем переехала из Петербурга в Москву и начала активно работать над проектом.
Каково вам было работать с режиссером Климом Козинским и сценаристами Сергеем и Дмитрием Минаевыми? Были ли у вас творческие разногласия или полное совпадение взглядов?
Работать было крайне увлекательно. В основном я взаимодействовала с Климом, другими художественными департаментами и продюсерами. Разногласий как таковых не было — были совместные поиски правильных решений. Правды ради, однажды эти поиски достигли определенной степени накала и я уже мысленно собирала вещи, покупала билеты обратно в Петербург и искала квартиру. Но в итоге мы все встретились в одной точке визуально-смыслового решения.
Часто эти поиски длятся месяц, иногда дольше, потому что где-то что-то перестает работать или первоначальная задумка оказывается неточной. Так, например, вышло с костюмами главного героя Константина Иноземцева. Изначально его образ задумывался другим. Мы сделали примерку и поняли, что выглядит прикольно, но не работает на материал. Дальше мы начали пробовать другие вещи. Делились размышлениями, обменивались картинками и после встречи с нашим генеральным продюсером Данилой Шараповым пришли к тому, что единственное верное решение для этого героя — футболка и джинсы Levi’s 501. За эту встречу Даниле большое спасибо, он объяснил нам, почему наши варианты костюма не работают. В итоге образ Жени (Евгения Цыганова — прим. ред.) — это футболка и классические джинсы. То, что выделяет его среди всего мира, в котором он оказался.
Чем вы вдохновлялись во время работы над сериалом? Были ли у вас референсы вроде «Дьявол носит Prada» и других проектов о буднях редакций?
Как человек, который на протяжении трех лет был плотно связан с деятельностью редакции, наверное в большей степени я вдохновлялась своим визуальным опытом, полученным за время работы. Конечно, в мыслях я держала референсы в стиле «Дьявол носит Prada», но здесь нужно понимать разность культур, особенность времени, а также характеры наших героев, от которых первоначально все и строится. Поэтому тут я скорее шла от того, кто мои персонажи, разбирала их мотивации и поступки — исходя из этого начинал собираться костюм. Конечно, были какие-то прообразы, но чаще они добавляли лишь какую-то деталь или помогали мне понять героя, но не являлись центром, от которого что-либо строилось.
Проще всего было с костюмами Сони Шидловской — ее героиня Таня сильно напомнила мне экс-коллег, дизайнеров и арт-директоров, которые одевались в стиле панк, и их образы всегда хотелось рассматривать. А у Тани как раз по сюжету был именно такой характер. Для ее персонажа мы брали футболки у нежно мною любимых Parc Lunair, которые идеально вписались в ее гардероб. На Паше (персонаж Давида Ниамеди — прим. ред.) вы сможете узнать косуху Red September или джинсы-бананы и джинсовку Arligent. Думаю, что еще я вдохновлялась тем, что делают наши дизайнеры — мы все прекрасно понимаем, как фэшн-бренды связаны с деятельностью журналов. Я была невероятно рада сотрудничеству с такими брендами, как Ushatava, House of Leo, Red September, Monochrome, Dior, Free Age, Arligent, Sans Merci, Arny Praht, Primrose, Nouveau Riche, Maison Nouveau, Pitkina, Sans Merci, Mulier Moscow, OLOLOL, IRNBY, SovushkaS Bag, которые предоставляли нам вещи на съемки. А «Дьявол носит Prada» — потрясающий фильм, честно, я его очень люблю и стабильно раз в год пересматриваю. Всегда думаю, почему же Энди сделала такой выбор… Обсуждаем его с коллегами, смеемся. Здесь все-таки история была немного другая, потому что сами события, предложенные обстоятельства, в которые попадают герои, иные.
Каст проекта — суперзвездный. Возникали ли какие-нибудь трудности во время работы с актерами?
Работа с актерами была одной из моих любимых частей, потому что благодаря общению и обмену мыслями у нас до конца складывался художественный образ. Во время первой примерки мы пробовали многое, иногда что-то диаметрально противоположное, чтобы сравнить ощущения, в чем-то убедиться, от чего-то отказаться. Я безгранично благодарна каждому, с кем мы работали, за некий художественный диалог, который между нами происходил. За наши споры, которые тоже были, за наши согласия, за наш какой-то пройденный путь и созданный образ.
Помню, мы снимали сцену, в которой Константин Иноземцев отжимается дома. Я прихожу на площадку, вручаю Жене джинсы, а он просит у меня домашние спортивные штаны. У нас было около 15 минут, пока выставлялся свет, чтобы порассуждать, что нам лучше взять. В итоге, спасибо Жене и Климу, мы сошлись на джинсах. Для меня джинсы были единственно правильным выбором, это важная составляющая образа, это про рок-н-ролл, по Константина Иноземцева. Отжиматься дома в трениках — в этом нет никакой характерности, это что-то регулярное. А оказалось бы, какая разница, джинсы или треники?
К слову, а чей образ — ваш любимый?
Все! Мне кажется, то, как я люблю наших героев, — так вообще никого любить нельзя. И от этой любви каждому было отдано много внимания. Вы спрашивали меня про творческие разногласия — так вот, самые глобальные происходили в моей голове, я бесконечно рефлексировала, буквально засыпала и просыпалась с мыслями о наших героях. В какой-то момент мне стало страшно, что я делаю что-то не так, я показала образы своей близкой подруге, она тоже стилист. Мне было важно услышать мнение другого специалиста, потому что от объема работы глаз уже мог немного замылиться. Интересно, что она сказала мне, что все мои персонажи одеваются так, как это делала я в разные этапы своей жизни. Поэтому все образы, правда, любимые, и выделить какой-то один я просто не могу.
Как в целом обстоит работа художника по костюмам? От самого начала до непосредственно премьеры проекта?
Все начинается с художественного прочтения сценария. Делаешь заметки, даешь себе время пожить с ними, после чего снова возвращаешься к сценарию, но на этот раз подходишь к нему с аналитической точки зрения. Составляешь мудборды, обсуждаешь их с режиссером, вносишь правки, если это необходимо. Потом приступаешь непосредственно к реализации своих идей — ездишь на закупки, организовываешь примерки, параллельно формируешь смету и делаешь отчеты. Если проект большой, собираешь команду из двух ассистентов и костюмера, ставишь им задачи, брифуешь их.
Затем наступает съемочный период — увлекательный, живой, со своими непредсказуемыми процессами. Все проходит легко, если подготовка была проведена на уровне. Когда съемки заканчиваются, готовишь финальный отчет, сдаешь костюмы, приходишь в себя и осознаешь, что это было. После происходят съемки постеров и других промоматериалов — и в конечном итоге вы все вместе встречаетесь на премьере.
В вашем портфолио есть съемки с известными личностями. С кем понравилось работать больше всего? Почему?
Я очень люблю работать с Сашей Бортич. Мы позанимались на съемках «Первого номера», после чего встретились еще на нескольких проектах. Я просто знаю, что вместе мы сделаем что-то классное (это уже проверено!), получим удовольствие от процесса и повеселимся.
Что для вас означает стиль?
Для меня стиль — это про характер, про то, что мы хотим сказать и достичь, про влияние. Стиль — это про наблюдение за собственными внутренними ощущениями, за тем, как они меняются и меняются ли в зависимости от того, как вы выглядите. Стиль — это про некую случайность, про нас и про нашу жизнь. Самое прекрасное — это когда вы случайно накидываете на себя вещи, и получается красноречивый и характерный образ, это и есть стиль. Стиль — это про время, в которое мы живем, он может быть разным, в зависимости от обстоятельств. Здорово, если он сформирован, и еще лучше, если при уже сформированном стиле мы продолжаем экспериментировать и изучать себя.
Ваш топ российских брендов.
Ushatava, IZETA, YULIAWAVE, Viva Vox, Kalmanovich, Outlaw, IANIS CHAMALIDY, а еще BLCV и LIME. Ребята делают важные дела: одни шьют джинсы, которые, правда, круто сидят, а другие — несут моду в массы.
А с какими брендами мечтаете поработать?
Я никогда не думала об этом. Наверное, хотелось бы поработать с ребятами из моего топа, а если говорить по мировую арену, то это Peter Do, Ann Demeulemeester и Saint Laurent.
Как вы видите развитие своей карьеры дальше? Есть ли у вас мечты о работе в других жанрах кино или моды?
Моя главная мечта, то, к чему я стремлюсь, — это совмещение работы художника по костюмам и стилиста. У каждого из этих направлений есть своя специфика, мне кажется, когда ты делаешь и то, и другое, общий КПД от твоей работы растет. Я человек увлекающийся, поэтому мне было бы интересно поработать со всем, что придет в мою жизнь. Если говорить о кино, очень хотелось бы сделать какой-нибудь боевик или попробовать себя в чем-нибудь фантазийном, поработать с эскизами, это совершенно другой процесс. Хочется чего-нибудь концептуального, где за вашей, может быть, достаточно понятной работой будет стоять огромное количество мысли.
Источник фотографий: Личный архив героя
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess