24 сентября | Зарина Козонова
Дарья Касьян и Евгений Калинкин — о сериале «Я увольняюсь», новом подкасте и совместной работе
«Что бы мне поделать, только бы не почитать» — подкаст Дарьи Касьян и Евгения Калинкина, который завоевал сердца миллионов зрителей. Но ребята на этом не остановились, и сегодня параллельно выпускают два проекта — подкаст «и т.д. и т.п.» и мини-сериал «Я увольняюсь» совместно с Нетологией. Мы поговорили с Дашей и Женей о новых форматах, организации съемок и визуальных решениях, а также узнали, что помогает им сохранять дружбу в процессе работы
Женя, Даша, я восхищаюсь всеми вашими проектами. Сейчас у вас два новых шоу — подкаст «и т.д. и т. п.» и сериал «Я увольняюсь», так что очень хочется поговорить именно о них. Для начала расскажите, как вы все успеваете и совмещаете эти проекты?
Женя: Мы бы с удовольствием ответили на вопрос, как все успевать, если бы сами знали как. Делать параллельно два проекта непросто
Даша: Так получилось, что начало работы над подкастом совпало с написанием сценария для сериала «Я увольняюсь». Конечно, совмещать было нелегко, но главное, что на всех этапах нам было интересно. Мы работали над сериалом 5 месяцев: писали сценарий, снимали, играли, монтировали. И если бы мы не горели идеей, то это было бы ужасно тоскливое время.
Женя: Собственно, об этом и наш сериал. Жизнь, которую мы в нем показываем — словно ночной кошмар, от которого хочется скорее проснуться в холодном поту.
Ваш подкаст «и т.д. и т. п.» посвящен тексту, почему вы решили расширить тему и уйти от чисто книжного формата?
Даша: Мы немного устали от старого формата — нам хотелось расширить тему и дать себе больше свободы. В новом проекте у нас сократилась образовательная часть, но появилось больше пространства для дискуссий. Кроме того, текст — это идеальный концепт для подкаста, так как зрителю не нужно ничего смотреть и всю информацию он может воспринимать на слух.
Женя: Нам писали комментарии по типу: «Ребят, вы можете говорить о чем угодно, мы все равно будем вас слушать». Мы любим поболтать на любые темы, поэтому подумали, что было бы интересно остаться на территории чтения, но сделать ее бескрайней, потому что, по сути, текст окружает нас повсюду. Когда мы придумали идею для подкаста, мы решили записать тестовый выпуск — просто включили диктофон, прочитали какое-то слово и начали его обсуждать. И дискуссия на тему всего одного слова заняла у нас 40 минут.
Какие подкасты вы сами слушаете? Что можете посоветовать?
Даша: Мне очень нравится подкаст «Музы». Каждый выпуск — это история женщины — спутницы великого гения. Авторы максимально погружают тебя в историю — обращаются к слушателям во втором лице — а имя спутницы и ее возлюбленного не раскрывается до конца. По сути, ты проходишь весь жизненный путь другого человека — до самой его смерти. Реву каждый раз.
Женя: Я могу посоветовать проект «Когнитивный надзор». В нем ведущий разбирает когнитивные искажения в речах публичных людей и делает это этично и без ненависти. Он ученый, но при этом объясняет все простым и доступным языком. Когда он ловит человека на каком-либо противоречии или лжи, он не осуждает его, а говорит, что нам всем свойственно такое поведение.
Как пришла идея создать именно сериал? Кто пришел с этой идеей?
Даша: Я думаю, движение было с двух сторон (нашей и Нетологии). Мы закрыли наш прошлый проект в том числе и для того, чтобы заниматься чем-то новым. А нам всегда хотелось снять сериал.
Женя: Во время работы над последним сезоном ЧБМПТБНП мы начали чувствовать, что работа над рекламными скетчами приносит нам особую радость. Писать сценарии, режиссировать, играть в них, монтировать – нам все это очень нравилось, поэтому мы решили попробовать себя в формате, который будет объемнее, чем пятиминутное видео. Мы подумали: «А не замахнуться ли нам на целый сериал?» И как раз Нетология пришла с предложением о совместном проекте.
Как и почему появилась идея офисного сеттинга? Насколько я знаю, Даша одно время работала в офисе и это было тяжелым временем, этот опыт повлиял?
Женя: Офис — удобный универсальный образ. Можно не объяснять, чем занимаются его сотрудники. Офисы, в независимости от деятельности компании, довольно похожи — работники сидят перед мониторами, перебирают какие-то бумаги, что-то печатают. У меня тоже был опыт работы в офисе, и я бы не сказал, что это был ад. Я помню, как шагал по офису, однако я не понимал, что я там делаю, сколько мне еще этим заниматься и действительно ли так будет выглядеть вся моя жизнь. Меня периодически посещал экзистенциальный ужас, когда я в очередной раз шел с ноутбуком и кофе и говорил, что я сейчас очень занят, хотя на самом деле просто перемещался из одной точки в другую. Меня посещало много противоречивых чувств, которые в конечном счете привели к апатии и полному отсутствию желания просыпаться по утрам и снова идти на работу. Несмотря на это, я довольно долго продержался на этой работе. И самое удивительное, что меня не уволили, я ушел сам!
Даша: Я проработала в офисе два месяца. В первый рабочий день мне дали компьютер и сказали — садись. Я села, открываю его — а там абсолютно ничего нет. И никто не обращает на меня никакого внимания. И вот так я «проработала» целый день.
Как проходили съемки?
Даша: Съемки проходили в функционирующем офисе. Мы так и не поняли, чем именно занимается эта компания: на первом этаже стояли автомобили на продажу, а в подвале — антикварная мебель и пара холодильников, а еще я видела там несколько мешков битого стекла. Работа офиса не прекращалась даже во время съемок, сотрудники тихонько сидели в своих кабинетах, а когда выходили — то выглядели потерянно, словно сами не понимают, что они тут делают. Словно весь этот офис и его сотрудники — продолжение вселенной нашего сериала.
С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе съемок?
Даша: Еда была… специфическая. Нам несколько дней подряд привозили что-то типа свиной ноги и чечевицу, от которой бывают газы. Ой как бывают.
Женя: Я сrазал нашему продюсеру, что ем абсолютно все, кроме тыквы. Но, кажется, она меня неправильно поняла, потому что в результате на съемках постоянно приходилось есть тыкву. Это помогало мне выглядеть несчастным в кадре. Сложности, конечно, были — куда без них? Но я точно буду вспоминать это время как счастливое. Во многом благодаря команде — все горели идей, понимали зачем и что мы делаем. Работа режиссера во многом строится на курировании большого числа художников. Это творческие люди, поэтому важно найти правильный подход и дать направление, не вгоняя в жесткие рамки. То есть сначала у нас стояла задача перенести мысли в голове на бумагу, а потом, то, что на бумаге, перенести в головы огромного количества людей. Конечно, это сложно, но интересно.
Даша: Быть режиссером — не самая простая задача. От тебя требуется не только видение, но и способность донести свое видение до остальной команды — до актеров, операторов, художников, гримеров и многих других. Кажется, нам удалось с этим справиться. Во всяком случае никто в команде не думал, что мы снимаем остросюжетный боевик.
Можете ли вы сказать, что сериал вас изменил? Ощущаете ли вы себя после съемок по-другому?
Женя: У меня точно появилось много новых нейронных связей и концепций, о которых я раньше не задумывался. Например, в работе над сериалом мы открыли для себя, что творческий процесс — это также про сомнения и переживания. Каждая деталь, которая мелькает в кадре, каждая склейка, каждая нота в музыке — это все череда решений, которые нужно постоянно принимать и за которые ты несешь ответственность.
Я, кажется, даже стал взрослым человеком. Ежедневно нужно было принимать много решений, контролировать процесс, но не слишком сильно, оставлять воздух художникам. Многие вещи в рамках проекта мы делали впервые в жизни, нужно было сохранять уверенность, не выключая критическое мышление.
Даша: А я впервые говорила в рацию. Это было круто.
В сериале «Я увольняюсь» необычные визуальные решения, почему все розовое?
Женя: Идея с розовой гаммой пришла в момент, когда нам прислали первые эскизы костюма Босса в черном цвете. Нам очень нравились силуэты, но в черном цвете костюмы выглядели слишком устрашающе. Нужно было как-то смягчить, не меняя сути.
Даша: Розовый цвет — это фасад компании: «Вот, смотрите, у нас даже форма розовая. И сотрудник у нас, кстати, тоже розовый есть. У нас тут весело». Но это не так.
Вообще во всех ваших проектах невероятно стильная картинка и образы, откуда это в вас? Что влияет на визуальный стиль? Может что-то вдохновляет?
Женя: На нас повлияли и продолжают влиять тысячи вещей. Каждый день наполнен опытами и впечатлениями, которые оставляют след, который можно даже не заметить. Недавно очередной раз пересматривал «Очень страшное кино 3» и вдруг понял, что этот фильм сильно повлиял на меня как на автора. Некоторые оммажи мы делали умышленно. Например, сцены на кухне — дань уважения прекрасному Рою Андерссону.
Даша: Когда начинаешь заниматься съемками, то совершенно иначе начинаешь смотреть кино. Обращаешь внимание на то, как оно снято — и во время просмотра учишься. Говорят, потом это проходит. Но мы пока в самом начале этого пути — еще многому предстоит научиться. А вдохновить может все, что угодно — даже степлер.
Женя: С нашей художницей Катей мы очень быстро достигли понимания и могли сказать что-то вроде: «Давай положим на стол Инопланетянина то, что могло бы лежать на столе у инопланетянина.» И в результате на столе лежало оно, именно вот это, чем бы оно ни было.
Сериал выходит на канале платформы «Нетология», как вы начали сотрудничать с ними и почему?
Даша: Наша совместная работа с Нетологией началась еще с рекламных интеграций для ЧБМПТБНП (наш проект про книги и чтением — всего мы сняли для них 6 штук.)
Женя: Я немного переживал, что могут возникнуть художественные разногласия с Нетологией — было бы тяжело, если бы нас загоняли в жесткие рамки. Но в результате ребята доверились нам и дали творческую свободу. Это было очень комфортное сотрудничество.
Сериал, хоть и комедийный, все равно создает довольно печальную и даже пугающую атмосферу, почему так?
Даша: Таким он и задумывался изначально — это не комедия в чистом виде. Кажется, тут все дело в оптике. Я читала комментарии людей о том, что сериал вызвал у них тревогу — потому что он слишком похож на их жизнь.
Женя: В комментариях люди писали, что после просмотра сериала уволились с нелюбимой работы. Это очень приятно.
Вы довольны проделанной работой? Как сами оцениваете сериал?
Женя: Смотря в какой день вы об этом спросите. Сегодня я скажу, что это лучшее, что мы делали в своей жизни, завтра — что это не стоит показывать людям. Мы много сомневаемся, но это тоже часть процесса.
Даша: Нужно просто продолжать и делать до тех пор, пока тебе это нравится. Наш ключ ко всему — это интерес к собственным проектам. Но точно можем сказать, что работать над ним было здорово — это были счастливые дни.
Для многих людей вы являетесь примером близкой и теплой дружбы, что вы можете посоветовать людям, которые хотят иметь в жизни такую же дружбу, как у вас?
Женя: Я думаю, здесь нет какого-то универсального совета.
Даша: Мы разговариваем. И, конечно, бывают ситуации, когда мы можем быть не в порядке. Но самое главное — это пытаться все время обсуждать то, что тебя волнует, быть внимательным к другу и просто оставаться рядом. Без понятия, как все это работает. Может, я просто единственный человек, который способен его терпеть. А он просто обожает общество шикарных, умных и талантливых женщин.
Я знаю, что обычно этим начинаются ваши выпуски, но, Евгений, есть ли у вас какая-нибудь притча напоследок?
Женя: Расскажу притчу, которая вдохновила меня на написание собственных: ученик злился на старца из-за того, что у него всегда были ответы на все вопросы. И тогда ученик решил обхитрить старца и сделать так, чтобы он ошибся. Он пришел к старцу, пряча в руке живую бабочку. План был таков: спросить у старца, живая ли у него бабочка в кулаке или нет. Если старец скажет, что бабочка живая, то ученик сожмет кулак и покажет мертвую. А если старец скажет, что мертвая, то он откроет кулак и бабочка выпорхнет. То есть в любом случае старец ошибется. И тогда он приходит к старцу и спрашивает у него: «Как вы думаете, у меня в руках живая бабочка или мертвая?» И старец ему отвечает: «Все в твоих руках».Источник фотографий: Соцсети @mutaboring, @yrodka1991, Кадры из видео
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess