Анзор Канкулов: «Вдохновение рождается в тот момент, когда ты начинаешь думать о проекте»
Творческие люди смотрят на окружающий мир по-особенному — и это аксиома. Но как именно им удается превращать обыденное в источник драйва и соединять в своей жизни сосредоточенность на деле, умение принимать взвешенные решения, страсть и свежесть взгляда? Ответ — а заодно хорошую порцию вдохновения — мы нашли в откровениях наших героев, представителей креативных индустрий
Анзор Канкулов — руководитель направления «Мода» Школы дизайна ВШЭ, главный редактор журнала Black SquareО БЛИЗКОМ И ЛЮБИМОМ
Мне кажется, у каждого в жизни есть период, когда ты накапливаешь впечатления, информацию, идеи и, соответственно, больше ориентируешься на тренды, на «как это делается сейчас». Потом в какой-то момент рождается собственное понимание: что тебе близко, какой у тебя вкус — вкус же тоже, как и все, меняется и формируется со временем. Вот когда созревает ощущение, что ты уже понял, что любишь — от одежды и еды до кино и музыки, — это очень здорово. А если кратко, в виде формулы, то для меня главный определитель того, что я люблю, — это ощущение пропорциональности, соразмерности. И мне близки вещи, которые не строятся на эффекте, в которых все сбалансировано и эстетически цельно.
О ВДОХНОВЕНИИ
Я занимаюсь образованием в Школе дизайна и часто говорю студентам: работа не должна строиться на одном лишь вдохновении. Нельзя ждать, пока оно придет, иначе можно сидеть бесконечно. Процесс нужно моделировать самому. Вдохновение рождается в тот момент, когда ты начинаешь думать о проекте. Иногда понимание приходит сразу, а иногда нужно просто начать размышлять — какой это проект, как его можно повернуть, нужно ли применить какой-то подход из то-го, что я уже делал или видел; думать, есть ли в этом потенциал, получится ли сделать так, как еще не делалось; и вот вдохновение, мне кажется, — это когда приходит ощущение, что — да, получится.
О ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ
Мне кажется, у всех есть интуитивное представление о том, что тебе близко, а что нет. Для меня становятся интересными те проекты, где есть возможность дать свое прочтение, добавить что-то от себя.
О СВЕЖЕСТИ ВЗГЛЯДА
Мне кажется, я всегда отличался повышенным любопытством, и, надеюсь, по-прежнему оно во мне сохраняется. Все новое мне интересно. Более того, я отношусь к узнаванию нового как к удовольствию или даже как к развлечению: когда тебе что-то нравится, ты стремишься к этому не потому, что обязан, а потому, что тебе искренне интересно, ты получаешь удовольствие и готов прикладывать усилия, чтобы ничего не пропустить. Я делаю это в первую очередь потому, что это приносит новые эмоции, новые мысли, а заодно очень помогает ориентироваться в происходящем и развивать самого себя.
О СТИЛЕ И ЭСТЕТИКЕ
Я люблю вещи, в которых чувствуется время и при этом считывается какое-то видение — это когда ты понимаешь, что объект, интерьер, образ не просто придуманы, а продуманы. И еще для меня важна естественность, ненатужность дизайна или стиля. Это меня, как и многих сейчас, привело к дизайну середины — конца ХХ века. В общем, важно, на мой взгляд, сочетание видения, стиля и, если можно так сказать, настоянности истории.