4 ноября 2023 | Виталий Терехов

Андрей Кузькин — о персональной выставке «жить забыть жить забыть», роли художника в современном мире и сублимации в искусстве

С 14 октября по 10 декабря галерея современного искусства Anna Nova представляет персональную выставку Андрея Кузькина «жить забыть жить забыть» — размышление о жизни и смерти, памяти и забвении. Художника интересуют противоречащие друг другу смысловые установки и вытекающий из них внутренний конфликт, в котором оказывается современный человек. В честь открытия выставки мы поговорили с Андреем Кузькиным о роли художника в современном мире и о значении сублимации в его творчестве

Андрей Кузькин фото № 1
Андрей Кузькин
Искусствоведы говорят, что вы работаете в направлении московский романтический концептуализм. Относится ли ваше творчество к этому течению?

Мой творческий путь лишь отчасти можно отнести к направлению московский романтический концептуализм. Этот термин придумал искусствовед Борис Гройс, он так называл течение, которое было сформировано в конце 70-х и продолжалось до 90-х годов. То есть это, прежде всего, художники: Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский. Соответственно это направление пришлось на определенный временной отрезок и говорить, что я занимаюсь конкретно этим не совсем верно. Современные художники, конечно, могут быть ближе к каким-то направлениям, однако, чаще всего, в их творчестве смешивается несколько течений. Хоть мне и близок московский романтический концептуализм, но я не останавливаюсь на нем.

Расскажите чем ваше творчество отличается от других современных течений?

Я чувствую себя свободным и могу использовать в своем творчестве знания сформированные ранее. Одно из главных отличий — соединение интеллектуальной оценки собственной деятельности с романтизмом. Соответственно в моих работах присутствует: постоянная рефлексия, работа с контекстом, размышления о том, что такое искусство и его место. Я оцениваю явления искусства исходя из таких фундаментальных феноменов как: жизнь, смерть. А с другой стороны в моем творчестве нет сухого классического концептуализма, так как в нем присутствует романтизм, который дает привязку к непосредственной жизни.
«Для меня слово и изображение — две важные составляющие моего творчества» Андрей Кузькин
Перформативное искусство и акции, использование простых материалов — хлеб и земля, наскальная живопись — все это в моем творчестве соединяется в одну общую поэтическую ткань.

Давайте поговорим про ваши работы. В одной из первых акций, а именно «Времянка-1» вы использовали лозунг «Я еще жив». И смысл этой акции, вы говорили, заключался в том, что любой человек, читавший надпись за вашей спиной, сам превращался в художника и мог по-своему осмыслить это личное высказывание. Теперь же на вашей персональной выставке «жить забыть жить забыть» в галерее Anna Nova каждый может самостоятельно написать этот лозунг, поэтому нам интересно как вы думаете помогают ли ваши работы в коллективном исцелении? Может ли зритель на этой выставке освободиться от личной боли через взаимодействие с вашим творчеством?

«Времянка» — это серия акций, всего их было четыре. Первая акция заключалась в том, что я шел с доской прикрепленной к спине, на которой было написано «Я еще жив», меня сопровождали два друга: один снимал на камеру, а второй просто был рядом. Сценарий акции заключался в том, что я ехал на общественном транспорте: сначала на автобусе, потом на метро, после на электричке. Я ехал в лес, который мне знаком с детства. Только это место помогает мне лишиться постоянных сомнений и ощутить себя наиболее живым, соединяясь с природой. Эта акция была своеобразным актом освобождения. История с расписками для персональной выставки «Жить забыть жить забыть» , где посетители пишут фразу «Я еще жив», а также имя, фамилию, число, подпись — это тоже проект, который был показан в Москве в 2020 году. И если история с доской — личное высказывание, то здесь я его делегирую. Для меня важно, что человек в момент написания чувствует себя живым и то, что этот документ, попадая в архив, продолжит его жизнь. Рано или поздно человек исчезнет, а этот архив останется, как утверждение, что человек все еще жив. При этом я не могу сказать, что искусство может изменить чью-то жизнь. Оно существует столько сколько существует человечество, но люди продолжают творить мерзости, несмотря ни на что.
1 / 5

Также на персональной выставке представлена инсталляция «Дар забвения или формула пустого мира» — метафора сложившейся реальности. Расскажите подробнее об этой формуле.

Эта работа была впервые показана в 2019 году и уже тогда я ощущал омертвления нашего общества. Сама инсталляция состоит из трех лайт-боксов со словами: ложь, страх, смерть. А на потолке висит металлический барабан , в прорезях которого можно прочитать слово — «забвение». Посередине зала лежит символическая фигура — человек слепленный из хлеба, он лежит в форме эмбриона, закрыв голову руками, пытаясь спастись от ударов внешнего мира.
По этой формуле мы вначале сталкиваемся с повсеместной ложью, которая поддерживается тоталитарной машиной угнетения, в результате этого рождается страх. А уже ложь со страхом приводит этот мир к омертвению общества. Мы лишаемся элементарных свобод, мы запуганы и все то, что нам рассказывали родители в детстве о честности, о свободе, о смелости уничтожено.
Теперь общество говорит об обратном: «Если ты будешь следовать этим постулатам, то ты поплатишься за это либо своей жизнью, либо свободой» Андрей Кузькин
Государство не хочет помнить свои грехи, которые они совершали на протяжении столетий. Из-за чего каждое новое поколение забывает все, что было и опять наступает на одни и те же грабли. В этих взаимоотношениях государства и общества и выражено «забвение»
Инсталляция «Дар забвения или формула пустого мира» Андрей Кузькин фото № 2
Инсталляция «Дар забвения или формула пустого мира» Андрей Кузькин

Почему люди из «пустого мира» должны знать об этой формуле?

Мысль моей работы в том, что если мы не будем помнить об этом, то мы продолжим скитаться по кругу в беспросветном ужасе. Например, в моей инсталляции «Молельщики и герои», которая посвящена как и человечеству в целом, так и незаконно осужденным в ГУЛАГЕ, эту идею можно проследить. Посетители неосознанно ставили себя на место тех людей, которые несправедливо осуждены, замучены и убиты. И после этого просто невозможно жить дальше, потому что никто не понимает как это возможно и теряется всякий смысл существования. Получается, чтобы вновь не оказаться в «забвении» мы должны помнить об ужасных событиях, а с другой если мы исключительно думаем об этом, то у нас нет никакого смысла жить дальше. Это такие качели человеческого сознания: между забвением и памятью. Но сейчас мы точно находимся в состоянии «абсолютного забвения».
1 / 3

А почему в центре инсталляции «Дар забвения или формула пустого мира» “хлебный” человек? У вас помимо этой работы было еще несколько выставок, связанных с “хлебными” человечками, почему именно они находятся в центре ваших работ?

Я занимаюсь человеком, меня интересуют экзистенциальные вопросы жизни и смерти, бренности, страдания, связанные с телесностью. И хлеб для меня — это лучший материал для создания фигуры человека, материал, который несет в себе символические смыслы. Прежде всего в христианстве хлеб — это символ тела Христа и жертвенности, в России одновременно с этим хлеб — это символ еды, а в бытовой традиции хлеб — это материал, из которого заключенные лепят фигуры. Для меня же это просто символ тела. У нас есть тюрьма метафизическая в виде нашего тела и смерть можно воспринимать как освобождение от жизненного гнета и страданий связанных с жизнью, а с другой стороны есть тюрьма реальная, где заключенные лепят из хлеба по той причине, что нет другого материала. Эти две составляющие: бытовая\тюремная и метафизическая традиции — являются поводом для меня, чтобы лепить и заниматься скульптурой, используя именно этот материал.
Инсталляция «Дар забвения или формула пустого мира» Андрей Кузькин фото № 3
Инсталляция «Дар забвения или формула пустого мира» Андрей Кузькин

До этого момента мы по большей части говорили об искусстве, как исцелении зрителей, участников ваших акций. А что насчет вас? Помогает ли искусство сублимировать ваши переживания?

Да, если говорить про зрителей, то у меня нет однозначного ответа, но про себя у меня есть однозначный ответ — искусство для меня во многом это арт-терапия. Высказываться я могу только при помощи собственного творчества, я на какой-то момент освобождаюсь от тех гнетущих размышлений и вопросов, которые меня волнуют, так что здесь однозначно — Да. В своем творчестве я пытаюсь найти некие обобщающие метафоры. Когда моя мысль четко и ясно сформулирована, именно пластически, то для зрителей происходит некое освобождение, они видят что их чувства и мысли нашли форму высказывания и от этого им становится легче. Это тот принцип искусства, который я использую и вижу для себя. Художник обладает неким пластическим языком, он выражает свои мысли и чувства, которые есть у потенциального зрителя, но, увы, этот зритель часто не может сформулировать их. Тогда, приходя на выставку, он может увидеть отражение своих переживаний в пластической форме, в работах художника ему становится легче.

Недавно в Женеве показали видеодокументацию одного из старых перформансов, который так или иначе имеет отношение ко времени, к человеческим страданиям — «По кругу». Расскажите о нем, что стала толчком тогда для их создания и почему они по сей день считаются актуальными?

Перформативная работа «По кругу» долгое время была моей визитной карточкой. Она заключается в том, что была сделана опалубка, залитая жидким цементом примерно на 40 см, посередине мы разместили металлический столбик, к которому была привязана не длинная веревка, а другой ее конец крепился мне за пояс, и я ходил по кругу в этом цементе, соответственно цемент застывал. Длился перформанс где-то 4,5-5 часов, закончен он был когда я уже упал несколько раз в этот цемент.
«С другой стороны если человек исключительно зафиксирован на памяти о каких либо страшных событиях, то он думает не переставая об этой несправедливости, он просто не может жить дальше» Андрей Кузькин
Идея этого перформанса в том, чтобы показать как я проживаю свою физическую жизнь. Я создал метафору того как человек повторяет в своей жизни одни и те же действия в бытовом, историческом плане — это наша вечная борьба со смертью.
«По кругу» Андрей Кузькин фото № 4
«По кругу» Андрей Кузькин

Кажется, что если взять за основу ваши работы, то формула для идеального мира выглядит примерно так: двигайся, помни, живи. Тогда можно ли сказать, что вы и ваши работы, в которых сохранится память, желание двигаться вперед и главное жить, станете для «пустого» мира своеобразной сывороткой, что убережет людей от повторения прежних ошибок?

Да, наверно, это так. Двигайся, помни, живи — неплохая формула для идеального мира. Я бы очень хотел, чтобы мои работы помогли и уберегли людей от повторения прежних ошибок, но ситуация в мире говорит об обратном, все что мы делаем сегодня не имеет значения. Однако мы не теряем надежду, потому что мы люди.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147