Анастасия Баранова: «Жить не по скрипту — вот настоящее искусство»
Анастасия Баранова — соучредитель отелей Wynwood Hotel и Hideout Residence в Санкт-Петербурге. Ее путь — пример того, как любопытство и внимание к деталям могут превратиться в профессиональную философию. В разговоре с U MAGAZINE Анастасия поделилась взглядом на отельный бизнес, роль команды и современного искусства в жизни гостиниц, а также рассказала, что для нее значит «искусство жить»
Анастасия БарановаВы родились в небольшом городе Харовск, но сумели построить карьеру, связанную с крупными культурными и гостиничными проектами. Что для вас стало внутренним двигателем на этом пути?
Искренний интерес к тому, что я делаю. И к тому, чего не знаю. Я задавала много вопросов, иногда наивных, своим проводникам в культурный контекст. Помню, как спросила у Кати и Миши Аркинд, арт-эдвайзеров Wynwood Hotel, как отличить сильное искусство от вторичного? Они ответили: «Формируй насмотренность». Тогда это казалось абстрактным. Сейчас, после шести Венецианских биеннале, восьми Cosmoscow и бесчисленного количества выставок, я сама даю этот совет.
Что касается отелей — это всегда про команду и про рамку, которую задают учредители. Мне повезло: я работаю в среде, где есть пространство для роста и эксперимента. Мы внутри команды называем это incredible hospitality, и это не про «отельные стандарты».
Это живой процесс. Почти как ремонт: невозможно закончить, можно только постоянно улучшать.
Отельный бизнес снаружи может казаться «чарующим», но на деле это круглосуточная работа и тысячи деталей. Какие мифы о вашей профессии вам чаще всего хочется развенчать?
А для меня он действительно чарующий. В создании эстетики, атмосферы, нюансов сервиса действительно много магии. Но, конечно, за этим стоит система. Тысячи решений, людей, процессов.
Про мифы... Знаете, я их почти не слышу. Разве что — «угловые номера всегда лучше». Но это не миф, а, правда. В Wynwood, например, в угловых номерах по три окна — и свет, и перспектива там совсем другие.
Что точно важно — понимать, что отель держится не на красивом лобби, а на тех, кто каждый день делает его живым. Работа горничных — это половина успеха. А за многими «простыми» деталями, которые гость замечает мимоходом, могут стоять годы итераций. Думаю, в этом отель похож на многие бизнесы: все, что выглядит легко, дается большим трудом.
Анастасия Баранова
Можно ли сказать, что отель — это отражение личности его создателя? Что из вашего характера и мировоззрения «встроено» в ваши проекты?
Точно да! В нашем случае это командная работа. Учредители, например, ежедневно вовлечены в жизнь Hideout Residence. Проект отражает визионерские взгляды Александра Барежненко, который не боится нетривиальных решений и находит способы реализовать то, что сначала кажется невозможным. Про себя сложно говорить, но думаю, мой вклад тоже есть: я согласовываю все — от дорхенгера до искусства и порядка, в котором разложены предметы в номере. Я часто шучу, что если на вас работает невротик — вам повезло.
Когда гость впервые заходит в отель, что должно его «зацепить» в первую очередь — атмосфера, визуальная среда или энергия людей?
Все вместе, но если выделить главное — это энергия людей. Ее нельзя нарисовать на рендере или заложить в техническое задание. Конечно, дизайн и атмосфера задают настроение, это декорации, в которых гость начинает свой «сценарий» проживания. Но именно энергия команды делает этот опыт по-настоящему запоминающимся. Гость может не вспомнить текстуру камня или форму кресла, но он точно запомнит, как себя чувствовал.
Сейчас вы делите время между Петербургом и Москвой, совмещая несколько проектов. Как вы находите баланс между работой, личной жизнью и необходимостью «переключаться»?
Я хотела выйти за рамки привычного образа жизни. Не могу сказать, что это решение далось мне легко и, тем более, что легко его воплощать. Но я учусь! Мой мозг точно стал лучше и быстрее работать. И точно очень устал. Но я стараюсь быть не только управленцем, но и человеком, у которого есть жизнь за пределами планерки. Удается плохо, говорят, что переезд — как пожар и я, как никто другой теперь понимаю, о чем это.
Вообще, меня странным образом успокаивает многозадачность: делать сразу несколько дел — и на этом фоне ощущать фокус. Думаю, об этом точно стоит поговорить с психологом. Пока что переключение — тема скорее ироничная, чем реальная. Единственное, что стабильно работает — музыка по пути на работу. В эти 15–20 минут можно ничего не решать, просто ехать и слушать. Иногда — этого достаточно.
Во время переезда я запретила себе смотреть рилсы — они меня успокаивали. Могла смотреть часами, и это становилось опасным ритуалом. Заменила их приложением Endel, которое генерирует звуковое сопровождение под разные цели, которое не требует реакции. Включаю его утром за завтраком или фоном во время работы.
Анастасия Баранова в Hideout Residence. Номер от студии CHOICE interior
Вы с командой собираете современное искусство и включаете его в жизнь отелей. Как вы сами определяете силу искусства и его влияние на человека?
В Мельбурне, в музее, я впервые увидела классическое искусство, выставленное не в белом кубе, а рядом с иконами современного дизайна — диванами, торшерами. Не экспозиция, а почти жилая сцена. Это было неожиданно и очень честно.
С тех пор мне важно, чтобы искусство в отеле существовало именно так — не как декларация вкуса, а как естественная часть жизни. Чтобы оно не смотрело на человека сверху вниз, а жило с ним рядом.
Когда искусство становится базой — не исключением, — оно начинает действительно менять среду. А за ней, возможно, и мышление.
Какая работа из вашей коллекции стала для вас особенно личной, с особой историей?
Каждая работа связана с событием жизни или с воспоминанием детства. Первую выставку в Wynwood курировала Вера Мартынов и с ее картиной “Красный сад” связан большой и очень эмоциональный период моей жизни. Работа приехала ко мне после персональной выставки Веры в галерее Myth на ответственное хранение. Когда ее нужно было отдать, я не смогла. И купила ее. Всю эту выставочную серию Вера рисовала в Петербурге на холстах, произведенных в моем родном Харовске, я часто ходила к ней в мастерскую, у нее гостил мой любимый пес, на картине даже остались отпечатки его лап.
Анастасия Баранова в Hideout Residence. Номер от студии CHOICE interior
Как вы понимаете «искусство жить» сегодня?
Недавно я разговаривала с Мариной Орловой, управляющей ресторанами в Сколково и Переделкино. Мне очень понравилась ее фраза, что предприниматель создает новую норму. Можно сказать, это слоган мой и моих коллег. Для меня «искусство жить» — это про смелость. Жить не по скрипту. Быть открытым к ошибкам, риску и эмоциям. Искусство жить — это когда ты не стараешься вписаться, а создаешь свой контекст.
Это может быть мастерская художников прямо на стройке, медиации куратора, на которые билеты исчезают через час после анонса. Или разговор с гостем в два часа ночи на крыше отеля и этот гость становится сначала твоим другом, а еще через пару лет коллегой. Или пустая стена, которую ты вдруг решил оставить пустой — потому что так честнее. Это про вкус к настоящему. Не отполированному, не идеальному, а подлинному.