4 октября

Анаис Демустье: «Я представляла себе, что Мерседес постоянно носит на себе груз, как будто живет с призраком»

Актриса Анаис Демустье, сыгравшая главную женскую роль в картине «Граф Монте-Кристо», рассказала о фильме, опыте съемок и своей героине Мерседес

Были ли вы знакомы с миром Дюма и Монте-Кристо, Александр де ла Пательер и Матье Делапорт предложили вам роль Мерседес?

Я слышала о таком персонаже как граф Монте-Кристо и его жажде мести, но не читала роман. Знакомство с этой работой в виде сценария избавило меня от сожалений по причине отступлений от оригинального замысла, которые неизбежно случаются при адаптации известного произведения. Я восприняла сценарий Александра и Матье как классический сценарий, задаваясь вопросом, что меня заинтересовало в этой истории и роли Мерседес. Тогда она не ассоциировалась у меня с каким-либо другим персонажем, но, поразмыслив, я поняла, что она чем-то напоминает персонаж Мерил Стрип из фильма «Мосты округа Мэдисон». Она женщина, в характере которой присутствует некая покорность, грусть, принятие того, чем в конечном итоге становится ее жизнь. Это тема, которая вызывает у меня очень глубокие эмоции.

«Граф Монте-Кристо» фото № 1
«Граф Монте-Кристо»

Нечасто можно увидеть вас в историческом фильме. Существуют ли какие-то ограничения, связанные с подобными ролями? 

Скорее можно говорить не об ограничениях, а о направлении, задаваемом текстом. Язык, диалоги, условности ушедшей эпохи и общества оказывают влияние на наш стиль, на наше отношение к миру. Как актриса, я всегда получаю огромное удовольствие, когда вникаю в текст и чувствую, что за сценарием стоит автор. Мне было приятно произносить эти слова, говорить на этом языке. На съемках «Граф Монте-Кристо» я также вновь вспомнила о том, что такое получать удовольствие от костюмов, от красоты декораций. Это способствует значительному обогащению эмоций актера. В исторических фильмах меня иногда отпугивает риск, связанный с изменением внешнего облика, с созданием какой-то пыльной завесы, которая является препятствием для зрительского восприятия. Но в «Граф Монте-Кристо» мне нравится, что, напротив, сквозь эпоху мы видим персонажей из плоти и крови. Мы видим судьбы, жизненные пути, людей, которые проходят через испытания, которых разрывают на части их эмоции. В фильме есть нечто очень органичное, невероятно живое, как будто он повествует о современной эпохе.

Что в сценарии вам понравилось? 

Меня увлекли затрагиваемые в нем темы, такие как верность и ложь, а также вопросы, которые он поднимает: что значит быть верным самому себе, людям, которых мы любим? Мне понравилось, что фильм затрагивает эти экзистенциальные вопросы, не упрощая их. В нем речь идет о чувствах, переплетенных с двойственностью, амбивалентностью. «Граф Монте-Кристо» — это фильм, который отражает всю сложность нашего существования! В наше время это редкость, и меня часто разочаровывают сценарии, которые я читаю, с их бинарными персонажами, упрощенным делением на «черное и белое» и программными аспектами: жертва и преступник, злодей и герой... Я хочу видеть героев, которые разрываются, ошибаются в своем выборе, пытаются исправиться. Да, люди — существа сложные, и я думаю, именно поэтому мы наблюдаем новую волну адаптаций крупных литературных произведений. Поскольку великие авторы интересуются сложностью нашей жизни, они знают, что жизнь — это не ровное и прямое шоссе. Просматривая фильм, я думала: «Какое счастье видеть все это богатство!» Мне также нравится, что фильм не содержит осуждения персонажей. Даже самые страшные злодеи в тот или иной момент оказываются в состоянии уязвимости, вызывающем жалость. В фильме нет ничего карикатурного. В Мерседес мы видим героиню, которая ждала Эдмона, но проявила некоторую трусость и смирилась со своей судьбой. И среди всех этих персонажей есть Монте-Кристо, который пытается найти идеал верности, праведности, человеческой стойкости, не будучи сам совершенным.

Анаис Демустье: «Я представляла себе, что Мерседес постоянно носит на себе груз, как будто живет с призраком» фото № 2

Мерседес в начале фильма , во всем ее великолепии ее юности, изначально больше соответствует вам, нежели Мерседес в зрелости. И все же именно она вызвала у меня наибольшее беспокойство!

Я боялась выглядеть неестественно, как актриса, которая уже не в том возрасте, чтобы играть двадцатилетнюю возлюбленную главного героя, тогда как режиссеры опасались, что я слишком молода для Мерседес в более старшем возрасте! Странно, но мне легче истолковывать трагических персонажей, чем играть радость, невинность, легкость. Однако мне пришлось вначале развить этот персонаж, чтобы свою задачу выполнил и другой, чтобы я смогла сыграть Мерседес в начале фильма, которую мы почти не видим на экране и которую в конце концов поглощает та, что приходит ей на смену двадцать лет спустя. Мерседес в начале фильма — очень приземленная молодая аристократка. Она катается на лошадях, не следит за временем, она независима. Меня привлекла ее сила, ее дерзость, ее дикая сторона, близкая к природе, что означало, что, как и Пьер, я должна была брать уроки верховой езды! Она никого не слушает и не видит проблемы в том, чтобы выбрать себе в мужья мужчину из другого социального слоя. Мы с Пьером опасались, что сцены, представляющие влюбленных Эдмона и Мерседес, могут показаться старомодными. Однако, посмотрев фильм, я поняла, насколько прекрасной, светлой была его первая часть. У меня мурашки по коже от мысли: «Вот он, жизненный импульс, безрассудство молодости, которая верит в жизнь». Мерседес в то время думает, что все будет легко, что жизнь исполнит все ее желания. Мне нравится этот момент в фильме, в котором есть что-то от потерянного рая. Этот флер быстро исчезает, но продолжает преследовать Эдмона и Мерседес как идеал, к которому мы все стремимся, но никогда не достигаем. Сыграть роль мне помог главный художник по костюмам Тьерри Делетр, который произвел на меня большое впечатление. Я никогда не работала с кем-либо столь же скрупулезным. То, как создавались костюмы, привело меня в восторг: это была огромная мастерская с множеством различных помещений и с тканями со всего мира. Это было мастерство как оно есть. Поскольку платья шились на заказ, было много примерок, что очень помогло мне вжиться в образ этой первой Мерседес, носившей легкие, струящиеся одежды и длинные волосы. Мы снимали в прекрасных местах на юге Франции, погружаясь в нежнейшую атмосферу. И вдруг плотность жизни словно подхватывает героев, опрокидывает и уносит прочь.

«Граф Монте-Кристо» фото № 3
«Граф Монте-Кристо»

Напротив сыгранная вами Мерседес в зрелости глубоко серьезна. Как вы добились того, что она оказалась настолько проникнута страданиями? 

Так же, как и в случае с Мерседес раннего периода, выглядеть более зрело мне помогли грим, прическа и костюмы, которые стали гораздо более строгими, закрытыми, с длинными рукавами, стоячими воротниками. Я также чувствовала, что мне нужно передать внутреннюю плотность, тяжесть, неторопливость, далекую от кипучей энергии Мерседес в начале фильма. Я представляла себе, что Мерседес постоянно носит на себе груз, как будто живет с призраком. Эдмона нет рядом, но на душе у нее тяжело. Между Мерседес и ее собственной жизнью присутствует нерушимый барьер. Она притворяется правильной женщиной, она любит сына, она предана мужу, но любви нет: что-то умерло, сломалось в ней. Мерседес с самого начала была цельной, бескомпромиссной натурой, и именно это делает вторую часть более болезненной: там мы видим женщину, которая пошла на компромисс, которой пришлось принять реальность, не соответствующую тому, чего она искала. Со временем жизнь сделала ее более покорной. 

Как вы объясните, что Мерседес — единственная, кто узнал Дантеса под личиной Монте-Кристо?

Это любовь, конечно же! Она безошибочно узнает Эдмона по взгляду. Даже под разными масками в его взгляде есть что-то такое, что проникает прямо в сердце и сражает ее наповал. Она наверняка добивалась этого взгляда годами, она ждала его, а тут в нее словно выстрелили. Но поскольку предполагается, что Эдмон мертв, я постаралась сыграть Мерседес испытывающей сомнения. Сомнения разрывают ее на части. Она пытается убедить себя, что это не он, но что-то в ее душе говорит ей об обратном. Как будто тот самый призрак, с которым она жила, внезапно обратился к ней и пробудил ту часть ее, которая умерла.

«Граф Монте-Кристо» фото № 4
«Граф Монте-Кристо»

Какая атмосфера царила на съемочной площадке?

Я счастлива, что снялась в таком фильме с настолько чудесной атмосферой. На съемочной площадке ощущалось, что режиссеры получают огромное удовольствие от работы. Меня поразила их способность передать всей команде свой энтузиазм, веру в этот грандиозный проект, основанный в первую очередь на преображениях Пьера. Я видела их надежность, стремление отстаивать свой выбор. В своей работе они очень скрупулезны, но в то же время совершенно спокойны, действуют без излишнего напряжения. Но их ожидания огромны. Они очень близки к актерам, очень чувствительны к их игре. Ресурсы, задействованные при создании «Граф Монте-Кристо», намного мощнее, чем в фильмах, где я обычно снимаюсь. В фильме Седрика Хименеса «Ноябрь» я уже испытывала это чувство, когда меня снимают несколько камер, и я как будто оказываюсь в видеоигре. Но на съемках «Граф Монте-Кристо» я открыла для себя удовольствие от использования техники, кранов, дронов, от работы технического персонала, привычного к взаимодействию с сотнями статистов. Я вновь открыла для себя радость участия в великолепной постановке, ориентированной на зрителя, где не боятся применять эффекты, но в то же время не позволяют расслабиться актерам. Как актриса, я должна чувствовать, что у режиссера есть стремление предложить фильм для просмотра публике; однако самое главное в картине – это то, что происходит между персонажами. Мне важно, чтобы режиссер был чувствителен к игре актеров, а не воспринимал меня как некую статуэтку в балете образов.

«Граф Монте-Кристо» фото № 5
«Граф Монте-Кристо»

Вы вновь сыграли вместе с Пьером Нинэ, с которым вы снимались в фильме «Спасти или погибнуть».

Я была очень рада вновь оказаться на съемках с Пьером, потому что играть с ним — это нечто совершенно естественное для меня. Пьер настолько предан своей роли, что во время съемок он задает тон всему фильму. На съемочной площадке чувствовалось, что Монте-Кристо — это роль всей его жизни, и он отдавал ей все силы. Он действительно произвел на меня впечатление, потому что такая роль могла бы превратиться в сплошное актерство. Но Пьер совершил нечто поистине великолепное, увлекая за собой зрителей от начала и до конца. Мы вместе с Монте-Кристо, мы обожаем его, мы хотим быть рядом с ним в его поисках. Я сама жду не дождусь, когда смогу показать фильм своим близким, поделиться своим восторгом! Я считаю, это здорово, что такие фильмы существуют в мире французского кино: фильмы, которые напоминают нам о силе вымысла, о романтике, о сильных чувствах.

Как вы объясните незаконченную историю между Мерседес и Эдмондом?

Помимо темы мести, «Граф Монте-Кристо» — это еще и фильм о романтических фантазиях, о тех историях, которые так и не стали реальностью и которых нам не хватает в течение всей жизни. В действительности Эдмон и Мерседес никогда не переставали любить друг друга, он — из глубин своей тюрьмы, она — в новой жизни.

Для меня Мерседес — это женщина, способная на великую любовь, цельная личность, готовая начать все сначала. Но их любовь приобретает духовную форму, потому что Эдмон не оставляет ей выбора. Он уже не совсем Эдмон Дантес, он стал кем-то другим. С другой стороны, он оказывает ей услугу, рассказывая правду, заставляя ее понять, что Фернан, за которого она в конце концов вышла замуж, лгал ей с самого начала. Это ужасно для нее, но это и начало другой жизни, потому что правда освобождает, и Мерседес не может дальше содействовать обману, соглашаясь жить с человеком, ставшим причиной гибели Эдмона. Она определенно шикарна!

«Граф Монте-Кристо» фото № 6
«Граф Монте-Кристо»

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147