16 мая | Зарина Козонова

Адель Левитова: «Мне ближе фантазировать, создавая в работах собственные миры»

Поговорили с художницей Адель Левитовой о выставке Circus, насмотренности и образовании в жизни художника

Адель, у вас почти весь апрель проходит выставка CIRCUS, как все прошло? Какие у вас были ожидания от нее и совпали ли они с реальностью?

С 8 апреля по 11 мая в рамках дебютного выпуска Арт-хаба «Тупик» в Музее АРТ4 прошла моя персональная выставка Circus. В этом проекте я представила новую серию произведений, которая очень отличалась от всей моей прежней работы. Мне захотелось показать другую свою сторону: обычно я ассоциирую себя с дающим надежду художником, а в этой серии я позволила себе прожить и выразить собственные страх, боль и разочарование. С одной стороны, я рада, что расширила свой спектр тем, с другой — почувствовала, что зашла на территорию, которая мне не очень близка, можно даже сказать, противоречит основному посылу моей творческой практики: что в жизни всегда есть надежда, вера и любовь.

Адель Левитова, персональная выставка Circus фото № 1
Адель Левитова, персональная выставка Circus

Хороший вопрос про ожидание и реальность. Во-первых, я всегда ожидаю худшего, так устроен мой защитный механизм, я готовлю себя к тому, что все пойдет не так, как мне хотелось бы. Поэтому реальность оказалась лучше. Во-вторых, каждая новая персональная выставка — это важный опыт, когда ты видишь соприкосновение зрителя с работами вживую. И судя по реакции, серия удалась.

Адель Левитова, Artist’s table. 2022. фото № 2
Адель Левитова, Artist’s table. 2022.
Адель Левитова, Waiting for a New Hero. 2024 фото № 3
Адель Левитова, Waiting for a New Hero. 2024

Как появился мотив цирка в вашем творчестве? Почему именно такая тема?

Тема цирка присутствует в моей художественной практике еще с 2018 года. С детства люблю гимнастов, акробатов, а вот клоуны меня всегда удивляли. Их поведение на арене для меня представляется образом нездоровых отношений. Кроме того, мне нравятся шуты, которые всегда говорят правду, но на них никто не обижается, потому что они действуют из образа дурака, которому многое позволено. 

Моя серия сплетена между собой не смыслами, а скорее цирковой формой, То есть выставка Circus получилась не как цельный роман, а скорее как сборник рассказов. В серию все вылилось случайно. Я часто думаю о вопросах эмансипации женщин, как всего за один век перевернулась их жизнь, и что мы, женщины, все еще часто находимся в поиске баланса. Так родился образ эквилибристки, которая в работе Equlibrus (первой работе серии Circus’24) ходит по канату между своей семьей и публикой, которая становится здесь метафорой профессии. Эта работа напомнила мне серию произведений французских художников Рауля и Жана Дюфи, которые изображали концерты или представления в цирке. Так я увидела потенциал для выхода своих мыслей и эмоций в этом амплуа. В отличие от многих художников я не пишу реальность, а изобретаю ее.

Адель Левитова. Equlibrus, из серии Circus’24 фото № 4
Адель Левитова. Equlibrus, из серии Circus’24

В вашей выставке есть часть, где картины висят на красном полотне ткани. Мне кажется, что этот символ часто отсылает либо к занавесу кулис, либо к Твин Пикс. Почему выбрано именно такое оформление?

Погружение в произведения искусства — это целая наука, которой занимаются кураторы. Профессионалы художественного процесса утверждают, что важен каждый сантиметр между работами, пока зритель идет от одного произведения к другому. Мне хотелось перенести человека в мир цирка, создать при помощи красного занавеса иллюзию, как будто мы уже там, передать торжественность момента и загадочность происходящего. «Твин Пикс» — один из лучших фильмов, погружающий зрителя в другую реальность, странное, мистическое зрелище. Также и я стремилась создать необычное ощущение, когда зритель обнаружил бы себя в иной реальности, не понимая до конца, по какую сторону кулис он сейчас находится. Как говорил Ж. Бодрийяр, «перепутать зрителя и объекты».

Персональная выставка Circus фото № 5
Персональная выставка Circus

Если бы вы были частью цирковой труппы, то каким персонажем предпочли бы быть?

Я вижу себя в роли режиссера, который запускает творческий процесс. Мне нравится воплощать собственные идеи, я вряд ли смогла бы действовать по указанию других людей. Организаторы художественного представления часто остаются в тени, в закулисье. Мне нравится изображать и таких персонажей тоже. Во всех картинах серии Circus’24 я показываю тех, кто выступает на сцене, но есть одна работа, «Три толстяка», где мы видим героев, которые этим цирком управляют, и мне интересны их характеры, интересно их показать, в том числе порассуждать о сильных мира сего, в чьих руках находятся роли, а иногда и жизни, людей.

Адель Левитова, Три толстяка, из серии Circus’24 фото № 6
Адель Левитова, Три толстяка, из серии Circus’24

Как мне известно, вы учились в МГУ и изучали историю искусств, что это образование дало вам в профессиональном плане? Художнику нужно образование?

Да, я окончила МГУ, изучала юриспруденцию, думаю, могла бы сделать хорошую карьеру. Но сейчас об этом уже даже странно вспоминать. Академическое образование в 18 лет часто бывает не собственным выбором, а каким-то стечением обстоятельств. Мои любимые художники (Матисс, Кандинский) или композитор Чайковский тоже были юристами по образованию, а в итоге - это величайшие люди в творческих профессиях. 

Почти одновременно с началом обучения в университете я стала интересоваться искусством. Я неоднократно думала идти на искусствоведение, занималась бы художниками 20 века, как зарубежными, так и русскими. Сама начала с 18 лет писать, брала уроки, ходила на мастер-классы, постоянно смотрела лучшее искусство в музеях. Если бы я могла вернуться в возраст, когда можно спокойно пройти обучение, я бы точно это сделала. Считаю, что знание и навык всегда полезны. Даже если посмотреть ранние работы абстракционистов, видно, что у них хорошая школа рисунка. Было желание поступить в Суриковский, но на моменте подготовки к вступительным экзаменам я поняла, что сейчас уже не хочу, чтобы меня «ломали». Академическое художественное образование подразумевает обучение точной передаче реальности, что мне в данный момент совсем неинтересно. Мне ближе фантазировать, создавая в работах собственные миры.

Адель Левитова, персональная выставка Circus фото № 7
Адель Левитова, персональная выставка Circus

Сейчас все стремительно развивают свою насмотренность. Что вы бы посоветовали для этой цели?

Читать книги, смотреть хорошее кино, фантазировать, развивать воспринятое по-своему. Насмотренность — это палка о двух концах, она часто дает противоположный эффект, делая всех одинаковыми. Поэтому я больше склоняюсь к поиску собственной индивидуальности, поэтому советую развивать собственное воображение. 

Есть расхожее мнение, что творческим людям не стоит ограничивать себя одним видом искусства, что вы думаете по этому поводу? У вас есть амбиции и в других сферах?

Я придерживаюсь мнения, что человек является более цельным, если занимается одной практикой и совершенствуется в ней. Конечно, можно интересоваться и пробовать разные вещи, но они так или иначе все равно должны быть инкорпорированы в основную деятельность. 

Если же дать волю мечтам, то мне хотелось бы посмотреть созданное мной кино. Мне интересно, как устроен кинематографический процесс. Я бы собирала минимальную команду и снимала фильмы в стиле романа Сартра «Тошнота», где главное — точность передачи эмоций, состояний. По сути, этим я и занимаюсь в живописи: пишу свое собственное кино.

Адель Левитова. Репетиция, из серии ‘Circus’24’ фото № 8
Адель Левитова. Репетиция, из серии ‘Circus’24’

Что вас вдохновляет? 

Меня вдохновляют Бог и любовь, сама жизнь и искусство. Вдохновляют перспективы, вера в лучшее, доброта в людях.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147