6 октября | Анастасия Касьянникова

Голос времени. Герои сериала «Арт — это я» — о символах современного искусства

В октябре в онлайн-кинотеатре KION вышел документальный сериал «Арт — это я» о настоящих голосах нашего времени — художниках, музыкантах, архитекторах, поэтах и артистах цирка — которые меняют культурный ландшафт прямо сейчас

На Ренате Пиотровски: топ, Free Age; юбка, P.A.R.O.S.H. (Bosco Family ГУМ); пальто, Vassa & Co; сапоги, Mara Bini (Bosco Family ГУМ) фото № 1
На Ренате Пиотровски: топ, Free Age; юбка, P.A.R.O.S.H. (Bosco Family ГУМ); пальто, Vassa & Co; сапоги, Mara Bini (Bosco Family ГУМ)
В проекте приняли участие актеры Александр Петров, Виктор Добронравов, Константин Крюков, Риналь Мухаметов; Леван Горозия, он же рэпер L’One, Миша Most — художник, создавший самый большой мурал в мире, виолончелист Александр Рамм, воздушный гимнаст Егор Сухоруков, Иван Никифорчин — самый молодой дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра, инди-голос поколения Сергей Сироткин, Татьяна Черниговская, Рената Пиотровски, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — и это далеко не полный список. Вдохновляющие личности этого амбициозного проекта вспоминают свои свидания с музой и размышляют о радостях и трудностях творческого пути.
Егор Сухоруков и Александр Рамм фото № 2
Егор Сухоруков и Александр Рамм
Как валькирия несется над ночным Санкт-Петербургом музыкант и композитор Настасья Хрущева. Рояль установлен на открытой платформе, горят фонари — и сплетаются воедино звуки города и опуса, который исполняет Хрущева. Эти кадры из документального сериала «Арт — это я» могли бы стать символом всего современного искусства, где мало быть талантливым — нужно не забывать о внешних эффектах и вписываться в ритм времени.

«Современный композитор никому не нужен», — провокативно заявляет в сериале Хрущева. Не все герои документального проекта, а это 25 человек из разных сфер искусства — художники, поэты, музыканты, архитекторы, артисты цирка, размышляющие о своей профессии и о своем месте в ней, — так категоричны, но все искренни.

На Ренате Пиотровски: блузка, Simona Corsellini; брюки, Persve; баска, Vassa & Co фото № 3
На Ренате Пиотровски: блузка, Simona Corsellini; брюки, Persve; баска, Vassa & Co
В ожидании выхода сериала мы позвали четырех героев на съемку в духе теплой предпремьерной вечеринки, хозяйкой которой стала автор идеи и одна из продюсеров, актриса и телеведущая Рената Пиотровски.
«Мы хотели показать классных творческих ребят, которые меняют культурный ландшафт, тех, чья профессия связана с искусством» Рената Пиотровски
«Я никогда раньше не занималась документальным кино, тем более целыми сериалами, но талантливые режиссеры Екатерина Жемерова и Родион Макаров предложили классную идею — и ее сразу оценили Сергей Бондарчук и Алексей Киселев из “Студии Видеопрокат”, а также Институт развития интернета (АНО “ИРИ”). Катя и Родион придумали потрясающую историю и любопытный формат съемки, решив снимать героев в тех локациях, которые для них связаны с чем-то особенным творчески. Так нам удалось показать места, где по-настоящему рождается современное искусство».

Во время работы над документальным сериалом героям не позволяла встретиться география: кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и Казани, съемочная группа побывала в Забайкалье, Архангельской области, Уфе и Владикавказе. Похоже, наша съемка стала для них хорошей возможностью познакомиться поближе.

На Викторе Добронравове: кардиган, Piacenza (Bosco Family ГУМ); костюм, Peserico («Кашемир и Шелк»); кеды, Officine Creative (Rendez-Vous) фото № 4
На Викторе Добронравове: кардиган, Piacenza (Bosco Family ГУМ); костюм, Peserico («Кашемир и Шелк»); кеды, Officine Creative (Rendez-Vous)
«Мне никогда не нравилось ходить в клубы, — говорит актер Виктор Добронравов. — Музыки нет, один шум. Говорить надо громко, ничего не слышно. А когда мы собираемся с друзьями, мы любим поболтать, попеть песни. У меня и гитара дома, и пианино. Есть цыганская пословица, которую я часто цитирую: “Так будьте ближе к тем, кто поет, у плохих людей нет времени на песни”».
На Мише Most: футболка, Red September; рубашка, Altea (Bosco Family ГУМ); джинсы, Baon; кеды, Armani Exchange (Rendez-Vous) фото № 5
На Мише Most: футболка, Red September; рубашка, Altea (Bosco Family ГУМ); джинсы, Baon; кеды, Armani Exchange (Rendez-Vous)
Художник Миша Most, холстом для которого становятся стены домов, привык все делать с большим размахом — и регулярно собирает в своей студии на Таганке шумные вечеринки с друзьями друзей всех креативных профессий. Начинал как уличный художник, потом заинтересовался живописью, вырос до одного из самых заметных и коммерчески успешных авторов современного искусства. Уже несколько лет Миша плотно работает с программистами и инженерами, рисует свои муралы то вместе с дронами, то с роборукой.
На Александре Рамме: смокинг, рубашка, брюки, ботинки, все — собственность героя фото № 6
На Александре Рамме: смокинг, рубашка, брюки, ботинки, все — собственность героя
Александр Рамм, один из самых востребованных виолончелистов своего поколения, лауреат президентской премии для молодых деятелей культуры, может вмиг собраться даже на прием к английской королеве. «Да, фрак — это моя роба», — шутит он. На нашей съемке Рамм тоже при полном параде, да еще и с инструментом. «Музыканты в своей тарелке чувствуют себя только среди себе подобных. Но в small talk на большой вечеринке я охотно поддержу тему путешествий. Я много поездил по стране и по миру. Путешествия — это инвестиция в себя, они обогащают. А мне и вовсе повезло путешествовать не за свой счет — я делаю любимое дело, а мне за это еще и платят», — смеется Александр.
На Егоре Сухорукове: свитер, Red September; брюки, Baon; кроссовки, Maison David (Rendez-Vous) фото № 7
На Егоре Сухорукове: свитер, Red September; брюки, Baon; кроссовки, Maison David (Rendez-Vous)
Егор Сухоруков с детства витает в облаках. Он воздушный гимнаст, и с юности преподает в цирковой студии воздушную гимнастику детям. Плюс учится на режиссера цирка в ГИТИСе. Когда-то он репетировал в доме культуры, который шел под снос, и единственным источником освещения в зале была табличка «Выход». Теперь Егор — звезда Московского цирка на Цветном бульваре. Визитная карточка его номеров — работа под куполом без страховки и много «обрывных» элементов, таких, когда весь зал громко говорит «ах!», а партнер как будто срывается вниз. «Я не ожидал, что это будет так прикольно, так классно, — вспоминает Егор свои впечатления от съемок в “Арт — это я”. — Решил, что просто, как обычно, снимут мой номер, что-то спросят. Но это совершенно другой формат, другие эмоции».
На Ренате Пиотровски: платье, Federica Tosi (Bosco Family ГУМ); босоножки, Tendance (Rendez-Vous) фото № 8
На Ренате Пиотровски: платье, Federica Tosi (Bosco Family ГУМ); босоножки, Tendance (Rendez-Vous)
Для Ренаты Пиотровски как для продюсера отличие нового проекта от ее прежних работ в другом: «Героев много, но каждый — главный. И хотелось, чтобы каждый по-настоящему раскрылся. Мы приглашали героев так, чтобы все срослось и задышало. Хотели, чтобы сериал получился и легким, и интересным, и увлекательным. Работа шла полтора года; только сами съемки заняли восемь месяцев. Это большой, долгий и безумно интересный путь».

Пять серий «Арт — это я» — сборник интересных жизненных историй, который захватит даже человека, совсем далекого от искусства. У кого-то из героев путь был предопределен, кто-то — продолжатель семейной династии, а кого-то занесло в профессию почти случайно — но все в определенный момент оказались в той точке, где искусство стало жизнью.

На Егоре Сухорукове: свитер, Red September; брюки, Baon; кроссовки, Maison David (Rendez-Vous) фото № 9
На Егоре Сухорукове: свитер, Red September; брюки, Baon; кроссовки, Maison David (Rendez-Vous)
«На работе ты не думаешь, что рискуешь, отдаешься полностью исполнению — больше прогнулся на обруче, больше улыбнулся. Я сравниваю гимнастику с вождением: ты во всем уверен, все умеешь, но должен постоянно оставаться начеку, никогда ведь не знаешь, откуда что прилетит, — Егор Сухоруков не в первый раз пытается объяснить тем, кто “летать не может”, тонкости своей профессии. — Главное в цирке — трюк. Музыка, свет, костюмы позволяют подать его эффектно, сделать по-настоящему красивое шоу. Но когда я смотрю на старые цирковые номера, просто не верю: такие сложные программы, такая насыщенность трюками. Многие даже внутри индустрии считают, что цирк — это стразы, блестки и перья. Мне кажется, что цирк меняется и что хороший артист все-таки отражает современность».
На Викторе Добронравове: кардиган, Piacenza (Bosco Family ГУМ); костюм, Peserico («Кашемир и Шелк»); кеды, Officine Creative (Rendez‑Vous) фото № 10
На Викторе Добронравове: кардиган, Piacenza (Bosco Family ГУМ); костюм, Peserico («Кашемир и Шелк»); кеды, Officine Creative (Rendez‑Vous)
В проекте «Арт — это я» Егор — герой серии «Цирк», а вот актеру Виктору Добронравову предложили сменить амплуа. «Когда 22 года отвечаешь на вопросы как актер, предложение поразмышлять о музыке, которую я очень люблю, принимаешь с радостью, — говорит он. — Для меня музыка была важна всегда, я помню свое удивление в детстве: почему я плачу, слушая “Щелкунчика”, ведь мне же не больно, не обидно». У Добронравова за плечами сотня работ в кино и на сцене, он играет Онегина, Хлудова в «Беге» Юрия Бутусова, заглавную роль в спектакле Римаса Туминаса «Царь Эдип». И его Эдип, кстати, играет на саксофоне. Несколько лет назад Виктор создал свою группу, где отрывается уже на всех остальных доступных ему инструментах, чаще — на гитаре. В проекте «Арт — это я» Добронравов принял участие в серии «Музыка». На вопрос, как полюбить искусство тем, кто к нему холоден, он отвечает, что надо учиться чувствовать и понимать, воспитывать себя: «Мы в школе математи ку изучаем не для того, чтобы стать Лобачевскими, а чтобы мозг наш работал и понимал. Музыка — это тоже математика. Божественная математика. Мне самому интересно общаться с разносторонними людьми, и сам бы я хотел быть таким. Но самое важное, занимаешься ли ты искусством или еще чем, — найти свое место в жизни. Надо понять, чего ты хочешь, что ты любишь. И это не про деньги. В театральном училище я застал великих педагогов, преподавание было их призванием. А взять оркестр — кто из музыкантов будет получать огромные гонорары, кто удостоится сольного концерта? Но они играют — а мы плачем».
На Александре Рамме: смокинг, рубашка, бабочка, все — собственность героя фото № 11
На Александре Рамме: смокинг, рубашка, бабочка, все — собственность героя
Александр Рамм как раз рано ощутил свое призвание: «Единственное, что я понимал, когда в девять лет впервые вышел на сцену, — что это будет моей жизнью». Рамм играет с лучшими оркестрами и сотрудничает с такими дирижерами, как Валерий Гергиев и Владимир Спиваков. И он — первый и единственный представитель России, ставший лауреатом одного из самых престижных мировых конкурсов виолончелистов Paulo Cello Competition. При этом сам он признается, что никогда ничего для карьеры не делал: «Со стороны могут сказать, что я успешен. Но в тот момент, когда меня заметили, мне было 24. По музыкальным меркам это уже все. Некоторых музыкантов берут в оборот в 15–17 лет. Но я не рефлексировал, работал, постоянно участвовал в конкурсах. Я опытный боец и всегда выходил в финал, хотя редко получал первые премии. Поэтому привык соревноваться с самим собой. Я старался играть лучше и постоянно развиваться. И мне кажется, важно понять, что ничей путь не эталон. У каждого он свой. У кого-то взрывная карьера, кого-то заметили раньше, кого-то позже. Сейчас я счастлив от того, что у меня есть и в профессии, и в жизни».

В сериале показана далеко не только парадная сторона, не только успех. Камера подсмотрела и сложные репетиции, и усталые лица в гримерке после выступления, и мучительные споры с коллегами.

На Ренате Пиотровски: блузка, Simona Corsellini; брюки, Persve; баска, Vassa & Co. На Мише Most: футболка, Red September; рубашка, Altea (Bosco Family ГУМ); джинсы, Baon; кеды, Armani Exchange (Rendez-Vous) фото № 12
На Ренате Пиотровски: блузка, Simona Corsellini; брюки, Persve; баска, Vassa & Co. На Мише Most: футболка, Red September; рубашка, Altea (Bosco Family ГУМ); джинсы, Baon; кеды, Armani Exchange (Rendez-Vous)
Миша Most участвовал в съемках в тот момент, когда создавал панно для открывавшегося в Калининграде филиала Третьяковской галереи. К запланированной утрате своего знаменитого мурала в 10800 квадратных метров на стенах цеха металлургического комбината в Выксе — здание перестраивают — относится философски: «Я привык к тому, что на улице все закрашивают. Но огромный плюс уличного искусства в том, что оно свободно. Зона входа простая и для зрителя, которого не надо никуда заманивать, и для автора — каждый может в любой момент стать художником стрит-арта. Я, когда стал рисовать граффити, совершенно не думал о карьере художника. Мысль о том, что можно заниматься искусством, делать и холсты, и живопись, пришла гораздо позже». Сейчас Миша увлечен технологиями. В 2017 году он возглавил успешный проект по разработке уникального дрона-художника, а в 2023-м нарисовал дроном первый в мире мурал большого формата. В прошлом году добрался с этим чудом техники в Южно-Сахалинск, где создал мурал с помощью двух дронов одновременно. «Не важно, в искусстве или в бизнесе, — в любой профессии надо иметь смелость. Ты создашь что-то новое для своей профессиональной среды, для людей, возможно, и для мира, только если экспериментируешь, — уверен художник. — Мои работы — про технологии и людей, про науку и будущее. В XXI веке мы перестали думать про будущее, оно как-то свелось к потреблению здесь и сейчас. Я стал заниматься темой новых технологий лет 15 назад, а сейчас она обрушилась на нас — и словно будущего нет, мы уже живем в нем. Мы перестали даже обсуждать его, а если и говорим, то только о том, как нас захватит искусственный интеллект. Горячей эта тема была для фантастики XX века».
На Ренате Пиотровски: жакет, Red September; брюки, Haikure («Кашемир и Шелк»); босоножки, Tendance (Rendez-Vous) фото № 13
На Ренате Пиотровски: жакет, Red September; брюки, Haikure («Кашемир и Шелк»); босоножки, Tendance (Rendez-Vous)
Наши герои вдохновляют своей работой многих людей, формируют новые смыслы, экспериментируют и ищут. А что вдохновляет их самих на творчество, поиски, преодоления и победы? «Возможно, я не из тех, кто ищет вдохновения в других людях, — размышляет Рената Пиотровски. — Не потому что таких нет в моей жизни. Просто я больше ориентируюсь на себя, на свои возможности и на какое-то качественное понимание, кто я и чего в этой жизни хочу. Все эти сомнения, терзания и сравнения себя с другими пожирают изнутри, и для меня это просто лишняя трата времени. Поэтому, как бы громко это ни звучало, вдохновляюсь я каждый день собой». А Александра Рамма больше всего вдохновляет сама жизнь во всех ее проявлениях: «Многих моих коллег, у которых в голове один только инструмент, удивляет, что я ночью бдел с маленькой дочкой, утром отвел всех в садик, днем в секцию, а вечером играю концерт. Но если я буду думать только о музыке, у меня шарики за ролики зайдут, я свихнусь. А вот от общения с близкими я подпитываюсь, я им вдохновляюсь».
Голос времени. Герои сериала «Арт — это я» — о символах современного искусства фото № 14

Фото: Константин Сорокин;
Видео: Нурсултан Курбан;
Стиль: Евгения Авайсова;
Креативный директор: Юрате Гураускайте;
Фэшн-директор: Марина Гесс;
Арт-директор: Денис Ковалев;
Макияж: Анна Меркушева;
Прическа: Эльза Цеденова;
Продюсер: Ольга Закатова;
Координатор: Мария Фомичева;
Ассистент фотографа: Валентин Панков;
Ассистенты стилиста: Ксения Голубева, Дарья Трыкова, Екатерина Моторина, Кира Гукасян;
Ассистенты продюсера: Елизавета Кондакова.

Источник фотографий: U MAGAZINE

Подборка: АРТ-ДЕСАНТ


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147