4 марта 2020
Дарья Мороз и Игорь Верник — о премьере «Чайки» в МХТ
29 января исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. МХТ, который носит имя главного русского драматурга, отмечает юбилей премьерой: литовский режиссер Оскарас Коршуновас репетирует «Чайку» с Дарьей Мороз и Игорем Верником. 28 февраля актеры вышли на сцену в образах Аркадиной и Тригорина, а до премьеры сыграли самих себя в нашей пьесе, основанной на реальных событиях.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В шумном буфете МХТ. Игорь Верник, журналист, Дарья Мороз. Верник разогревает в микроволновке принесенный из дома суп.
Верник. Мы с режиссером Оскарасом Коршуновасом познакомились летом, совершенно случайно, — прямо здесь, в Камергерском переулке. Я вышел к друзьям после спектакля «№ 13D», сел за столик в кафе на улице, а за соседним сидел он. Оскарас представился и сказал, что ему очень понравился спектакль. Мы все знали, что он смотрит актеров для «Чайки». Побеседовали немного о спектакле, и тут я говорю ему: «У меня есть мечта: сыграть Тригорина. Но это я просто так говорю, вообще...» Он улыбнулся. На следующий день у меня был «Бег», и мы снова столкнулись с Оскарасом у выхода из театра. Он сказал мне много теплых слов о спектакле, а потом вдруг спросил: «А какой он, Тригорин?»
Журналист (взволнованно). И что же вы ответили?
Верник. Что он — это я. Я все про него знаю...
Журналист. Вам не кажется, что Тригорин во многом — пародия Чехова на самого себя?
Верник. Ну, немного Чехова есть в каждой роли...
Входит Дарья Мороз и присаживается за стол.
Мороз. Особенно в докторах.
Верник. Да, те вообще самые приличные люди у него, хотя тоже не всегда.
Журналист. А как по-вашему, Тригорин любит Аркадину?
Верник. Этот вопрос я еще не решил до конца.(Задумчиво.)Ему хорошо с ней. Она сильная, талантливая, умная, знает, как окружить его комфортом, заботой. С ней удобно. Но когда он видит Нину Заречную — это как вспышка, как возможность прожить жизнь заново...
Мороз. Ой, я, пожалуй, пойду. (Вздыхает.)Ждем тебя в зале на съемке.
Верник. Да-да, скоро иду на грим. Но тут ведь в чем дело: с амбициозной Ниной ему приходится заниматься ею, а он привык, чтобы занимались им...
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Спустя полчаса в гримерной Игоря Верника. Те же и визажист.
Журналист. Чехов называл «Чайку» комедией. Как считаете, почему?
Верник. Наверное, потому, что жизнь вообще трагикомична. (Визажисту.)Наташ, а патчи есть у нас? (Снова журналисту.)У него один любит другого, другой любит третьего, а третий — четвертого, и в итоге никто не любит того, кто любит его. (Улыбается.)В этом и есть гений Чехова: он видел в трагичном смешное и наоборот.
Проходит еще около получаса.
Журналист. «Чайку» в МХТ ставили еще при жизни Чехова, на занавесе здесь аппликация птицы, за верную службу артистам вручают «Чаек» — у вас есть золотая, за 30 лет работы на сцене. Словом, это самая важная пьеса для театра. И вот сейчас она предстанет в авангардной интерпретации...
Верник. На самом деле текст «Чайки» позволяет перевести ее на язык современного театра, а МХТ всегда был площадкой для экспериментов. Станиславский был великим реформатором, изменившим способ существования актера на сцене. К слову, он играл Тригорина! Вы видели афишу на фасаде театра с ним в этой роли? Каждый раз, когда прохожу мимо, меня трепет охватывает.
У входа в зрительный зал. Дверь распахивается, и в коридор спешно выходит Дарья Мороз.
Мороз. Сколько можно ждать? У меня температура 39, я еле живая. Как я работаю с этим человеком столько лет?
Верник. А я только тебя жду! Я готов. Снимаем! Куда идти? (Широко улыбается.)
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Снова буфет, но пустой — вечер. Дарья Мороз и журналист.
Мороз. Я была удивлена, что Оскарас предложил мне Аркадину, ведь обычно на эту роль выбирают актрис намного старше. (Аккуратно срезает со шницеля жареную корочку.)У нас в ее отношении вообще существует определенный штамп, кто ее должен играть и как. Но у Коршуноваса как у человека европейского совсем другой взгляд.
Журналист. Вас с Аркадиной объединяет то, что вы обе — известные актрисы. Как вы относитесь к славе?
Мороз. Точно не упиваюсь известностью и даже не люблю, когда меня узнают на улице. Не считаю, что обязана улыбаться всем. Да, иногда я пользуюсь благами, которые приходят ко мне вместе со славой, но и сталкиваюсь с проблемами, возникающими из-за популярности. А для Аркадиной известность — инструмент. Если бы она жила сейчас, то так же постила бы в инстаграме, снимала ролики на YouTube, играла в кино. Она и мужчину себе выбрала такого, который поддерживает ее роль великой артистки.
Журналист. Она любит Тригорина?
Мороз. Думаю, это сговор. Между действиями проходит два года, но они так и не женятся, а живут в вольном тандеме, где никто никого не содержит. Очень современная пара, почти идеальный союз. Круто, конечно, когда случается большая любовь, но такое происходит, во-первых, редко, а, во-вторых, это легко спутать с влюбленностью.
Журналист. О чем для вас эта пьеса? О любви, карьере, мечте?
Мороз. Для меня главный вопрос — насколько Треплев, Аркадина и Тригорин талантливы. Они два бездаря, а он классный перформер, придумавший новую режиссуру, или наоборот? Возможно, все талантливы, просто у них противоположные взгляды на искусство, и все они имеют право что-то сказать.
Журналист. Вы с чеховскими текстами работали не раз. Играли Машу в «Чайке» в «Табакерке», потом Тузенбаха в «Трех сестрах» в МХТ, и вот сейчас. Помогает этот опыт?
Мороз. Конечно. Во время подготовки к «Трем сестрам» мы несколько месяцев пытались всем составом заговорить по-другому, без налипших к репликам интонаций. И вот когда это получилось, мы услышали, как звучит Чехов. Это очень жесткий драматург. Знаете, было время, когда я начитывала аудиокниги, и в этой работе было простое правило — не играть текст. С Чеховым то же самое.
Журналист. А почему?
Мороз. Все просто. Круче, чем он написал, все равно не сыграешь.
Занавес.
Текст: Татьяна Паласова
Фото: Кирилл Колобянин
Стиль: Ирина Фирсова
Макияж и прически: Наталья Огинская
Продюсер: Екатерина Дементьева
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess