5 сентября

Седа Каспарова: «Трудности — главный двигатель»

Как выйти из замкнутого круга серых будней и раскрыть свой потенциал? Седа Каспарова, тренер по голосу и речи и спикер TEDx знает ответ — нужно поставить цель и идти к ней, даже если все вокруг считают это сумасшествием. О том, чему ее научили трудности, зачем покорять морские проливы и горные вершины Седа рассказала U MAGAZINE

Пять лет назад мне впервые пришла в голову мысль о том, что вызовы, которые я бросаю себе в обычной жизни, могут помочь и в бизнесе. То время было непростым: я переехала в Москву из Беларуси, еще не до конца адаптировалась. У меня только-только родилась дочка, и все было новым, непонятным. Нужна была точка опоры — сфера, в которой я смогу добиться успеха и в которой смогу справиться со всеми задачами. Казалось, это станет источником ресурса и сил. Так я придумала себе образ розетки, от которой я заряжаюсь, и решила, что если у меня все получится, то в бизнесе тоже дела пойдут хорошо.

Седа Каспарова: «Трудности — главный двигатель» фото № 1

Идея переплыть Босфор возникла совершенно случайно. По-началу ее реализация казалась такой же сложной, как построение бизнеса. Однажды мне попалась статья про тех, кто участвует в заплывах через Босфор. В такие моменты ты ставишь себя на место других и думаешь: «Что было бы, если бы там была я? Как бы я себя ощущала?».

Плаванием я никогда не занималась. После 20 метров на дорожке я начинала задыхаться. А еще боялась глубины. Здесь требовалось переплыть 6,5 км на открытой воде — так что я решила бросить себе вызов.

Три года тренировок перед заплывом научили меня не только держаться на воде, но и быть терпеливее, держать себя в руках. Такие тонкости мне пришлось познавать уже во взрослом возрасте потому, что в детстве у меня не было спортивной или музыкальной школы, где могли бы привить дисциплину.  Это повлияло не только на меня, но и на бизнес: вместе с улучшением навыков плавания шел рост моего проекта. И опыт того, как я добилась своей цели несмотря ни на что, спровоцировал часть моей аудитории заняться тем, что они давно откладывали — а то и вовсе перестать грезить мечтой и начать двигаться к ней.

Седа Каспарова фото № 2
Седа Каспарова

Когда я покорила первую большую воду и подплывала к понтону, то подумала: «Неужели это все? Сейчас я финиширую — и что дальше?». Распространенная ошибка, которую совершают многие, вроде установки похудеть к лету. Наступила теплая погода, ты избавилась от лишних килограммов, потом пришла осень — и вроде бы можно вновь наедать «ушки» на боках. Нужно грамотно обозначать цели: я поставила задачей переплыть Босфор — и сделала это. А что же дальше? Было страшно, я не знала, что делать: потребовалось время, чтобы найти в жизни новые стимулы и двигаться дальше, а заодно научиться использовать полученный опыт. 

После покорения Босфора я решила вновь бросить себе вызов и взойти на Арарат. Подготовка к этому имела мало общего с уроками плавания: в бассейне я знала, что нужно проплыть столько-то километров по дорожке, здесь же делала упор в целом на общую выносливость. В горах приходится идти медленно и грамотно распределять силы, даже если хочется ускориться — и тренировать эти навыки на равнике оказалось тяжело. Но мне было ценно знать, что я поставила перед собой эту задачу — и стремлюсь к ней. По одной из библейских легенд, после потопа Ноев ковчег причалил именно на Арарат, поэтому мне хотелось, чтобы именно он стал моей первой горой.

Седа Каспарова: «Трудности — главный двигатель» фото № 3

Конечно, перед покорением Арарата были «тестовые» походы на гору Арагац в Армении. Оказалось, что при восхождении большую роль играет акклиматизация — мы останавливались каждые полчас-час и делали привалы, чтобы дать адаптироваться нервной системе и вестибулярному аппарату. После этого я была готова покорить 5137 метров Арарата.

Ближе к вершине у меня от ветра и света затек один глаз — практически не открывался, не спасали даже очки. Помню, в какой-то момент проводник сказал: «Осталось 300 метров», и мне казалось, что уже вот-вот, и финиш. Но в результате 300 метров превратились в 1,5 километра, ведь мы двигались не по прямой. Иногда тропа была настолько каменистой, что приходилось буквально подтягиваться на руках, чтобы перебраться через препятствия и идти дальше. Временами было тяжело, возникало желание бросить все это, но в такие моменты важно одергивать себя: «Не ной!».

Седа Каспарова: «Трудности — главный двигатель» фото № 4

Восхождение на Арарат стало еще одним элементом процесса жизненной трансформации, возможностью выйти на другую высоту — в том числе, в физическом смысле — и показать самой себе, что я могу, доказать, что это по плечу и другим, раз у меня получилось. 

Я в очередной раз поняла, что трудности — главный двигатель нашего развития и реализации самых смелых задумок. Мне говорили: «Тебе не под силу преодолеть Босфор, ты ведь не умеешь плавать!», «Арарат? Там же опасно!». Но, когда мы ставим глобальную цель и идем к ней, несмотря ни на что, то заряжаем ее своей энергией, превращая в некую путеводную звезду, в яркий маяк. И если сможешь реализовать то, к чему вроде бы предпосылок не было, значит, получится и остальное.

Седа Каспарова фото № 5
Седа Каспарова

Источник фотографий: Личный архив героя


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147