6 февраля | Зарина Козонова
Новый взгляд на классику в современном искусстве: колонка художницы Алисы Гореловой
До 16 февраля в пространстве ГРАУНД Солянки проходит персональная выставка молодой петербургской художницы Алисы Гореловой под кураторством Кати Бочавар «Здесь обитают драконы. Hic sunt dracones», которую представляет галерея Елены Паршиной и Надежды Аванесовой PA Gallery. Эксклюзивно для UMAGAZINE Алиса Горелова рассказала о поисках новых смыслов в искусстве прошлых эпох через оптику современности, пленительности маньеризма, а также поделилась своим опытом художественного всматривания в шедевры старых мастеров
Мир не стоит на месте: достижения науки проникают в самые отдаленные уголки планеты, медицина развивается, жизнь людей становится более технологичной, а ее продолжительность удлиняется, и, если верить канадскому ученому-нейропсихологу Стивену Пинкеру, современное общество становится более гуманным (хотя с этим утверждением можно поспорить). Однако если присмотреться к тому, что беспокоит человечество в целом и отдельно взятых людей, возникает ощущение, что в сфере идей и смыслов мало, что меняется: причины для радостей и печалей остаются одними и теми же на протяжении веков. Это осознание становится более ясным благодаря анализу искусства разных эпох через призму исторического контекста — в искусстве прошлого можно найти много параллелей с современностью.
Если люди в прошлом несмотря или вопреки тому, что происходило вокруг, создавали потрясающие произведения искусства, у меня будто нет оправдания не стремиться к тому же. Это осознание не только успокаивает, но и ободряетМне нравится находить в работах старых мастеров идеи, которые пластически и концептуально перекликаются с моими собственными поисками. Воплощением моего художественного всматривания в историю искусства стал новый проект «Здесь обитают драконы. Hic sunt dracones», который мы представляем совместно с PA Gallery. Одним из моих последних открытий в искусстве прошлого стал маньеризм — течение в западноевропейском искусстве XVI века. Маньеризм заворожил меня в первую очередь визуально и пластически. Визуальный импульс, который я ощутила, был интуитивным — как художнику мне могло бы этого хватить для вдохновения. Но при соприкосновении с историческим контекстом я обнаружила более глубокие смыслы. Маньеризм развивался в период экономического и политического кризиса: это эпоха Реформации и Контрреформации, когда идеалы Ренессанса — представление о человеке как о совершенном творении Бога, находящемся в центре мироздания, — претерпели значительные изменения. Взгляд человека на самого себя в это время менялся, привычный мир рушился.
Человек, оказавшийся на развалинах привычной реальности, перестал воспринимать себя частью единого гармоничного мираМаньеризм отражал ощущение одиночества и отчуждения человека в хаосе жизни. Если бы я не знала, что это характеристика середины XVI века, я бы сказала, что это описание человека первой четверти XXI века. Визуальная эстетика маньеризма сложнее для восприятия, чем безупречное Возрождение или страстное барокко. Долгое время в маньеризме не видели большой ценности — его считали последней стадией Ренессанса, вырождением стиля или этапом перед появлением барокко. Мне нравится неочевидность и многослойность этого явления: несмотря на то, что маньеризм занял своё место в истории искусств, споры о нём продолжаются. Я вижу в маньеризме невероятную красоту — вытянутые, искаженные фигуры, нарушающие пропорции и законы перспективы, нагромождения тел, сложные композиции, тяготение к монументальности. Это невероятно пленительно. В работах художников-маньеристов фигура человека часто переходит из субъекта в объект — человеческое тело может служить как символ или аллегория. Этот подход мне близок: когда я заполняю пространство холста разнообразными персонажами, мои изображения нередко превращаются в орнамент из тел.


В любом произведении искусства должен быть конфликт: в работе с телесностью мне всегда было интересно исследовать напряженную границу между заботой и враждебностью, мягкостью и агрессией, ранимостью и жесткостью.Поэтому я часто изображаю сплетенные тела, которые могут напоминать то ли непонятный романтический танец, то ли бесконечную борьбу с миром, другим «чужим» или с внутренним собой. В проекте «Здесь обитают драконы. Hic sunt dracones» я опиралась на искусство прошлого даже больше, чем обычно. Я стремилась создать новую реальность, насыщая пространство образами из классического искусства — гобеленов, ренессансной майолики и фарфоровых статуэток. Увеличивая форматы холстов, я расширила пространство картины, делая его более глубоким и поглощающим за счет цвета, «перенаселенности» и разноформатных фигур. Для меня было важно расширить методы, которые я могу использовать в живописи: я стремилась выразить свои идеи и ощущения через диалог с классическим искусством — возможно, не прямым текстом, но находясь где-то рядом с ним в умозрительном пространстве.




Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess