22 августа
Мила Комракова: «Танцевальное кино — самый необычный вид искусства»
Кино бывает очень разное: страшное и смешное, задумчивое и легкомысленное, возвышенное и приземленное, светлое и мрачное, и какое угодно. А еще кино бывает танцевальное. О нем вроде бы мало кто знает, но вместе с тем оно давно покоряет сердца зрителей по всему миру. В нашей стране трендсеттером в этой области и главным популяризатором танцевального кино является режиссер Мила Комракова, обладательница более 100 наград международных фестивалей, включая победу в двух номинациях на Малом Каннском Кинофестивале в прошлом году. Вместе с ней мы разобрались, что же такое танцевальное кино, и почему с этим интереснейшим феноменом обязательно стоит познакомиться
Для того, чтобы ответить на вопрос, что такое танцевальное кино, необходимо для начала определиться с тем, что такое танец. Однако даже у создателей танцевального кино, по словам Милы Комраковой, нет единого мнения на этот счет. «Например, как-то на фестивале в Лиссабоне победил фильм, в котором девушка падала с горы матрасов в разных позах, — рассказывает она. — Больше там не было ничего. Но считается, что это танец, а следовательно и фильм — танцевальный». Проблема в том, что теперь фактически любое движение называют танцем, добавляет Мила. Из-за этого понятие танцевального кино тоже не имеет жестких рамок. Сама Мила Комракова определяет танцевальное кино так:
«Это фильм, где весь смысл передается пластикой тела, и все кинематографические выразительные средства подчинены движению тел. Это фильм не о танце, а фильм, где язык повествования — танец»Таким образом, танцевальное кино подобно классическому балету или народным танцам, изначально, еще в незапамятные времена, заключает в себе целые истории и служит способом передачи информации и выражения эмоций.
Кинематограф на начальном этапе своего развития в некотором смысле был весь танцевальный. Звука-то в кино не было, как и, соответственно, диалогов. Вот и приходилось рассказывать сюжеты главным образом посредством музыки и экспрессивных движений артистов. Так что справедливо будет заметить, что современное танцевальное кино наследует традициям великого немого кино, а то, в свою очередь, наследует древним традициям танцевальной культуры.
Позже, с появлением звука, танцевальное кино выделилось в отдельное направление, которое далее развивалось и существовало самостоятельно, но периодически заявляло и продолжает заявлять о себе на весь мир. Вспомнить хотя бы «Бал» режиссера Этторио Скола, номинированный в 1984 году на «Оскар», где без единого слова, в танце излагаются события бурной Франции с 1930-х по 1960-е годы или знаменитые фильмы-балеты Александра Белинского — «Анюта», «Галатея», «Чаплиниана» и другие. Сегодня танцевальное кино, пускай его обычно и не показывают в кинотеатрах, активно завоевывает новую аудиторию, в том числе и в нашей стране. Наиболее известный режиссер этого жанра — Мила Комракова, ее работы регулярно побеждают на престижных международных фестивалях. Так, например, в прошлом году ее фильм «Стена» победил сразу в двух номинациях на Малом Каннском фестивале Global Short Film Awards: стал лучшим танцевальным фильмом, а Мила Комракова была признана лучшим режиссером.
У фильма интересный сюжет: шесть разных пар танцуют, в процессе одновременно разрисовывая из баллончиков серую невзрачную стену, превращая ее в холст для создания красивого произведения уличной живописи. Рисунок на стене, созданный в танце, — это двухмерная проекция самого танца и тех чувств, которые он выражает.
Танцевальное кино — это не просто танец, запечатленный на камеру. Кинематографические инструменты — монтаж, операторские приемы, работа с цветом и светом позволяют сделать бесконечно красивый и столь же загадочный язык танца более доступным для понимания и считывания на интуитивном уровне.
Как отмечает режиссер, потенциальная аудитория танцевального кино никак не ограничена. «Абсолютно любому человеку может понравиться танцевальный фильм, если он качественно сделан. У нас есть прекрасные отзывы мужчин и женщин самого разного возраста, танцующих и не танцующих. В танцевальном кино, как и в игровом кино, есть много жанров: от комедии и до триллера», — говорит Комракова. В этом легко убедиться, взглянув на фильмографию режиссера. В ней есть, например, напряженная психологическая драма «Побег» — душераздирающая история двух сестер, история о любви и взаимовыручке, о чувствах, пронесенных из детства через всю жизнь. Но при этом решенная в весьма необычном формате, размывающем границу между реальностью и фантазией. Или мистический триллер про вампиров «Вкус ночи», напоминающий лучшие образцы этого жанра, от «Интервью с вампиром» до «Дракулы», но ломающий привычные клише поистине неожиданным сюжетным поворотом.
Впрочем, конечно, наиболее востребованный жанр в танцевальном кино — это все равно фильмы о любви. Во-первых, потому что это вообще во все времена самая важная и животрепещущая тема. А во-вторых, что может лучше передать всю эту бурю эмоций, которая захватывает влюбленных, чем танец? И что может красноречивее поведать о том, что происходит в душе у влюбленного, чем язык тела? Именно поэтому танцевальное кино очень важно беречь и всячески поддерживать. «Наша страна обладает блестящей плеядой танцовщиков и хореографов. Это наша гордость, и нам есть, что показать миру не только в театре, но и в кино. А главное — как показывает практика, очень широкому кругу зрителей это интересно», — говорит Мила Комракова.
Источник фотографий: пресс-служба режиссера, коммуникационное агентство "БЮРО №1"
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess