28 марта

Кристина Краснянская: «Русский авангард давно стал международным брендом»

Искусство обладает уникальной способностью уводить человека от проблем и суеты, открывая двери в параллельные вселенные. 6 марта одну из таких дверей открыла выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». Подробности — в авторской колонке исполнительного директора Еврейского музея и центра толерантности Кристины Краснянской

Кристина Краснянская фото № 1
Кристина Краснянская
Ведущие выставочные проекты кураторы сегодня стараются выстраивать через диалог или, если хотите, симбиоз разных видов искусства, через сопоставление жанров, эпох и традиций. Не так давно, перед пандемией, я посетила новое пространство МоМА в Нью-Йорке, где в рамках постоянной экспозиции работы Пикассо были представлены одновременно с радикальным современным артом, африканской скульптурой и фотографиями Родченко. Сопровождавший меня куратор тогда пояснил, что это новая тенденция музея: показывать взаимосвязь и влияние друг на друга разных видов искусства. В этом же музею видится и возможность «освежить» произведения классиков модернизма и завоевать интерес молодой аудитории.
Давид Штеренберг. Натюрморт с синей вазой. 1920 Холст, масло. 67х68. Екатеринбургский музей изобразительных искусств фото № 2
Давид Штеренберг. Натюрморт с синей вазой. 1920 Холст, масло. 67х68. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Давид Штеренберг. Натюрморт со свечой. 1919-1920. Холст, масло. 67,5х68. Екатеринбургский музей изобразительных искусств фото № 3
Давид Штеренберг. Натюрморт со свечой. 1919-1920. Холст, масло. 67,5х68. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Тема влияния вообще очень важна для искусства — итогом переложения художественных традиций на иной арт-язык иногда становятся поистине уникальные вещи. Для художников модернизма и русского футуризма ориентация на народное и примитивное искусство была не только способом избавиться от академических стереотипов, но и одним из важнейших принципов творческой практики: европейский кубизм, например, опирался на искусство народов Африки и Океании, а русские футуристы — на лубок и иконопись. Хуан Миро заявлял, что наскальная живопись — есть вершина изобразительного искусства, а отец русского абстракционизма Василий Кандинский переосмысливал в своих ранних произведениях уже упомянутый лубок.
Натан Альман. Портрет Сильвии Гринберг. 1923 Холст, масло, асфальт. 59.8 х 45 см. Собрание семьи Палеевых фото № 4
Натан Альман. Портрет Сильвии Гринберг. 1923 Холст, масло, асфальт. 59.8 х 45 см. Собрание семьи Палеевых
Александр Тышлер. Цветодинамическое напряжение в пространстве. 1924 Холст, масло. 128,5х97,5. ГМИИ им. А. С. Пушкина фото № 5
Александр Тышлер. Цветодинамическое напряжение в пространстве. 1924 Холст, масло. 128,5х97,5. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Русский авангард давно стал международным брендом. За это искусство, покорившее всех и представленное лучшими музеями мира, коллекционеры из разных точек планеты сражаются на главных торгах. В нем всегда есть место для искусствоведческих исследований и открытий. Поэтому, думаю, и выставки, связанные с темой авангарда, вызывают особый интерес как у публики, так и у специалистов.
Яков Паин. Пила. 1918-1919. Фанера, масло. 71х62. Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств фото № 6
Яков Паин. Пила. 1918-1919. Фанера, масло. 71х62. Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств
В Еврейском музее и центре толерантности с 6 марта по 9 июня как раз проходит одна из таких выставок — под названием «Еврейский авангард». Она раскрывает тему российского авангарда как мозаики, соединившей традиции и культурные коды разных этносов, и стала главным проектом музея нынешней весной. В экспозиции представлены работы целой плеяды выдающихся художников, таких как Марк Шагал, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и Натан Альтман, принадлежавших к различным течениям и адаптировавших открытия модернизма в своих опытах по созданию «нового еврейского искусства».
Марк Шагал. Человек с опрокинутой головой. 1918 Бумага, тушь, перо, карандаш. 29,2x22,3. Государственная Третьяковская галерея фото № 7
Марк Шагал. Человек с опрокинутой головой. 1918 Бумага, тушь, перо, карандаш. 29,2x22,3. Государственная Третьяковская галерея
Давид Штеренберг. Натюрморт. 1919-1920 гг. Холст, масло. 55 х 69,5. ГУК ТО «Тульское музейное объединение» фото № 8
Давид Штеренберг. Натюрморт. 1919-1920 гг. Холст, масло. 55 х 69,5. ГУК ТО «Тульское музейное объединение»
В основе концепции выставки лежит идея показать, как российские художники еврейского происхождения соединяли радикальные формальные эксперименты с идеей национального искусства, национального культурного кода, оставаясь частью общего глобального направления в искусстве XX века. Разделяя интерес своих коллег художников-модернистов к национальной культуре и народному искусству, еврейские художники обрели собственное национальное своеобразие и вдохновение. Выставка показывает эволюцию их творчества на протяжении двух десятилетий, с 1910-х до 1930-х, от актуализации национального искусства до ухода в абстракцию.
«Еврейский художник — одинок. У него охотно замечают и ценят мысль, фантазию, идеологию, его общественное влияние и эмоциональные моменты. При этом никто не собирается поинтересоваться специфически живописными достижениями еврейского художника, не замечают важнейшего момента творчества — мастерства художника» Критик Абрам Эфрос в своей статье «Лампа Аладдина»
Именно мастерство художников первой трети прошлого века смогут оценить все любители авангарда на нашей выставке. Кстати, в залах музея будет представлена реконструкция выставки 1922 года московского отделения Культур-Лиги, на которой экспонировались произведения Альтмана, Шагала и Штеренберга, — ее до сих пор считают самой удачной с точки зрения показа авангардных тенденций в творчестве еврейских художников. Отдельной главой новой выставки станет национальный театр, как площадка для творческого эксперимента. Напомню, что с Московским государственным еврейским камерным театром сотрудничали и уже вышеупомянутый Абрам Эфрос, и Алексей Грановский, и Соломон Михоэлс, и Марк Шагал.
Иссахар Бер Рыбак. Рынок. Из альбома «Штетл» («Местечко»). Бумага, литография. 33,2 х 48,2. Музей истории евреев на территории бывшей царской империи фото № 9
Иссахар Бер Рыбак. Рынок. Из альбома «Штетл» («Местечко»). Бумага, литография. 33,2 х 48,2. Музей истории евреев на территории бывшей царской империи
Сегодня, как и сто лет назад, опыты авангарда невероятно интересны и зрителям, и современным художникам, которые ищут свои связи в искусстве, свое вдохновение и хотят сказать свое слово. Опираясь на культурный код в искусстве, соединяя его с современными технологиями, как и раньше, художник обретает невероятную свободу для деятельности и высказывания.

Источник фотографий: Архив пресс-службы Еврейского музея и центра толерантности


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147