26 июня 2023 | Денис Мережковский
Дягилевский фестиваль: 7 самых интересных событий, которые нельзя пропустить
Теодор Курентзис, хор musicAeterna, барочная опера, немое кино и Гоша Рубчинский — в Перми стартовал юбилейный Дягилевский фестиваль, который продлится до 2 июля. Рассказываем о самых интересных событиях программы в специальном обзоре Дениса Мережковского для U magazine
Гендель: «Триумф времени и разочароввания»
Свою знаменитую ораторию Il trionfo del tempo e del disinganno Гендель, вдохновленный путешествием по Италии, закончил в 1707 году. Работа вышла настолько великой, что сюжет о противостоянии Наслаждения и Истины по сей день исполняется по всему миру. На Дягилевском фестивале премьеру своей версии «Триумфа» в исполнении оркестра La Voce Strumentale представит ученица Андрейса Джагарса и режиссер Елизавета Мороз, знакомая нам по работам в Большом, Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Новой опере. За пульт встанет один из главных специалистов по барочной музыке — как в России, так и в мире — дирижер Дмитрий Синьковский, в прошлом сезоне назначенный музыкальным руководителем Нижегородского театра оперы и балета. На сцене — Диляра Идрисова, Яна Дьякова, Андрей Немзер и Сергей Годин.
Стравинский: «Персефона» и Симфония псалмов
Спектакль, объединивший «Персефону» и Симфонию псалмов Игоря Стравинского, станет пиком юбилейной программы фестиваля. На сцене Дома музыки на Заводе Шпагина мы услышим не только оркестр и хор musicAeterna, но и увидим одноименную танцевальную группу под управлением хореографа и режиссера Анны Гусевой. Религиозные размышления и античные аллюзии, наполняющие эти произведения Стравинского, зрители Дягилевского фестиваля услышат в новой интерпретации дирижера и музыкального руководителя постановки Теодора Курентзиса. Отдельного внимания заслуживают костюмы, доверенные дизайнеру Гоше Рубчинскому.
Ночные концерты-энигмы
Обязательная часть программы Дягилевского фестиваля, за годы ставшая доброй традицией. В этом году в Пермской художественной галерее случатся концерты солистов культового коллектива musicAeterna и греческого виолончелиста Йоргоса Колудиса, по праву считающегося главным в мире исполнителем на критской лире. Особое внимание — на барочную музыку в исполнении квинтета из флейты, двух скрипок, контрабаса и лютня. Что будут играть музыканты по традиции станет известно ближе к началу каждого концерта, то есть в районе трех часов ночи. И каждый раз в финале — встреча рассвета на берегу Камы.
«Весной»: перформанс Алексея Ретинского
Долгие годы немой киношедевр режиссера Михаила Кауфмана, снявшего «Весной» в 1929 году, считался утерянным. Копию картины нашли относительно недавно (в начале 2000-х) в одной из амстердамских синематек. Увидев эту лишенную любого звука черно-белую ленту, посвященную переменам в природе и человеке в момент наступления весны, композитор Алексей Ретинский взялся создать авангардную музыкальную партитуру, дополняющую одновременно медитативное и вполне остросюжетное кинодействие, развивающееся на экране. «По сей день зазор между тем, что мы видим и тем, что слышим, является непознанной терра инкогнита, — интригует Алексей. — Очень неохотно, но все же раскрывающей свои очертания».
«Времена 300»: проект Петра Главатских
Размышления о параллельном 300-летии «Времен года» Вивальди и 300-летии Перми натолкнули мультиперкуссиониста Петра Главатских, не в первый раз участвующего в Дягилевском фестивале, на идею столкнуть в одной программе старинную, современную и фольклорную музыку. Так «Времена 300» объединили в себе знаменитые инструментальные сочинения Вивальди с концертами прославленного бразильца Нея Розауро, импрессионистической пьесой Эдисона Денисова «Черные облака», собственными работами и многой другой музыкой. 95-минутное путешествие во времени в стенах Пермского мотовозоремонтного завода «Ремпультмаш», четыре года назад превращенного в культурный центр «Завод Шпагина».
Концерт Алексея Зуева
Знаменитый пианист Алексей Зуев, в разное время обучающийся мастерству у Алексея Любимова и Элисо Вирсаладзе, в который раз решил доказать тезис о том, что музыкальная сила фортепиано способна компенсировать звучание целого симфонического оркестра. Полуторачасовой следственный эксперимент проведут в Органном зале Пермской филармонии. Доказательная база выглядит вполне убедительно: фортепианная версия четвертой симфонии Бетховена в транскрипции Ференца Листа, а также «Пять пальцев» и «Жар птица» Игоря Стравинского.
Концерт-спектакль «История солдата» Игоря Стравинского
В Доме Дягилева, где знаменитый импресарио провел детство и юность, солисты оркестра musicAeterna и звезды БДТ им. Г.А. Товстоногова Варвара Павлова и Виктор Букаков под управлением дирижера Дмитрия Бородина разыграют концерт-спектакль «История солдата», который Стравинский писал параллельно со «Свадебкой». Именно поэтому фольклорные лейтмотивы слышны во всем сочинении, наполненном в том числе реминисценциями из французских вальсов, баховских хоралов и американского регтайма. Так музыкальный сюжет, основанный на народных сказках в пересказе Александра Афанасьева, получил свое свежее развитие, звучащее актуально по сей день.
Встречайте летний номер U Magazine! Читать
«Балет»: рассказываем все об одном из самых обсуждаемых сериалов 2023 года Читать
Фарфоровый маникюр — нейл-тренд этого лета Читать
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess