10 января

Антон Козлов: «Я решил создать собственный вариант истории современного искусства моей страны, основанный на лучших его образцах»

Серьезный коллекционер — всегда жесткий логик, практик, человек дела. Но можно ли в эфемерном арт-мире прожить совсем без мечты? На этот вопрос U MAGAZINE отвечает Антон Козлов, коллекционер российского современного искусства, патрон музея «Гараж», автор Youtube-канала «Пока все дома у Антона»

Антон Козлов фото № 1
Антон Козлов
Погрузившись в мир коллекционирования, я столкнулся с удивительной ситуацией, сложившейся с музеефикацией искусства второй половины ХХ — первой четверти ХХ века. Как известно, подлинная история современного российского искусства началась в конце 1950-х — и все, что происходило с этого момента и до распада СССР, укладывается в понятие «неофициальное советское искусство». Факт, казалось бы, неоспоримый, но и он до сих пор нуждается в дополнительной артикуляции. Километры экспозиционных площадей государственных музеев демонстрируют продукцию советских художественных комбинатов и обладателей ленинских премий, выдавая ее за историю искусства нашей страны последних 65 лет. В этой музейной «хрестоматии» отсутствуют имена Злотникова и Турецкого, Нусберга и Инфантэ, Мастерковой и Заневской, Пригова и Герловиных, Комара и Меламида, Сокова и Чуйкова, Кабакова и Булатова, которым отведены места маргиналий на полях официальной истории искусства в России и, до недавнего времени, топ-лотов русских торгов на западных аукционах. Естественное свободное течение художественного процесса нельзя заморозить или изменить указами и регламентами. Наше национальное искусство развивается в единой парадигме с мировым, безусловно, имея локальную специфику. Однако собственная художественная идентичность до сих пор не пестуется и остается, за редкими исключениями, сферой частного интереса.
Антон Козлов фото № 2
Антон Козлов
При всей плачевности такая ситуация открывает коллекционерам возможность заместить музейную инициативу.
«Восприняв это как вызов, я решил создать собственный вариант истории современного искусства моей страны, основанный на лучших его образцах»
Над этим я работаю уже пятый год, а потому на вопрос U о коллекционерских мечтах отвечу небольшим рассказом об уже сбывшихся.

«Новичкам везет», — так говорят и в среде коллекционеров. Часто именно в первый год случаются самые удачные приобретения. А еще говорят, что искусство продают лишь по причине трех «D»: death, debt, divorce. Именно тогда, когда одна известная русско-швейцарская галеристка находилась в ситуации одной из этих «D», мне удалось купить у нее две эталонные работы Злотникова из серии «Сигнальная система» конца 1950-х годов. Особую ценность им придавало то, что Юрий Савельевич при жизни практически не продавал работ из этой самой важной для его творчества серии.

Юрий Злотников. Из серии Сигнальная система, 1958. Коллекция Антона Козлова фото № 3
Юрий Злотников. Из серии Сигнальная система, 1958. Коллекция Антона Козлова
Второй год я встретил мечтой заполучить в коллекцию эталонную работу Ивана Чуйкова, и когда распродавалось собрание итальянского коллекционера А., моя рука была второй после одного частного российского музея. К счастью, их выбор пал на другие работы, и я смог купить «Окно ХХІХ» 1997 года.
Иван Чуйков. Окно #29. Коллекция Антона Козлова фото № 4
Иван Чуйков. Окно #29. Коллекция Антона Козлова
К третьему году благодаря дружбе с художниками, бесконечным просмотрам произведений у меня уже сформировался определенный взгляд на искусство современности — 2010-2020 годов. Моей мечтой стало научиться определять работы, существование которых меняет культурное пространство, которые являются программными высказываниями художника и впоследствии будут признаны шедеврами. Подобный визионерский подход привел меня в мастерскую Егора Федоричева. Помимо масштабности и убедительности самих работ, подкупала абсолютная неспособность художника выгодно преподнести свое искусство. Тогда надо было купить половину работ в мастерской, а я скромно унес один трехметровый холст.
Егор Федоричев. О безответной любви к Родине, 2018. Коллекция Антона Козлова фото № 5
Егор Федоричев. О безответной любви к Родине, 2018. Коллекция Антона Козлова
Четвертый год: все большие амбиции собирать только «музейное» искусство. Оценив по достоинству выразительные возможности инсталляций, я пропал — и пошел искать новые площади для хранения. Моей мечтой стало собрать лучшую коллекцию произведений величайшей русской художницы современности Ирины Кориной, по фамилии которой будут позже определять целое поколение. Это было бы невозможно без ее программных инсталляций. Razzle-Dazzle 2021 года я увидел на Cosmoscow. Осуществить мечту оказалось не сложно: очереди за неи не стояло.
Ирина Корина. Инсталляция Razzle Dazzle, 2021. Коллекция Антона Козлова фото № 6
Ирина Корина. Инсталляция Razzle Dazzle, 2021. Коллекция Антона Козлова
«2023-й год, Москва, Россия. Моя мечта состоит в том, чтобы современное искусство стало неотъемлемой частью культурного опыта каждого жителя нашей страны»
Для этого я предлагаю двигаться от центров культуры в столице ко множеству институций и художественных сообществ по всей стране. Кстати, это и станет одной из первых и важных инициатив фонда «Новые коллекционеры», который мы основали вместе с Мариной Лошак, Екатериной Лапшиной, Антоном Беловым и Михаилом Каменским. Взаимодействуя с частными собраниями, мы планируем работать над усилением присутствия российского искусства второй половины ХХ — первой четверти XXI века в музейном и публичном пространстве.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147