ЗА ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РОССИЙСКАЯ АРТ‐ИНДУСТРИЯ ПЕРЕЖИЛА ЧЕРЕДУ ПОТРЯСЕНИЙ, ОДНАКО ИНТЕРЕС К СОВРИСКУ В СТРАНЕ НЕ ТОЛЬКО НЕ УТИХ, НО И НАБРАЛ НОВЫЕ ОБОРОТЫ. ВО МНОГОМ ЭТО ЗАСЛУГА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГАЛЕРЕЙ, СРЕДИ КОТОРЫХ ПОЯВЛЯЕТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ ЖЕНЩИН — СМЕЛЫХ, АМБИЦИОЗНЫХ, С БЕЗУПРЕЧНЫМ ВКУСОМ И ЧУВСТВОМ СТИЛЯ. НА 11‐Й ЯРМАРКЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА COSMOSCOW U MAGAZINE ПООБЩАЛСЯ С ДЕВЯТЬЮ ГАЛЕРИСТКАМИ, ФОРМИРУЮЩИМИ СЕГОДНЯШНИЙ АРТ‐РЫНОК, И УЗНАЛ, ЧТО ОНИ ДУМАЮТ О МОДЕ, «ЖЕНСКИХ» ТЕМАХ И ГЕНДЕРНОМ ДИСБАЛАНСЕ В ИСКУССТВЕ
Искусство жизни
Алина Пинская
Alina Pinsky Gallery
О профессии галериста Алина начала мечтать еще подростком, и после школы поступила в МГАХИ им. Сурикова — учиться на искусствоведа. После магистратуры в парижской школе ICART к увлечению изобразительным искусством добавился интерес к дизайну — то и другое сегодня представлено в галерее Пинской, которую она открыла в 2017 году в Москве. В собрании Alina Pinsky Gallery — произведения представителей советского андеграунда и современной российской и европейской арт-сцены, а также предметы коллекционного дизайна авторства Пьера Жаннере, Жана Пруве, Этторе Соттсасса, Широ Кураматы и других.
«Сегодняшнее внимание к женщинам-художницам — логичная и нужная стадия, мы ее кругом в мире наблюдаем. Тема “нашего брата” всегда была для меня чувствительной, и это стало одной из причин, по которым я сделала в 2022 году выставку “И как нам создавать свою красоту?”. Экспозиция объединила работы русских художниц всего ХХ века. Удивительно, но многие зрители буквально открывали для себя некоторые имена — например, представительниц советского нонконформизма. Женское творчество в те времена сильно недооценивали — общество было так устроено, что системно уводило женщин в тень. В наши дни уже все не так: художниц сейчас много и у них равные с коллегами-мужчинами шансы на успех. Но, думается, однажды на смену “женской” теме в арт-мире придут другие, и она растворится в общем котле новых веяний и событий.
Я всегда ориентируюсь на внутреннее ощущение и продвигаю-продаю то, что искренне люблю. Это единственно верный подход для небольшой галереи. “Модных поветрий” в искусстве мне, надеюсь, удается избегать — я всегда настаиваю на своем видении. Нельзя пытаться угодить кому-то: эффект будет обратным.
В то же время мода как стилевая часть жизни мне близка. В большей степени, правда, в аспекте ее развития. Это примерно, как с историей искусства — интересно раскладывать в голове периоды и течения. В повседневности же часто нет времени продумывать образы, поэтому отдаю предпочтение своим кожаным пиджакам и челси YSL.
Самая сильная аддикция за последние время — работы Льва Повзнера. Такой коктейль иронии, едкости и какой-то магии; уникальный и соблазнительный визуальный язык. Договорились с ним сотрудничать, открываем вот большую выставку в галерее».
НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВА-ЛИТВИНСКАЯ
Lumiere Gallery
В 2001 году в Центральном доме художника в Москве открылась Lumiere Gallery — первая частная российская галерея, специализирующаяся на фотографии. Изначально приоритет отдавался советскому фотоискусству, однако впоследствии в собрании появились работы современных мастеров. Три года назад создательница галереи Наталья Григорьева-Литвинская открыла новое пространство на Полянке и запустила просветительский проект Lumiere Club, адресованный всем любителям фотографии.
«Наверное, мне повезло — я никогда не сталкивалась ни с какими гендерными предубеждениями. Более того, я уверена, что женщине гораздо проще вести бизнес, в том числе и в России. Она более чутко подбирает свое окружение, офис, партнеров и клиентов. Ей зачастую легче уловить их вкусы и предпочтения, услышать запрос. У меня достаточно большой опыт и масса разных историй за плечами, но мужчины всегда были моей опорой.
В фотографическом искусстве есть свои особенности, связанные с техническими нюансами. В начале XX века вес камеры и ее аксессуаров был слишком велик, чтобы женщинам пришло в голову с этим связываться. С появлением фотоаппаратов Leica все стало проще, но репортажная съемка требовала еще и выносливости. Впрочем, это не помешало появиться Вивьен Майер в Нью-Йорке, Ольге Игнатович в послереволюционной России, Сабин Вайс в Париже и Нине Свиридовой в Москве. Этих прекрасных художниц объединяют лишь любовь к фотографии и умение видеть. Но те же качества присущи и мужчинам. Темы, затронутые в творчестве Сабин Вайс, всегда были близки Роберту Дуано, а звездная Энни Лейбовиц делит успех с Питером Линдбергом и Марио Тестино.
«Для меня мода — это еще одно медиа в искусстве»
Сегодня мы видим моду во всех ее проявлениях, она присутствует в каждом моменте нашей жизни. Я отдаю много времени модной фотографии XX века, но сейчас это уже не далекая планета, как было раньше, а повседневность. Мода спустилась на улицы городов, вошла в наши телефоны и зеркала. А модельеры — те художники, работы которых есть в каждом доме».
АЛИСА БАГДОНАЙТЕ
Alisa Gallery
Прежде чем основать в 2020 году собственную галерею современного искусства, куратор и арт-менеджер Алиса Багдонайте инициировала выставки и культурные проекты по всей России — в частности, была главным куратором владивостокского Центра современного искусства «Заря» и Фонда искусства «Голубицкое». В 2024 году создательница Alisa Gallery планирует открыть новое пространство своей галереи в Дубае и расширить присутствие российских художников в Азии, Европе и странах Ближнего Востока.
«В 2007 году я отправилась в центр современного искусства "винзавод", где в подвалах бывшего винохранилища проходила выставка “Верю” под кураторством Олега Кулика. Впечатление было таким сильным, что я решила заняться современным искусством и на следующий же день устроилась на “Винзавод”. Так, под влиянием выставки, мной был сделан выбор профессии и жизненного пути.
«Мода всегда была для женщин способом самовыражения и освобождения, источником вдохновения и уверенности в себе»
К сожалению, в повседневной жизни я не уделяю моде должного внимания. Мой стиль бережливо экологичный, что-то между sustainable и shabby. Но вообще, я выбираю удобные вещи в любом стиле — от минимализма до французской классики — и ношу их годами. Для рабочих будней, на мой взгляд, идеальна одежда французских марок прет-а-порте Sandro и Zadig, а если хочется чего-то наряднее — Barbara Bui. Обязательная женская “униформа” на всех светских мероприятиях в Дубае, где я сейчас провожу большую часть времени, — вещи Вики Газинской.
К идее вынести женское искусство в отдельную категорию я отношусь осторожно, но считаю, что оно заслуживает особого внимания. Хотя бы потому, что женщинам в искусстве сложнее быть видимыми — как из-за социальных причин — например, большинство арт-резиденций не принимают художниц с детьми, — так и вследствие условных ограничений и стереотипов. Однажды я стала свидетелем ситуации, когда известный куратор смог назвать только три женских имени в советском неофициальном искусстве. Сейчас дисбаланс в презентации мужчин и женщин в этой сфере сокращается, но он все еще есть».
АЛИНА КРЮКОВА
a—s—t—r—a gallery
В 2018 году Алина Крюкова, предприниматель и начинающий коллекционер, запустила галерейный проект a—s—t—r—a, задуманный как онлайн-платформа для продвижения и приобретения доступного искусства. Однако уже спустя год стало понятно, что потенциала у a—s—t—r—a гораздо больше: благодаря этой галерее российские художники отправились сначала на международную ярмарку SCORE в Майами, затем на Spring/Break ArtShow в Нью-Йорк, а потом — на Enter Art Fair в Копенгаген.
«Для галериста нет большего удовольствия, чем видеть рост художника, его успехи, поиски, иногда отчаяние и всегда — раскрытие найденной мысли в новых работах. Если говорить о российских художницах, то сейчас я с нежностью наблюдаю за развитием молодой и яркой Jolie Alien, с которой a—s—t—r—a работает с ее 16 лет. Я вглядываюсь с интересом и вниманием в работы Алисы Горшениной, вовлекающей меня в свои удивительные миры. Восхищаюсь хрупкостью брутальной живописи Наташи Хабаровой. Вдохновляюсь медитативными и молитвенными практиками в искусстве Дишон Юлдаш. Каждая из них честна в творчестве, не следует за модой, не предает себя и уверенно идет по своему пути. Именно такие художники имеют шанс быть услышанными и через многие годы.
У современных художниц много общих тем, но они варьируются в зависимости от территориального и культурного контекста, в котором происходило их становление, и личного опыта. Думаю, в работах художниц по всему миру можно встретить темы перехода из одного статуса в другой, самоидентичности, насилия, мифотворчества, памяти, сновидческих и иных практик. Порой какая-то тема становится частью модного дискурса, и тогда на разные голоса, включая женские, она пропевается художниками во всех странах.
Посещение венецианской биеннале в 2022 году стало для меня невероятным удовольствием и источником долгих размышлений. Чечилия Алемани, куратор биеннале, собрала на тысячах выставочных метрах работы преимущественно женщин художниц — работы мужчин составляли только 10% — и назвала этот проект “Молоко сновидений”, отсылая к книге одной из участниц, Леоноры Каррингтон. Получилась тонкая интеллектуальная симфония, в которой звучали голоса сотни женщин — как ныне живущих, так и уже ушедших».
АННА НАУМОВА
АЛЕКСАНДРА ЛЕКОМЦЕВА
СОФЬЯ СИМАКОВА
Sample Gallery
Онлайн-галерею Sample основали в 2016 году Анна Наумова и Софья Симакова — во многом потому, что им самим не хватало платформы, которая объединяла бы художников, коллекционеров и зрителей. Вскоре к создательницам галереи присоединилась Александра Лекомцева, ставшая специалистом по партнерствам Sample. Сейчас в их послужном списке более 6 тысяч проданных работ и 20 аукционов, а в планах — новая ярмарка современного дизайна Sample Design Fair, которая откроется в конце весны.
Анна Наумова: «сегодня в искусстве очень много женских имен, и дискурсивное поле разнообразно. Художники могут заниматься сразу несколькими темами или быстро переключаться с одной на другую, поэтому мне намного интереснее смотреть на материалы, с которыми они работают. Мне нравится следить за теми, кто развивается самобытно, находит для популярной темы или актуальной проблемы свой способ выражения. Одним из открытий на последней ярмарке blazar, например, стала Лана Морозова — художница, создающая нежные и поэтичные работы из текстиля. С этим же материалом успешно работают Маша Обухова и Алиса Горшенина. Керамистов не сосчитать: Алена Гвоздева, LotaLota, Аполлинария Броше, Оксана Афанасьева. Лена Марру в этом смысле хороший пример — она занималась живописью по негрунтованному холсту, а теперь совмещает ее с керамикой».
Софья Симакова: «первое произведение искусства, которое произвело на меня большое впечатление, я, конечно, не вспомню, — скорее всего, это были какие-то портреты из Третьяковской галереи или скульптуры из Пушкинского музея. Но вот одним из последних открытий стала поразившая меня выставка “Дыхание архитектора”, Breath of an Architect, индийского архитектора Биджоя Джайна, которую до апреля 2024 года можно увидеть в Фонде современного искусства Cartier. Потрясающая экспозиция, где куратор исследует многочисленные связи и отношения, существующие между искусством, архитектурой и нематериальным миром».
Александра Лекомцева: «у меня нет ощущения, что раньше в России всем рулили мужчины, а потом женщинам наконец дали свободу работать в арт-индустрии. Многие арт-деятели, галеристы, руководители ярмарок, музейщики — женщины. И я себя порой чувствую героиней Лии Ахеджаковой в фильме “Москва слезам не верит”, которая говорит: “Нам мужчин не хватает!”. Мне приходилось сталкиваться с недоверием, но оно, скорее, касалось серьезности моих намерений относительно работы, а не того, что я женщина. Часто ведь бывает, когда активные молодые девушки начинают работать в искусстве, открывают галереи, а потом закрывают их, потому что стало трудно или деньги закончились. Мужчины в целом меньше склонны к таким легкомысленным поворотам».
МАРИНА ГИСИЧ
Marina Gisich Gallery
Одним из самых дорогих произведений искусства, проданных на прошлогодней ярмарке Cosmoscow, стала работа Керима Рагимова «Человеческий проект. Эпизод #74», представленная Marina Gisich Gallery. Эта галерея была открыта в 2000 году в Санкт-Петербурге и с тех пор подарила миру искусства не один десяток ярких художников. Секрет успеха и актуальности, по словам ее создательницы Марины Гисич, в постоянном движении вперед и расширении своих взглядов на индустрию. Именно поэтому команда галереи регулярно создает новые проекты: от экспериментального арт-пространства для молодых художников до собственного подкаста.
«Одно из первых моих осмысленных впечатлений — выставка Пьера Сулажа, проходившая лет 20-25 назад в Эрмитаже. Для меня она стала также первым опытом глубоких размышлений о свете и цвете. Помню эти темные, графитово-черные полотна, будто пропитанные трудноуловимым светом, льющимся из глубины, — его можно было только почувствовать. Для меня тогда это было чистым влиянием искусства, которого ты еще не понимаешь и не знаешь, но воздействие оно на тебя уже оказывает колоссальное.
Мода в искусстве для меня не играет никакой роли при выборе художников для сотрудничества. Но если говорить о гардеробе, то я очень комфортно себя чувствую в нарядах от Иссэя Мияке и Comme des Garçons. Я люблю их за баланс художественной мысли и безумия, за смелый крой, высокотехнологичные ткани, которые позволяют мне вести активный образ жизни.
Мне кажется, выделять женское искусство в отдельную категорию совершенно бессмысленно. Перенося искусство, созданное женщинами в периферийную область, мы вновь исключаем его из основного арт-дискурса. В нашей галерее довольно много художниц, которые интересны мне прежде всего тем, о чем они говорят, насколько актуальны их высказывания, как они работают с различными смыслами. Мне всегда было любопытно наблюдать и некую преемственность художниц, как, опираясь на свою историю, они отвечают на локальные и глобальные вопросы. В нашей команде топовые авторы: Марина Алексеева, Надя Зубарева, Елена Губанова, Мария Кошенкова. Совершенно разные художницы являются лицом современного искусства в России».
АННА БАРИНОВА
Anna Nova Gallery
В следующем году одна из ведущих санкт-петербургских галерей Anna Nova отметит 20-летие. Работы ее художников хранятся по всему миру — в коллекциях Центра Помпиду во Франции, галереи Tate в Великобритании, Музея современного искусства M HKA в Бельгии, Третьяковки и фонда V-A-C. Создательница галереи Анна Баринова делает ставку на новые имена и смелые идеи и каждые два года проводит конкурс для молодых художников NOVA ART.
«Галерея — это институция, активно участвующая в становлении и развитии художников, которые формируют актуальную повестку современного искусства»
В работе с авторами мы опираемся на десятки различных критериев, динамично меняющихся во времени, и именно на их основе определяем нашу стратегию и тактику. Можно сказать, что наш подход схож с рабочей моделью венчурного фонда, а это значит, что мы формируем долгосрочный горизонт планирования партнерства с художниками.
Мы стараемся выбирать в пул галереи таких художников, с которым и у нас схожие ценности и общее видение будущего; при этом у каждого автора своя уникальная идентичность и узнаваемый стиль. Среди участников нашей галереи более 10 девушек, например, Александра Гарт, Анна Андржиевская, Юлдус Бахтиозина, Мария Агуреева, Марья Дмитриева, Маяна Насыбуллова. Мне крайне интересно наблюдать за их работой и быть сопричастной к их творческой реализации. Также я рекомендую обратить внимание на то, что делают Таус Махачева, Таня Ахметгалиева, Ирина Корина, Полина Канис, Таня Пеникер, Жанна Кадырова и Ульяна Подкорытова.
Последнее время я много думаю об осознанном потреблении и экологичности, в том числе в моде. Например, мы выпустили капсульную коллекцию одежды совместно с петербургским брендом OLA OLA по мотивам персональной выставки Петра Дьякова “Заповедник”, проходившей летом 2023 года в нашей галерее. Все вещи для коллекции были сделаны из ткани, которая являлась частью инсталляции, — получилось очень яркая ресайкл-история».
Фото Olga Baron
ТЕКСТ МАРИЯ УШАКОВА